В XIII в. феод Шенонсо и соседствующий с ним феод Уд получил сеньор де Марк, амбуазский вассал. В 1360 г. коннетабль Франции Дю Геклен выбил отсюда англичан, которые занимали эти земли вопреки договору в Бретиньи. В 1412 г. Жан I де Марк сдал свои замки английским войскам, но Карлу VII удалось их отвоевать (при этом они сгорели). Король присоединил Шенонсо к Амбуазу, у которого замок находился в вассальной зависимости. 3 апреля 1432 г. Карл VII дал Жану II де Марку право восстановить и фортифицировать свой замок, что и было сделано к 1435 году. Замок был возведён на прямоугольном кирпичном фундаменте, он спускался с южной стороны к реке Шер и был окружён с других сторон глубокими рвами. Мостом он соединялся с фортифицированной мельницей, стоявшей на двух пирсах.
Тома и Екатерина Бойе
С 1460 г., после смерти Жана II, родовое имение оказалось под угрозой: Пьер, старший из детей, проматывал наследство. За процессом внимательно наблюдал турский финансист королевского дома Тома Бойе. Его отец, Остремуан Бойе, из Оверни, прибыл в Турень вместе с Карлом VII, чьим секретарём он был (а позднее секретарём Людовика XI и Карла VIII). Возведённый в 1490 г. Карлом VII во дворянство, он вступил в альянс с семейством турских финансистов дю Пра (один из этого семейства позднее стал советником Франциска I). Сам Тома женился на Екатерине Брисоне, дочери суперинтенданта финансов, тоже из Турени, и сделал успешную карьеру при трёх королях: Карле VIII, Людовике XII и Франциске 1 (при последнем был казначеем итальянских войн). Получив рыцарское звание от Шарля д’Амбуаз под стенами Генуи, он был назначен королевским главнокомандующим в Италии, где скончался в 1524 г. Такая блестящая карьера нуждалась в достойном жилье. Бойе построил роскошный дворец в Туре (сейчас от него остался только камин, перенесённый в замок Плесси-ле-Тур) и задумал завладеть землями Шенонсо.
Он терпеливо и тайно скупал закладные и кредиты на близлежащие феоды в Сивре, Франкёй, Круа, Блере, Лузине, Сен-Жорже, Шиссе и Шиссо. 27 апреля 1496 г. Тома купил сеньорию Уд, составную часть домена, и выстроил там манор, от которого до наших дней дошли лишь части. А 3 июня 1496 г., он вынудил де Марка продать Шенонсо за 7374 ливров и 10 су (по турскому курсу). Наследники де Марка возбудили судебное разбирательство, оспаривая законность сделки, но Бойе в 1512 г. выиграл процесс и стал титулованным владельцем Шенонсо. Из итальянских походов он вернулся поклонником удобных и открытых итальянских загородных вилл. В те времена перед королями, придворными, буржуа, пополнявшими ряды дворянства, стояла альтернатива: или переоборудование старого замка, или строительство новой резиденции. Тома и его супруга пошли по первому пути. В 1513 г. он нанял для «модернизации» башни «Марк», артель строителей, уже овладевших опытом модного строительства в Туре, Амбуазе и Блуа. Они построили сдвоенную лестницу, выходящую на террасу, под которой открывался спуск в нижний сводчатый зал. Фронтон, дверные рамы и декор парадного входа в боковую башенку с пилястрами и капителями с русалками и крылатыми гениями полностью отвечали итальянской моде. Изощрённые декораторы украсили в том же стиле пилястры, обрамляющие широкие лопастные окна, открытые к Шеру, и камины в двух залах, стоящих друг над другом. Старая цитадель, увенчанная церемониальным парапетом, была украшена двумя слуховыми окнами и одним коническим фонарём.
Сначала Бойе хотел просто переделать покои де Марка, но потом изменил свои намерения и, оставив центральный форт и колодец, снёс всё остальное. Новый замок был построен в 1515-1522 гг. на сваях старой мельницы, в тот же период, когда в Блуа строился флигель Франциска I. В 1515 г. Тома ушёл в третий итальянский поход, затем в 1521 г и в 1524 г. опять воевал в Италии (в 1524 г. там и скончался). Из-за его долгих отлучек строительством руководила его супруга Екатерина. Она наняла артель высоклассных туренских строителей, обученных в позднеготической школе, которая расцвела тогда в Туре, торговом городе. Однако строители были вполне восприимчивы к итальянским архитектурным и художественным веяниям. Итальянцы, привезённые Карлом VIII, работали тогда в Амбуазе и Блуа, а их подмастерья, связанные корпоративными отношениями и всегда готовые к учёбе, распространяли по долине Луары новые навыки. Наконец, на общую тональность ансамбля повлиял выполненный другими мастерами декор башни «Марк». План особняка соответствует конфигурации фундамента, образованного двумя пирсами снесённой мельницы, которые были соединены аркадой. Этот фундамент представляет собой квадрат со сторонами длиной 30 м. На нём был возведён павильон, обрамлённый коническими башенками, а с восточной стороны двумя выступами (в одном разместили капеллу, в другом зал и кабинет).
Каждый этаж разделён пополам коридором, идущим параллельно течению реки, таким образом, одна половина этажа обращена к восходу солнца, другая к закату (в каждой половине по два главных зала). Между залами, выходящими на речную стремнину, поставлены прямые лестничные марши, перпендикулярные осевому коридору. Эта двухмаршевая лестница в итальянском вкусе значительное нововведение по сравнению с тем, что в то же самое время король строил в Блуа и Шамборе усовершенствованные, но старомодные, винтовые лестницы.
Новая композиция замка, ограниченная существовавшим фундаментом, позволила избежать чрезмерной грузности. Высокие башенки, пропорции оконных проёмов, слуховые окна, балконы всё это привело к прекрасным эстетическим и бытовым качествам постройки. Верхняя часть высоких пирсов для удобства была принижена (ещё раньше снизили ближний к берегу пирс для размещения жерновов). Над северо-западной частью первого пирса под круглым сводом были построены кухни. От них к воде спускается закрытая лестница, использовавшаяся лодочниками в качестве причала для разгрузки. На восточной части располагается небольшой и малоосвещенный зал, возможно, служивший погребом. Деревянные сходни под аркой ведут ко второму причалу, рядом с которым находятся кладовая комната с ребристыми сводами в два пролёта и небольшая мясная кладовка с круглым сводом.
Северной и западный фасады павильона аналогичны один другому, за исключением центральных окон. На северном фасаде два пилястра, украшенные по образу башни «Марк» и обрамляющие парадный вход, они поддерживают балкон, стоящий на двух консолях. С западной стороны два больших окна освещают лестницу, а нижний оконный проём оформлен в виде балкона. Оба фасада украшены изящным фризом с орнаментальным узором и балясинами, а также слуховыми окнами, увенчанными декоративными фронтонами с пинаклями мотивы, позднее повторенные в Шамборе. Возможно, что южный фасад, замаскированный более поздней галереей на мосту, был таким же, как северный и западный. Чета Бойе попадала в свои владения на левом берегу и свой манор де Уд, на лодке. Тома удалось получить от короля право на возведение моста (Шер был судоходной рекой). Король подписал разрешение в декабре 1517 г, в Плесси-ле-Тур, но ни Тома, ни его вдове, скончавшейся два года спустя после смерти супруга, в 1526 г, выполнить проект не удалось.
Старший из их девяти детей, Антуан, пошёл по стопам отца и женился на дочери генерального казначея Поншера, но тут же пал жертвой политики короля, направленной против его кредиторов, которые были связаны друг с другом. Тогда повесили Бон-Санблансе, 80-летнего старца, а также тестя Антуана. Ему самому пришлось отвечать перед судом, по приговору которого опечатывалось имение и ему надлежало вернуть в казну 90 тысяч ливров. Он был вынужден продать свой замок, по соглашению с братьями и сестрами, Франциску I, который в 1538 г остановился здесь вместе с Карлом V, а затем приезжал сюда на охоту.
Диана де Пуатье
Генрих II, среди других многочисленных даров, предложил Шенонсо своей фаворитке Диане де Пуатье. Замок был собственностью короны и Диане пришлось прибегнуть к уловке. Сделка между Франциском I и Бойе была аннулирована, и последний опять оказался владельцем замка и… должником. Диана купила эти земли в личную собственность, ничего не заплатив, а король простил Бойе долги и восстановил его на службе. Диана повела новое хозяйство по-деловому, подолгу здесь жила, порой вместе с Генрихом II. В 1551 г. она разбила на правом берегу реки, выше замка, фруктовые сады в несколько гектаров, оградив их глубокими канавами с кирпичным ложем и поручив садоводство опытным туренским землевладельцам.
Екатерина Медичи
Королевский архитектор Филибер Делорм построил в 1555 г. Шато д’Ане. Ему же было поручено строительство моста через Шер, задуманное ещё четой Бойе. Работы начались в 1556 г. Мост на пяти полукруглых арках закончили к смерти короля, а элегантная верхняя галерея ещё не была построена. За работу заплатили 9 тысяч ливров из королевской казны. Вдова короля Екатерина Медичи с трудом заставила бывшую фаворитку вернуть замок короне, дав ей взамен имение Шомон, приносившее больший доход. Королева имела большие планы насчёт Шенонсо. Её архитектор Бюйан должен был вмонтировать существующий замок на Шере в качестве небольшого павильона в грандиозный дворец. Замыслы осуществились частично. На сводах пирсов, вверх по течению реки, было пристроено двухэтажное здание с мезонином для капеллы и библиотеки, что утяжелило стройный фасад (эту пристройку разобрали в 186575 гг.). Кроме того, в 158085 гг. по проекту Делорма были сооружены дворовое крыло, три павильона, соединённые двумя низкими зданиями, и галерея с куполами. Эти наружные здания предназначались для придворных матери-королевы, церковного причта и слуг. Затем для Екатерины построили двухэтажную галерею на мосту, украшенную элегантными слуховыми окнами и поставленную в одну линию с западным фасадом. В целом галерея вышла тяжеловеснее, чем планировал Делорм. Павильон, который должен был замкнуть мост на левом берегу, не закончили. Проживание Екатерины в замке, несмотря на гражданскую войну, было отмечено рядом пышных торжеств.
В конце марта 1560 г., после кровавой расправы в Амбуазе, двор появился в замке и устроил «триумф» в честь Франциска II и его супруги Марии Стюарт. За оформление торжества взялся блестящий художник Ле Приматис, создавший убранство, достойное античности. «Триумф» длился до 6 апреля. Двор вернулся сюда в марте 1563 г., после заключения Амбуазского мира, и поставил театральные представления, в которых в качестве актрис выступали дочери офицеров «летучего эскадрона» королевы. Замаскированные под нимф, а затем под крестьянских девушек, они должны были изображать сцены соблазнения сатиров и пастухов, роли которых играли придворные кавалеры. Постановки давались в необычайно свободной атмосфере. Эти праздники шли до 22 апреля. Вершиной развлечений в Шенонсо стала оргия с переодеваниями, которую королева организовала для своего сына, Генриха III и герцога Анжуйского. Король и его свита оделись в женские одежды. Их обслуживали фрейлины королевы в простых мужских одеждах, простоволосые, готовые к любым услугам.
«Белая королева» Луиза Лотарингская
Луиза Лотарингская, супруга Генриха III, находясь в замке Шенонсо, узнала об убийстве своего мужа — короля, и навсегда облачилась в белое траурный цвет королев, замкнулась в своих апартаментах, украсив их похоронными символами. Она жила благочестиво и скудно, тревожимая кредиторами матери-королевы (в 1598 г ей было предложено продать замок), но Генрих IV и его фаворитка Габриэлла д’Эстре освободили Луизу от волнений, в благодарность о важной услуге, которую она им оказала: ей удалось образумить своего брата Филиппа Лотарингского, герцога де Меркёр и последнего вождя католический Лиги. Луиза умерла в 1601 г, завещав имение Сесару, герцогу де Вандом, законному сыну Генриха IV и Габриэллы д’Эстре, женатому на племяннице Луизы, Франсуазе Лотарингской де Меркёр.
После смерти Генриха IV в Шенонсо поселилась герцогиня де Меркёр, тёща Сесара. Она прожила здесь 12 лет, ухаживая за поместьем. Герцогиня была женщиной набожной и поселила в мезонине 12 капуцинок, которые прожили в замке до 1634 г. 11 лет после смерти их благотворительницы.
Дюпены: от сборщика налогов до Жорж Санд
В 1773 г. герцог де Вендом-Бурбонский продал замок за 180 тыс. ливров Клоду Дюпену. Дюпен, сборщик налогов из Шатору, оказал важную услугу банкиру Самуэлю Бернару и его любовнице мадам де Фонтень, за что был вознаграждён как от мадмуазель Луизы-Марии-Мадлены де Фонтень так и концессией. У Дюпена от предыдущего брака был сын, который получил имение Франкёй и стал зваться Дюпеном де Франкёй (он жил вместе с отцом и мачехой). При Дюпенах Шенонсо был реставрирован и вновь приобрёл блестящий вид. Семья проводила в поместье каждую осень в окружении друзей и знакомых не только из финансового мира, но и из мира литературы, искусства и науки. Многие видные деятели культуры XVIII в. от Мариво до Вольтера посещали Шенонсо, где секретарём Дюпена и учителем его избалованного сына служил Жан-Жак Руссо. Ребёнок вырос и стал страшным дебоширом, из-за этого и умер в 1767 г. в ссылке на Маврикии. После смерти Дюпена в 1769 г. в возрасте 88 лет бездетная вдова перенесла свою привязанность на внука супруга. Последний в свои 62 года вторично женился на Марии-Авроре, дочери Мориса де Сакса и танцовщицы, вдове побочного сына Людовика XV, графа де Хорн. От этого союза появился Морис Франсуа Дюпен, ставший, в свою очередь, отцом Амандины Авроры Люси Дюпен более известной под именем Жорж Санд. Знаменитая писательница оставила воспоминания о днях проведённых ею в Шенонсо.
Луиза-Мария-Мадлен Дюпен тихо скончалась в замке е 1799 г., счастливо избежав революционных репрессий. Аббат Леконт, приходской священник, убедил ревком, что разрушение замка, через который осуществляется единственная связь между Моришаром и Блере, будет противно народным интересам. Последний наследник Дюпенов продал в 1863 г имение мадам Пелуз, сестре Даниэля Вильсона, весьма любвеобильной особе. Она отреставрировала замок, использовав эскизы Андруэ дю Серсо. В настоящее время замок принадлежит семье Менье, которая поддерживает несравненную гармонию архитектурных памятников, садов и собраний произведений искусств.