Произнося некоторые идиомы, иногда мы и не подозреваем, что их автором является Александр Дюма — например, «Ищите женщину!» (по-французски «Cherchez la femme!»).
Александр Дюма издал около 500 произведений (301 том) самых разнообразных жанров, и он был и остается одним из самых читаемых в мире авторов. В то же время его называли самым фантасмагорическим графоманом за всю историю мировой литературы, поставщиком лёгкого чтива, халтурщиком, эксплуататором «литературных негров» и гением.
И сегодня раскрученным делателям бестселлеров есть чему поучиться у Дюма-отца. Дело в том, что патент на литературное рабовладение принадлежит именно ему. Конечно, он сделал гигантские усилия, чтобы создать себе имя и войти в культурную обойму и только потом нанял и закабалил целый штат литературных «рабов». Существование «фабрики рабов» не вызывает сомнений, написать столько в одиночку (и даже продиктовать) физически было невозможно даже самому трудолюбивому и работоспособному автору, тем более что тогда не было ни печатных машинок, ни компьютеров только рукописи.
Несколько скандальных процессов против Дюма обнаружили, что он выставлял свое имя на обложке книг, которых даже не читал. В процессе 1847 года было доказано, что за один год Дюма напечатал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течение целого года, если бы работал без перерыва днем и ночью.
Одним из главных его соавторов, имя которого не появилось ни на одном из их совместном произведении, был французский романист и драматург Огюст Маке. Старший из восьми детей богатого фабриканта, Маке учился в Лицее Карла Великого с 1821 по 1830 год вместе с Теофилем Готье и Жераром де Нервалем, с 1833 года входил в объединение романтиков вместе с Готье, Нервалем, Арсеном Уссе, Селестеном Нантейлем и другими, преподавал в лицее Карла Великого историю, а 1836 года работал в «Фигаро» и писал пьесы. Огюст Маке и Александр Дюма познакомились в 1838-м году, Маке тогда не был ни известным драматургом, ни писателем, а вот Дюма уже успел заработать себе репутацию талантливого писателя и литератора, способного исправить любое не очень удачное произведение. В то время Маке написал пьесу «Карнавальный вечер» и предложил её Антенору Жоли, директору театра «Ренессанс». Жоли пьесу отверг, и тогда друг Маке Жерар де Нерваль, поэт-романист предложил показать пьесу Дюма в надежде на то, что тот поможет ее исправить. После удачной правки Дюма пьеса была принята к постановке в театре. Так и началось сотрудничество двух авторов.
Первым написанным в соавторстве романом Маке и Дюма был «Шевалье д’Арманталь». Изначально Маке хотел назвать свой роман «Добряк Бюва». В романе рассказывалось о политическом сговоре с целью сместить Филиппа II Орлеанского, стоявшего у власти в середине XVIII-го века. Роман содержал множество приключений, политических интриг, всё то, что ценилось французскими читателями того времени. Дюма прочитал отрывок из романа, он ему понравился и предложил Маке свою помощь в переписывании неудачных фрагментов и редактуру. Маке с радостью согласился, и фактически роман был написан двумя писателями в соавторстве, причём кто из них сделал больше работы — неизвестно.
Когда дело дошло до выхода романа в печать, журналист Эмиль де Жирарден, работавший в то время в газете «Ля Пресс», где и должен был печататься роман в виде фельетонов, посоветовал авторам не указывать авторство Маке на том основании, что роман, подписанный фамилией Дюма, будет продаваться в несколько раз дороже, чем если на обложке будет значиться «Дюма и Маке». Оба автора согласились с ним, и Маке получил за работу компенсацию в восемь тысяч франков, что по тем временам было немалой суммой, и начал работу над следующим романом.
Надо отметить, что Дюма изначально нисколько не возражал против появления на обложке имени Маке. Следующие романы также печатались без упоминания имени Маке, в частности, роман «Три мушкетера». Книга вышла в печать и быстро обрела популярность, а имя Маке не упоминалось. Позже Маке уверял, что он первый открыл «Мемуары господина д’Артаньяна»Гасьена де Куртиля, однако согласно формуляру марсельской библиотеки, в 1843 году именно Дюма получил эту книгу. Вместе они написали романы «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», «Виконт де Бражелон», «Сальвандир» и другие, некоторые из которых были переделаны и поставлены в театре. Почти полностью сохранилась переписка соавторов. В ранних записках Дюма давал Маке некоторые советы о построении сюжета и стилистике романов. Есть и записи, где Дюма торопил Маке, просил как можно скорее написать очередной отрывок, поскольку он должен показать его издателю. Позднее Дюма перестал давать Маке советы, а в итоге, согласно тому же архиву переписки, даже перестал заботиться о переписывании рукописей. После ссоры с Дюма Маке попытался восстановить справедливость, в частности, выпускал опровержения и обличительные письма, где говорил, что именно он и только он является единственным автором «Трёх мушкетёров». В качестве доказательства он опубликовал переписанную им главу о смерти Миледи. Это оказалось ошибкой — литературные критики в один голос заявили, что «классическая» версия куда лучше, и всё, что есть в романе гениального, исходит именно от Дюма.
В 1858 году Маке начал процесс о признании его авторства и проиграл его. Ему не помогло даже письменное свидетельство бывшего главного редактора «Сьекль» Матареля де Фьенна, вспомнившего случай, когда Маке восстановил утерянную часть рукописи «Виконта де Бражелона», с разницей с текстом Дюма в тридцать строк на пятьсот строк текста. Друзья Дюма, в частности его секретарь Ноэль Парфе, пытались помирить бывших соавторов, но переговоры закончились ничем.
После смерти отца Дюма-сын обратился к Маке за разъяснениями, в частности, чтобы пролить свет на некоторые финансовые вопросы. В ответном письме Маке написал : «Знайте также, что между Вашим отцом и мною никогда не было денежных недоразумений, но что нам никогда не удалось бы рассчитаться, ибо, не останься за ним полмиллиона, я был бы его должником». Деньгами Маке действительно не был обделён — Дюма неплохо ему платил. За 20 лет до своей смерти Маке даже смог купить старинный замок, где и прожил остаток жизни, а умирая, оставил наследникам огромное состояние.
Вклад Маке (и других соавторов) в романы, подписанные Дюма, остаётся предметом дискуссий и в настоящее время. О их совместной работе рассказывается в книге Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье», а в 2010 году вышел фильм «Другой Дюма» про их соавторство и начало соперничества.