«СВЯТАЯ АННА» ИДЁТ НА ВОСТОК

СВЯТАЯ АННА ИДЁТ НА ВОСТОК Летом 1912 года внимание многих петербуржцев привлекала стоящая на Неве баркентина «Святая Анна». На этом судне лейтенант Георгий Львович Брусилов собирался пройти

Летом 1912 года внимание многих петербуржцев привлекала стоящая на Неве баркентина «Святая Анна». На этом судне лейтенант Георгий Львович Брусилов собирался пройти Северным морским путем к тихоокеанским берегам России за одну навигацию.
Лейтенанту предоставили двадцатидвухмесячный отпуск, и только, но он заинтересовал этим планом располагавшего значительным капиталом своего дядю Б. А. Брусилова. На полученные от него средства было приобретено снаряжение и запас разнообразного продовольствия для тридцати человек на полтора года.
В Англии для экспедиции была куплена баркентина «Пандора-2», переименованная в «Святую Анну». Это судно было построено в 1867 году специально для плавания в полярных водах, в конце XIX века оно под именем «Бланкафра» дважды приходило на Енисей. Несмотря на солидный возраст, это было все еще прочное, прекрасно сохранившееся судно. Судно имело тройную дубовую обшивку, а округлые обводы должны были повысить сопротивляемость его сжатию льдами, подводная часть была обшита листовой медью.
Г. Л. Брусилов не ставил перед экспедицией особых научных задач. Его главной целью был промысел морского зверя в восточных морях Северного Ледовитого океана. К месту промысла он хотел пройти вдоль берегов Сибири только ради сокращения, как он считал, экспедиционных расходов по сравнению с южным путем вокруг Азии, даже в случае вынужденной зимовки.
10 августа 1912 года баркентина вышла из устья Невы. А в конце августа она прибыла в Александровск-на-Мурмане (ныне город Полярный). Здесь был окончательно укомплектован экипаж и взяты дополнительные запасы продовольствия.
10 сентября «Святая Анна» покинула Екатерининскую гавань Александровска, имея на борту 24 человека, среди которых была одна женщина Ерминия Александровна Жданко, родственница Брусилова. Она согласилась принять участие в экспедиции в качестве врача после того, как штатный врач не явился к отплытию.
Тяжелые ледовые условия сильно затрудняли плавание, но судно все же пробилось сквозь льды Югорского Шара и подошло к побережью Ямала, где было затерто льдами на 71°45 с. ш. Брусилов начал готовиться к зимовке, но через две недели ледовое поле, в которое вмерзла «Святая Анна», начало дрейфовать на север. Дрейф продолжался всю зиму, и к лету 1913 года судно оказалось значительно севернее Новой Земли. Вырваться из ледяного плена «Святой Анне» не удалось. Дрейф в северном направлении продолжался весь 1913 год, и к его концу судно было вынесено в Северный Ледовитый океан.
Во время дрейфа «Святая Анна» неоднократно подвергалась сжатию, но ее корпус успешно выдерживал это испытание, чего нельзя сказать об участниках экспедиции. Морально не подготовленные к столь долгому дрейфу, люди стали раздражительными, ссорились. Почти все участники дрейфа переболели тяжелой болезнью, которую они называли цингой, но так как на «Святой Анне» была пища, богатая витаминами, появление на судне цинги маловероятно. Скорее всего, это был трихинеллез, болезнь, вызываемая личинками трихинелл, которые попадают в организм человека при потреблении плохо проваренного мяса медведей, зараженных ими. Особенно тяжело болел сам Брусилов.
Вторая зимовка несла с собою новые тяготы и заботы. Кончились керосин и топливо. Для отопления судна начали разбирать внутренние переборки. Некогда щегольскую баркентину было просто не узнать. Дисциплина на судне падала. В довершение развала коллектива произошел разлад Брусилова со штурманом экспедиции Альбановым. Причина ссоры неизвестна — современные исследователи считают, что в ее основе лежала психологическая несовместимость. Так или иначе, но Альбанов был отстранен от должности штурмана. Тяготясь бездельем и гнетущей обстановкой на судне, он решил попытаться в одиночку достичь берегов Земли Франца-Иосифа, где рассчитывал найти дома и припасы, оставленные английской экспедицией Джексона. Далее он намеревался продолжить путь на Шпицберген или на Новую Землю. Брусилов разрешил Альбанову покинуть судно. Узнав об этом, почти вся команда изъявила желание уйти вместе со штурманом.
Однако после того, как Брусилов предоставил экипажу полную свободу действий, часть его решила остаться на «Святой Анне».
23 апреля 1914 года во главе группы из 13 человек Альбанов покинул судно, находящееся в точке с координатами 83°18 с. ш. и 60° в. д. Через 11 дней пути трое матросов решили вернуться, почувствовав, что им не выдержать перехода. И в самом деле, переход был труднейшим, почти все его участники погибли за время трехмесячного похода. До мыса Флора дошли только два человека сам Альбанов и матрос Конрад. Там, как и ожидалось, они обнаружили дом, запасы продовольствия и боеприпасы и стали готовиться к зимовке. А 2 августа к мысу подошел «Святой мученик Фока», который и доставил в Россию этих двух участников экспедиции Брусилова.
След же «Святой Анны» затерялся в ледяных просторах Северного Ледовитого океана…
8 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять поиски «Святой Анны» и затерявшихся в то время других судов «Геркулеса», «Святого мученика Фоки». Главным гидрографическим управлением было организовано несколько поисковых экспедиций.
В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк «Эклипс», пароход «Печора», паровые шхуны «Герта» и «Андромеда». «Эклипс» под командованием Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом, а остальные суда осмотреть район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.
Для поисков впервые в мировой истории использовалась полярная авиация — лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Farman MF.11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров.
Шхуна «Герта» под командованием Ислямова на своём пути к острову Нортбрук разминулась с возвращавшимся в то же время в Архангельск «Святым Фокой» с Альбановым и Конрадом, но записка Альбанова, оставленная им на базе Джексона на мысе Флора, была обнаружена Ислямовым.
С восточной стороны поиск был поручен судам гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под руководством капитана 2-го ранга Б. А. Вилькицкого. Восточная экспедиция также пыталась задействовать воздушную разведку, однако гидросамолёт «Генри-Фарман» лётчика Д.Н.Александрова потерпел аварию в первом же пробном полёте в бухте Эмма (Провидения) на Чукотке и далее не использовался.
В течение 19141915 годов экспедиционные ледокол-пароходы «Таймыр» и «Вайгач» (командир П.А.Новопашенный) преодолели весь Северо-Восточный проход от Владивостока до Архангельска, впервые сделав это в направлении с востока на запад.
В течение двух лет поисков не удалось обнаружить следов «Святой Анны». В сентябре 1915 года все спасательные экспедиции вернулись в Архангельск, поиски были прекращены.
В 1919 году Альбанов пытался убедить «верховного правителя России» А. В. Колчака (в прошлом участника экспедиции Э. В. Толля) организовать новую поисковую экспедицию, но не преуспел в этом и вскоре сам погиб при не до конца выясненных обстоятельствах.
Следы экспедиции Русанова были найдены в 30-х годах, а судьба «Святой Анны» оставалась загадкой. Скорее всего, она была раздавлена льдами и ее останки были вынесены Датским течением в Атлантику.
Существуют и другие версии дальнейшей судьбы судна, одна из которых допускает возможность того, что оно до сих пор не освободилось от ледяного плена. Но это только гипотеза.
Выписки из судового журнала, доставленные Альбановым, показали, что характер движения льдов в Карском море был совершенно иным, чем считалось ранее. Дрейф судна и поход группы Альбанова помогли уточнить карту Карского моря, так как они проходили через районы, в которых ранее предполагалось наличие значительных массивов суши, названных Землей Петермана и Землей Оскара.
После опубликования доставленных Альбановым материалов к вопросу о существовании этих Земель ученые больше не возвращались.
Промеры глубин, проводившиеся экспедицией, дали интересные сведения о рельефе дна северной части Карского моря. В результате в северо-западной части Карского моря была выявлена впадина, позднее названная желобом «Святой Анны».
Кроме того, изучив дрейф корабля, В.Ю.Визе высказал предположение о наличии в Карском море неоткрытого острова между 78° и 80° с. ш., к востоку от линии дрейфа. В 1930 году советская экспедиция на ледокольном пароходе «Седов», в которой принимал участие и В.Ю.Визе, открыла небольшой остров примерно там, где и указывал ученый. Остров этот получил имя Визе.
В ХХI веке поиски «Святой Анны» возобновились.
В 2010 году под руководством Олега Продана была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция, в ходе которой на острове Земля Георга (Земля Франца-Иосифа) были найдены человеческие останки и предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова. Среди них были: карманные часы, ложка с инициалами «П. С.» (возможно, принадлежавшая матросу Павлу Смиренникову в таком случае останки, вероятно, тоже его), самодельные тёмные очки из бутылочных стёкол, три винтовочных патрона 19101911 годов выпуска и т. д. Многие из найденных вещей упоминаются в дневнике Альбанова.
В 2013 году в период 2-14 апреля М.Р. Фарих и Д.А. Ракитский на вертолёте R-66 совершили полёт на Северный Полюс. Одной из основных целей их перелёта была задача закладки буёв для определения дрейфа льда.
Зная точные координаты шхуны «Святая Анна» на момент покидания её группой Альбанова в апреле 1914 года, были установлены буи на данных координатах, чтобы отследить возможный дрейф судна до места выноса на берег. Это шанс определения судьбы самого судна «Святая Анна» и экипажа, оставшегося на судне во главе с Г.Л.Брусиловым.
Однако, следов судна «Святая Анна» найдено так и не было…

СВЯТАЯ АННА ИДЁТ НА ВОСТОК Летом 1912 года внимание многих петербуржцев привлекала стоящая на Неве баркентина «Святая Анна». На этом судне лейтенант Георгий Львович Брусилов собирался пройти

СВЯТАЯ АННА ИДЁТ НА ВОСТОК Летом 1912 года внимание многих петербуржцев привлекала стоящая на Неве баркентина «Святая Анна». На этом судне лейтенант Георгий Львович Брусилов собирался пройти

СВЯТАЯ АННА ИДЁТ НА ВОСТОК Летом 1912 года внимание многих петербуржцев привлекала стоящая на Неве баркентина «Святая Анна». На этом судне лейтенант Георгий Львович Брусилов собирался пройти

СВЯТАЯ АННА ИДЁТ НА ВОСТОК Летом 1912 года внимание многих петербуржцев привлекала стоящая на Неве баркентина «Святая Анна». На этом судне лейтенант Георгий Львович Брусилов собирался пройти

СВЯТАЯ АННА ИДЁТ НА ВОСТОК Летом 1912 года внимание многих петербуржцев привлекала стоящая на Неве баркентина «Святая Анна». На этом судне лейтенант Георгий Львович Брусилов собирался пройти

СВЯТАЯ АННА ИДЁТ НА ВОСТОК Летом 1912 года внимание многих петербуржцев привлекала стоящая на Неве баркентина «Святая Анна». На этом судне лейтенант Георгий Львович Брусилов собирался пройти

СВЯТАЯ АННА ИДЁТ НА ВОСТОК Летом 1912 года внимание многих петербуржцев привлекала стоящая на Неве баркентина «Святая Анна». На этом судне лейтенант Георгий Львович Брусилов собирался пройти

СВЯТАЯ АННА ИДЁТ НА ВОСТОК Летом 1912 года внимание многих петербуржцев привлекала стоящая на Неве баркентина «Святая Анна». На этом судне лейтенант Георгий Львович Брусилов собирался пройти

СВЯТАЯ АННА ИДЁТ НА ВОСТОК Летом 1912 года внимание многих петербуржцев привлекала стоящая на Неве баркентина «Святая Анна». На этом судне лейтенант Георгий Львович Брусилов собирался пройти

.

Предыдущая запись Легенда о Мышиной башне
Следующая запись «Посмотрите внимательно на настоящее, которое вы создаете

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *