Источник — округ Парижа на достопримечательности, прямо скажем, не богат: Триумфальная арка на площади Шарля де Голля вот, пожалуй, и все, чем он может похвастать. Ну можно еще выделить уютный парк Монсо, являющийся, впрочем, объектом отдыха скорее самих парижан, нежели туристов.
Но есть в 17-ом округе еще одно туристическое место, которое обычно не указывается в путеводителях и которое, несмотря на это, представляет определенный интерес для гостей французской столицы.
Это небольшая площадь, расположенная как раз неподалеку от парка Монсо. Сегодня она на любой карте Парижа обозначена как площадь Генерала Катру (La place du general Catroux) участника Первой и Второй мировых войн, прежде она именовалась площадью Мальзерб в честь Кретьена Мальзерб политического деятеля и ученого, которого казнили в 1794 году по обвинению в заговоре против республики. Заслуги и того, и другого перед своей страной сомнению не подлежат, но если нога туристов и ступает на эту площадь, то вовсе не из-за этих деятелей французской истории.
Все дело в том, что площадь генерала Катру негласно именуется площадью трех Дюма: деда, отца и сына.
Первый Дюма дед Том-Александр Дюма, бравый генерал, ничуть не менее знаменитый, чем тот же Катру. Его приключением и карьерному взлету мог бы позавидовать сам доблестный д’Артаньян, а выпавшим на его долю жизненным перипетиям оклеветанный «друзьями» Эдмон Дантес, граф Монте-Кристо.
Сын чернокожей рабыни с Гаити и французского аристократа, он, взяв фамилию матери, в 1776 году поступил в драгунский полк. Начав с простого солдата, Том-Александр за храбрость и мужество, проявленные в сражениях на стороне республиканской армии, был повышен до дивизионного генерала. Затем последовали итальянская компания и египетские походы под началом Наполеона Бонапарта и в другой должности командующего кавалерией.
В Египте Дюма-дед оказался одним из многих, кто выразил недовольство деспотической политикой Наполеона, за что был выслан тем обратно во Францию. Не добравшись до родины, Том-Александр попал в плен к итальянцам и 2 года провел в заточении. Лишь перемирие в 1801 году между Францией и Неаполитанским королевством подарило генералу долгожданную свободу. Но уже в 1806 году Дюма-генерал, имя которого бережно хранят стены Триумфальной арки, скончался.
В то время его сыну Александру не было и 4-х лет. Спустя годы, решив стать драматургом, двадцатилетний Александр покинул родной город Вилле-Котре и отправился в Париж (за славой, как и его герой д’Артаньян), где через год на свет появился еще один Дюма и тоже Александр. Так как оба они избрали литературное ремесло, то один к своей фамилии прибавлял отец», а второй «сын».
Несомненно, мировую известность фамилии Дюма принес прежде всего Дюма-отец! Именно неуемная фантазия этого никогда не унывающего жизнелюба подарила миру бравого гасконца д’Артаньяна и его верных друзей трех мушкетеров, благородного мстителя графа Монте-Кристо, настоящего рыцаря графа де Бюсси, остроумного и проницательного Шико шута Генриха III и многих других не менее интересных персонажей.
Работая над своими произведениями, Дюма часто прибегал к помощи парижской библиотеки, где выуживал мемуары известных личностей, хроники, исторические факты и различные легенды Парижа. Но вполне возможно, что некоторые идеи для сюжетов он заимствовал и из богатой биографии своего отца: так, есть предположение, что в основу дружбы знаменитой четверки д’Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса легла дружба Тома-Александра во время службы в драгунском полку с несколькими драгунами. Как знать, может и другие книги Дюма завуалированно хранят некоторые моменты жизни отца-генерала
В 1870 году прославленный Дюма-отец скончался, а спустя 13 лет на площади, неподалеку от которой он жил тогда еще она именовалась Мальзерб, ему был установлен памятник, созданный по проекту скульптура и художника Гюстава Доре: улыбающийся писатель сидит на самом верху гранитной глыбы, а у ног его с одной стороны устроились с книгами в руках студент, девушка и рабочий.
C другой же стороны, присев на цоколь, расположился отважный д’Артаньян, словно охраняющий своего литературного отца от всех мыслимых и немыслимых врагов!
Можно сказать, что этот бронзовый монумент стал воплощением сна Дюма-отца, который он когда-то рассказал сыну: видел он себя стоящим на самой вершине скалы, каждый камень которой был одной из его книг
Дюма-сын, живший неподалеку от площади на авеню Вильер, часто приходил к памятнику отцу до самой своей смерти в 1895 году, а в 1906 году на противоположной стороне площади появился памятник и ему автору знаменитой «Дамы с камелиями», ставшему членом Французской академии, чего так и не удалось его отцу…
В 1912-1913 годах на площади установили памятник и Дюма-деду, созданный Альфонсом де Перреном де Монселем. Простояв три десятилетия, он в 1943 году был разрушен нацистами причиной послужило происхождение генерала. Но в апреле 2009 году Дюма-дед вернулся на свое место в виде огромных рабских оков весом в несколько тонн и высотой более 5 метров. Одно кольцо оков разбитое символизирует освобождение от рабства, второе же целое продолжение его существования.
Как утверждает сам скульптор Дрис Сан-Арсиде, целое кольцо оков символ пребывания Дюма-генерала в рабстве в детском возрасте, а разбитое его освобождение и приобретенная слава.
Итак, три Дюма снова вместе И как бы эта небольшая площадь, где они воссоединились, не называлась хоть Мальзерб, а хоть генерала Катру, для туристов она всегда будет площадью трех Дюма. И пусть площади с таким названием не найти ни на одной карте Парижа истинные любители приключений, особенно те, кто вырос на романах Дюма-отца, непременно найдут сюда дорогу.