«СПАСЕНА БУДИ ВСЯ ЗЕМЛЯ!», ИЛИ РУССКИЕ ЮРОДИВЫЕ. ИВАН КОРЕЙША…

«СПАСЕНА БУДИ ВСЯ ЗЕМЛЯ!», ИЛИ РУССКИЕ ЮРОДИВЫЕ. ИВАН КОРЕЙША... Пророк из «безумного дома». Он родился 19 сентября 1783 года (в прошлом году отметили 235-лет со дня рождения). Корейша обладал

Пророк из «безумного дома».
Он родился 19 сентября 1783 года (в прошлом году отметили 235-лет со дня рождения). Корейша обладал великим даром, к нему стекались толпы людей. О нем говорили, писали с благоговением и почтением. Знаменитые писатели Лев Толстой, Александр Островский, Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Лесков рисовали в своих произведениях его образ.
Парадокс, но Корейша стал особенно знаменит, сидя в «безумном доме». В то время развелось невероятное количество блаженных, гадалок, прорицателей, вещуний. Среди них вертелось и немало обманщиков, стремившихся заработать копейку-другую. Корейша был не таков: глаз его был зоркий, слово верное.
Каким образом он проникал в человеческие судьбы, исцелял организмы Неведомо. Несомненно, блаженный был наделен особым даром, которым судьба награждает избранных. Но их и испытывает, терзает, часто жестоко
Народ к прозорливцу шел гурьбой. И простолюдины, и знатные господа. Одних Иван Яковлевич встречал с почтением, к другим, невзирая на их чины и ордена, был равнодушен, а то и груб. Ему дозволялось многое, ибо Корейша был пророком. Его имя гремело и докатилось до царского двора.
Приехал к нему однажды Николай I. Корейша встретил императора без почтения, лежа, как бывало не раз. Государь был удивлен, ибо при его появлении все становились во фрунт. «И ты, как ни велик и ни грозен, а тоже ляжешь и не встанешь!», усмехнулся юродивый. О чем они дальше говорили, неведомо, ибо царь и пророк остались с глазу на глаз. Известно только, что спустя четверть часа Николай I вышел от Корейши пасмурный и взволнованный…
Никакого пиетета не проявил Корейша и во время визита генерал-губернатора Арсения Закревского, человека властного и вспыльчивого. Более того, он наговорил гостю немало дерзостей, которые самодур в погонах и при звездах был вынужден стерпеть. Другого бы за такие слова заключили бы в темницу, Корейша же был юродивым, блаженным и потому мог говорить, что угодно и кому угодно
Облик пророка поражал. Его грязное, многими годами немытое тело было скрыто под лохмотьями. О запахе, исходящем от него, умолчим Был пророк невысок, плешив, черты лица крупные, большие уши торчали из-под сохранившихся клоков волос. Глаза горели странным, тусклым блеском, словно в мозг была вставлена свеча.
Откуда он взялся Вестимо, из леса. Причем натурально.
Корейша родился в семье смоленского священника. Его отец Яков Корейша стал священником села Иньково Поречского уезда Смоленской губернии, отказавшись от дворянского звания. Позднее он священствовал в самом Смоленске, где и скончался и был похоронен в Спасо-Преображенском Авраамиевом монастыре. По одним данным, Иван Яковлевич родился приблизительно в 1780 году, по уточнённым данным, 8 сентября старого стиля 1783 года.
Будучи одарённым ребёнком, в возрасте десяти лет Иван поступил сразу во второй класс уездного училища. Из училища в 1796 году он был переведён в Смоленскую духовную семинарию. Окончил духовную семинарию в Смоленске и получил аттестат с отличием. По словам биографов, юный семинарист был окружён «любовью товарищей и наставников». Он выделялся своими успехами в обучении, отдавая предпочтение богословию, латыни, греческому языку и толкованию Священного Писания. Но юноша ни с кем не сближался, предпочитая ребячьим забавам чтение святоотеческой литературы и уединённые занятия. За свою замкнутость и нелюдимость он приобрёл репутацию анахорета.
Там же, в смоленской семинарии, преподавал. Однако решил стать странником. Причем в одночасье. Надо полагать, на него снизошло озарение. Как повествует современный биограф, «судя по всему, с детьми ему было так же скучно, как и с взрослыми. Жил он, прислушиваясь к чему-то, другим не слышимому. В 1806 году, в мае, прервал внезапно урок на полуслове, закрыл книжку и вышел из класса. Изумлённые дети увидели в окно, как он идёт через школьный двор, выходит за околицу и исчезает в дорожной пыли».
Без вещей, без денег Иван отправился в святые места. Был на Богомолье у Соловецких чудотворцев, посетил Киевскую лавру. Возле Могилева тяжело заболел и шесть недель провел в горячке. Едва выжил. Дал обет посетить пустынь преподобного Нила Столобенского в Тверской губернии. Там снова слег. Попросил богомольцев отнести его к святым мощам. Там исцелился Вернувшись исцелённым к себе на постоялую квартиру, он сказал своей хозяйке: «Да! Ныне несли меня на руках и в церкви усадили, а через пятьдесят три года опять понесут и уж уложат в церкви». По мнению биографов, это было первое его пророчество, касавшееся его смерти через 53 года.
В пустыни Корейша впервые явил свой дар. У монастырской братии исчезла часть пожертвований. В пропаже денег обвинили казначея. Хотя тот клялся и божился, что чист, ему не поверили. И уже готовили строгое наказание. Тут вмешался Корейша: «Позовите иеродиакона Андрея!» Тот явился. И сознался в воровстве. За это и подвергся епитимье
Поселился Иван Яковлевич в глуши, в смоленских лесах, став отшельником. Питался, чем Бог послал. Не боялся ни темной чащобы, ни лютого зверя. Народ молвил, что отшельник медведей и волков чуть ли не с руки кормит. Его видели спящим на земле или ходящим на морозе босиком, питающимся только хлебом, смачиваемым снегом или родниковой водой, одетым зимой и летом в одну белую холщовую рубаху (по иным источникам, одетым в неизменный синий халат).
Он встречал пришельцев, прознавшим, где стоит его избушка. Отвечал, как им прогнать недуг, кто совершил покражу в доме, следует ли дочке идти замуж. И про будущее Корейша все знал. Становилось страшно, когда он, устремляя очи в пространство, вещал то говорил тихо, то кричал. Иногда скакал, стуча палкой, негодовал
Деньги Корейша с людей брал, с богачей — изрядные суммы. Но затем «гонорары» раздавал бедным, убогим да арестантам.
Когда от посетителей не стало отбоя, Корейша объявил, что будет помогать лишь тем, кто станет вползать к нему на коленях. Надеялся, что посетителей станет меньше. Но люди вползали в лачугу юродивого столь же часто, как и прежде входили
Иной раз он приходил в ближайшую деревню и находил дом, где поселилась болезнь. Осматривал недужного и заключал, сможет ли тот встать на ноги или нет. Его предвидения неминуемо сбывались. Наступила зима 1811 года. В очередной раз крестьяне, приносившие хлеб юродивому чудотворцу, напомнили ему о том, что тот одевается не по погоде, на что в ответ услышали: «Подождите год-годик, и жарко будет, и мёрзнуть станете». В войну 1812 года Смоленск оказался на оккупированной французской армией территории.
Среди других особенностей ясновидящего называли способность угадывать дом, который посетила смерть. Не извещаемый никем прорицатель приходил неожиданно в такую семью, читал заупокойные молитвы и после также внезапно уходил, не беря себе никакой мзды. Таинственное появление провидца истолковывалось многими как предвещание знаменательных событий свыше.
За одно пророчество Корейша жестоко пострадал. Одна дама (легенда налезала на легенду), то ли богатая вдова, то ли дочь помещика познакомилась с солидным господином, предложившим ей руку и сердце. Дело шло к свадьбе, но суженая решила разведать, какого жениха ей послала судьба. И отправилась к Корейше.
Юродивый, выслушав ее, вскричал: «Не верь ему, матушка! Какое венчание Он женат, и у него в дому двое детей»
Незадачливый жених-обманщик почувствовал всеобщую неприязнь, пред ним захлопнулись двери лучших домов, и он был вынужден ретироваться. Но перед тем, как исчезнуть, разыскал блаженного и изрядно намял ему бока и переломал ноги. Корейшу свезли в смоленскую больницу. Сановник прибег к своему служебному положению инспектора и подал прошение о том, что в инспектируемом им губернском Смоленске обнаружен буйный помешанный, представляющий опасность для местного гражданского населения, за действиями которого не осуществляется контроля, а безумные речи самозванного оракула вселяют смуту среди необразованных обывателей, вводя их в искушение и суеверие, опорочивая власть и её добропорядочных представителей. Автором прошения предлагалось во избежание халатной беспечности изолировать сумасшедшего в соответствующем учреждении.
Болтали, что покалечивший Корейшу доносчик позже поплатился за свою жестокость его, армейского казначея, арестовали за похищение казенных денег и судили. Приговор был суров лишение всех чинов и прав состоянии и ссылка на сибирскую каторгу
Излеченный от побоев блаженный был перевезен в Первопрестольную, а точнее в Московский Доллхауз или в Преображенскую психиатрическую больницу. Там ему суждено было провести оставшуюся жизнь сорок с лишним лет.
Над больными Корейша не был исключением издевались: они спали на грязных подстилках в палатах, коридорах и на лестницах, еда была отвратной. За малейшую провинность несчастных били, приковывали цепями к столбам. Печи не топились, разбитые стекла заклеивались бумагой. В общем, не больница, а каторжная нора
Юродивый явил и тут свой дар. Полицейский смотритель Боголюбов за больными надзирали не медики, а стражи порядка наслышанный о чудесном пациенте, спросил его, что станется с его больной дочерью, метавшейся в горячечном бреду. Корейша успокоил: «У нее корь, батюшка, смерть ей не грозит». Диагноз подтвердил врач, и вскоре девочка избавилась от недуга.
Случай разнесся по Москве, и к больнице потянулись толпы любопытных. Их тайно пускали к юродивому за мзду, которую делили между собой санитары и смотрители. Так продолжалось несколько лет.
Когда главным врачом был назначен действительный тайный советник и доктор медицины Василий Саблер, больничная жизнь изменилась. В помещениях навели порядок, еда не вызывала былого отвращения. Порядки стали мягче, без полицейского надзора. Была введена лечебная трудотерапия, на каждого больного завели «скорбные листы», то есть, историю болезни.
В «скорбном листе» Корейши значилось: деменция или слабоумие, помрачение на почве избыточного увлечения чтением. Был он «некурабельный» иначе говоря, не поддающийся лечению. С таким диагнозом он был обречен на пожизненное пребывание в Преображенской больнице.
Сумасшедший. Но гениальный сумасшедший! Корейша глаголил истину, как бы плотно она ни была сокрыта. Понять работу его трепещущего, воспаленного мозга было невозможно даже опытным психиатрам. Да никто особо и не пытался.
В «безумном доме» нашему герою предоставили большую просторную палату, постелили на кровать чистое белье. Он не возрадовался, а скинул все на пол. Примостился в углу и оградил себя меловой чертой, которую не дозволялось никому переступать. Посетителей принимал обычно лежа, жуя табак. Об уважении, почтении к посетителям не могло быть и речи. Юродивый бывал дерзким, даже в лицо гостю плевал иногда.
Автор книги «Московские обыватели» Михаил Вострышев писал: «По воспоминаниям доктора Демулена, помещение Корейши походило на логово животного, а не на медицинскую палату. Иван Яковлевич лежал на полу, на слое песка, прикрытый лоскутным и настолько грязным одеялом, что от одного его вида тошнота подступала к горлу а грудь покрыта волосами и грязью. Подушки тоже покрыты грязью и жуткими слоями сала».
Как говорится, извините за шокирующие подробности.
Саблер упросил генерал-губернатора Дмитрия Голицына, чтобы тот позволил свободное посещение Корейши. Была установлена цена его «консультаций» двадцать копеек серебром.
В день блаженный принимал от шестидесяти до ста человек, преимущественно женщин, занятых здоровьем, озабоченных своими матримониальными проблемами, устройствами судеб дочерей, внучек, воспитанниц.
Преображенская больница, по сути, существовала за счет Корейши в нее от жертвователей приходили деньги, провизия, одежда, лекарства. Финансовые средства направлялись на благоустройство больницы, в которой появились музыкальные инструменты, бильярд, книги и прочие вещи, которые в иных лечебницах не водились.
Увидеть, задать вопрос «московскому пророку» стремились паломники со всей империи. Более всего почитали его купцы и мещане. В пьесе Островского «Женитьба Бальзаминова» одна из героинь молвит:
«Солидные-то люди, которые себе добра-то желают, за всякой малостью ездят к Ивану Яковличу, в сумасшедший дом, спрашиваться; а мы такое важное дело да без совета сделаем!»
Навещали Корейшу представители петербургской и московской знати. Юродивый часто не отвечал на вопрос, а озвучивал мысль, озарившую его. Пророчества были «долгосрочны» на лет десять-пятнадцать с частностями, подробностями. А скольких людей блаженный вылечил, не счесть!
К примеру, игуменье Влахернской обители он посоветовал натирать ноги на ночь уксусом, исцелив ее от ломоты в ногах. Страдающего флюсом больного он вылечил лампадным маслом и молитвой. Историк Иван Прыжов, автор книги «Житие Ивана Яковлевича, известного пророка в Москве», привел случай, когда Корейша помог женщине сохранить палец, который врачи собирались ампутировать. Она пришла к заключению, что «все медики шарлатаны, а Иван Яковлевич святой».
Да что там исцелял… Он и войны предсказывал: Отечественную и Крымскую, предлагая людям сушить сухари, готовить бинты, щипать корпию…
Знал Корейша, когда уйдет в мир иной. Определил границу земного срока за много лет до ухода. В день смерти 6 сентября 1861 года он с трудом, но принял всех посетителей. Последними словами старца были: «Спаситеся, спаситеся, спасена буди вся земля!»
Узнав о смерти блаженного, ныне причисленный к лику святых митрополит Московский Филарет (Дроздов) сказал: «Что, скончался труженик.. Помяни его Господи во Царствии Твоем!».
Тела старца не могли предать земле в течение пяти дней, поскольку сразу несколько обителей претендовали на право похоронить его у себя. Предлагалось сделать это на родине в Смоленске, или в Алексеевском женском монастыре. В дело вмешался полковник Заливкин, которому удалось уговорить Филарета разрешить похоронить тело Ивана Яковлевича в селе Черкизове, при этом полковник полностью взял на себя все расходы по захоронению. Заливкину, бывшему ревностному католику, Корейша трижды являлся в видениях, после чего Заливкин принял православную веру и впоследствии был миропомазан самим митрополитом Филаретом. Провожать Ивана Яковлевича явилось едва ли не половина Москвы, пришли и такие же «сирые и убогие», как и сам Корейша, нищие, бродяги, пьяницы, кликуши, странники и прочий люмпен-пролетариат, так что погребение превратилось в фарс.
В упомянутой книге «Житие Ивана Яковлевича» Прыжов приводит молитву, которую Корейша якобы давал всем тем, кто обращался к нему с просьбой о приближении исполнения мечты.
«Святой Дух, решающий все проблемы, проливающий свет на все дороги, чтобы я смог прийти к своей цели. Ты, дающий мне Божественный дар прощения и забвения всякого зла, содеянного против меня, во всех бурях жизни пребывающей со мной. В этой краткой молитве я хочу возблагодарить Тебя за все и еще раз доказать, что я никогда и ни за что не расстанусь с Тобой, несмотря ни на какие иллюзорности материи. Я хочу пребывать с Тобой в твоей вечной славе. Благодарю Тебя за все твои благодеяния ко мне и моим ближним».
Далее следует изложить просьбу. Молитву нужно прочесть трижды. Просьба, с которой вы обращаетесь к Святому духу, не должна быть связана с причинением вреда другому человеку.
Валерий Бурт

«СПАСЕНА БУДИ ВСЯ ЗЕМЛЯ!», ИЛИ РУССКИЕ ЮРОДИВЫЕ. ИВАН КОРЕЙША... Пророк из «безумного дома». Он родился 19 сентября 1783 года (в прошлом году отметили 235-лет со дня рождения). Корейша обладал

«СПАСЕНА БУДИ ВСЯ ЗЕМЛЯ!», ИЛИ РУССКИЕ ЮРОДИВЫЕ. ИВАН КОРЕЙША... Пророк из «безумного дома». Он родился 19 сентября 1783 года (в прошлом году отметили 235-лет со дня рождения). Корейша обладал

«СПАСЕНА БУДИ ВСЯ ЗЕМЛЯ!», ИЛИ РУССКИЕ ЮРОДИВЫЕ. ИВАН КОРЕЙША... Пророк из «безумного дома». Он родился 19 сентября 1783 года (в прошлом году отметили 235-лет со дня рождения). Корейша обладал

«СПАСЕНА БУДИ ВСЯ ЗЕМЛЯ!», ИЛИ РУССКИЕ ЮРОДИВЫЕ. ИВАН КОРЕЙША... Пророк из «безумного дома». Он родился 19 сентября 1783 года (в прошлом году отметили 235-лет со дня рождения). Корейша обладал

«СПАСЕНА БУДИ ВСЯ ЗЕМЛЯ!», ИЛИ РУССКИЕ ЮРОДИВЫЕ. ИВАН КОРЕЙША... Пророк из «безумного дома». Он родился 19 сентября 1783 года (в прошлом году отметили 235-лет со дня рождения). Корейша обладал

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *