ТАЙНА ЛИКА ХРИСТА НА КАВКАЗЕ. НАСКАЛЬНАЯ ИКОНА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ.

ТАЙНА ЛИКА ХРИСТА НА КАВКАЗЕ. НАСКАЛЬНАЯ ИКОНА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ. В Карачаево Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив Нижне Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в

В Карачаево Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив Нижне Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в конце 90-х годов прошлого столетия был обнаружен лик Иисуса Христа. Для верующих наскальная икона стала религиозной реликвией, для скептиков, подделкой и фальсификацией.
Это едва ли не самая высокорасположенная икона из когда-либо существовавших в мире. О находке стало известно не только от местных жителей, факт обнаружения иконы подтверждён музейщиками, в том числе главным научным сотрудником Эрмитажа, советским и российским историком, специалистом по древнерусскому искусству, доктором исторических наук, профессором Борисом Викторовичем Сапуновым.
В Архызе местный художник-иконописец, исследователь и краевед Андрей Пинкин рассказал интересные детали: «Образ Христа находится на высоте около ста метров над уровнем реки Большой Зеленчук. Желающим увидеть лик Христа вблизи надо подняться по крутой лестнице. Паломники называют эту лестницу «дорога к лику Христа». Точное количество ступенек пятьсот двадцать шесть. Лик расположен в естественном скальном гроте, защищающем его от непогоды. Если это стечение обстоятельств, то весьма удачное. Изображение имеет сравнительно небольшие размеры 140 х 80 см. Как утверждают специалисты, это самое большое изображение лика Христа на территории России. Непосредственно наверх к самому лику подниматься нельзя из соображений безопасности, очень крутая скала, поэтому была создана смотровая площадка».
Все рассказы о том, что лик вблизи кажется игрой света и тени несостоятельны, это — произведение живописного искусства, которое невозможно создать в тесном помещении. Его вблизи разглядеть сложно, пропорции искажаются. Художник даже трещину в скале вписал в это произведение, снизу она выглядит как терновый венец.
Андрей Пинкин: «После долгого и трудного пути любой путешественник, будь он верующий или атеист подтвердит, что при взгляде на икону, будто возвращаются при подъёме затраченные силы. Но у популярности есть и минусы. Изображение пострадало от рьяного поклонения. Несмотря на то, что лик полагается созерцать со смотровой площадки, некоторые энтузиасты подбираются к нему с молотком и откалывают на память кусочки скалы или дорисовывают изображение, царапая камень. Дважды на образе появлялись выбоины, в которые можно ладонь вложить. Теперь их нет. Говорят, что на иконе были замечены следы от пуль, ктото стрелял в архызского Христа. После этого перед иконой установили защитный экран».
Что же это Природный феномен или творение рук человеческих По мнению верующих наскальный лик Христа в Нижнем Архызе нерукотворный образ явленный людям, дар небес. Главным аргументом в пользу этой точки зрения, считается факт, что написать икону на скале сложно. Сейчас есть лестница, но её построили несколько лет назад после открытия архызского чуда. Художнику который создал образ, пришлось бы принести с собой наверх краски, кисти и др. принадлежности. Этот путь вверх и снова вниз нужно проделать не один раз. Рискованное и трудновыполнимое занятие. Но, возможно, дело того стоило. Смотря какую цель преследовал создатель архызского чуда. У кого-то вид иконы, написанный высоко на скале, мог пробудить веру.
Кто, когда и с какой целью создал необычную фреску Вот одна из версий. В конце ХIХ века по Кавказу путешествовал художник и археолог Дмитрий Михайлович Струков (1828 1899). В окрестностях Архыза Дмитрий Михайлович побывал дважды и перерисовал сохранившиеся фрагменты фресок, украшавших стены расположенных здесь древних храмов. Струков Д.М. создал для одного из местных монастырей копию с Гребневской иконы Божией Матери. Может прославленный мастер создал тогда же и ещё один образ, наскальный лик Христа
Этой версией поделилась сотрудники зеленчукского краеведческого музея им. С.Ф. Варченко. Но дело в том, что путешествия Струкова в Архыз подробно задокументированы, да и ездил он не в одиночку. Никто из сопровождавших Струкова о факте создания им наскального лика не упоминает. В рукописном архиве Института истории материальной культуры РАН хранится альбом с зарисовками, сделанным Струковым во время поездки, — ни намёка на архызский лик.
Местные жители уверяют, что наскальная икона пришла к ним из глубины веков. Периодически она кому-то открывается. Предпоследний раз это было перед Великой Отечественной войной. А в первый раз архызский лик был явлен миру несколько сотен лет назад — молния ударила в скалу, отколов огромный камень. На срезе оставшейся части скалы проступил лик Спасителя.
История красивая, но смущает один момент. Икона вновь была явлена миру на рубеже ХХ ХХI веков, в канун 2000-летия христианства. Уж не новодел ли это, который пытаются выдать за древнюю реликвию Кому могла прийти в голову мистификация В подобной ситуации подозрение падает на первооткрывателей реликвии.
Анатолий Варченко, человек, непосредственно обнаруживший изображение Христа (его брата Сергея, который также стал первооткрывателем архызского чуда, уже нет в живых), рассказал подробно историю обнаружения архызского чуда: «Мы с братом постоянно пытались в этом мире найти себя, своё место. Изучали породы гор, геологию, войну в горах, — всё было нам интересно. Изучая эту гору, мы поняли, что гора несёт загадку. Мы проходили раз семь мимо лика Христа, он то показывался, то исчезал. То видим его, то не видим Потом поняли место, где он находится. Долго не решались показывать. Страшно было, что его разрушат».
Комментарий дал доктор исторических наук, археолог Владимир Кузнецов, который занимался исследованием древнеаланского города мёртвых Даргавса в Северной Осетии Алании: «Я в течении многих лет, чуть ли не половину своей научной карьеры провёл там, в Нижнем Архызе. Шестьдесят лет я занимаюсь этим. Никто не знал об этой наскальной иконе. Откуда мне могло прийти в голову, что надо на эти отвесные скалы залезть, чтобы увидеть этот лик». Местные жители про наскальный образ знали давно. О нём говорил отшельник Иван Ильич, поселившийся здесь в советские времена и проживший в Нижнем Архызе несколько десятилетий. Иван Ильич умер в начале 2000-тысячных, его жилище заброшено. По наущению Ивана Ильича братья Варченко отправились в горы на поиски иконы, знали, зачем идут.
Если изображение существовало давно, отчего его не обнаружили раньше Андрей Пинкин: «Люди говорили, что существует образ в горах, но где именно и какой образ, никто не сообщал». Всё дело в труднодоступности места, где находится архызская икона. Пока в 2011 году не проложили лестницу, скала была недосягаема.
Когда же на скале над горным селом появился лик Христа Исследования показали, что ей не менее 6-7 веков. Впрочем, это сегодня Нижний Архыз небольшое, живописное горное село, а когда-то здесь находился средневековый мегаполис, 15-ти тысячный город Маас, столица древней Алании. Владимир Кузнецов: «По тем временам это был крупный город. Наш город больше чем древние Афины по своей площади. Шестьдесят три гектара занимал». Сегодня это место известно как Нижне Архызское городище.
Предположительно древний город обезлюдел после нашествия Тамерлана, археологи нашли на городище немало свидетельств человеческой жизнедеятельности. Остатки крепостных стен древних улиц, каменную обсерваторию, захоронения. Подобные захоронения хорошо изучены археологами и датируются VIII-X веками нашей эры.
В подошве скальной террасы, непосредственно под ликом была найдена гробница, сложенная из массивных камней и эта гробница устроена по христианскому обряду. Существует стереотип, что в этих местах доминирующей религией являлся ислам, но до прихода мусульман древняя Алания была одним из центров христианства.
Владимир Кузнецов: «Город стоял на трассе Великого шёлкового пути, который шёл из Константинополя в Китай. Византийцы были заинтересованы, чтобы местные жители аланы были их союзниками. Они прислали своих миссионеров». В Аланию христианство пришло раньше чем в Киевскую Русь. Возможно, что горная терраса с иконой Христа могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на молитвы члены раннехристианской общины Мааса, до того времени, пока христианство в Алании не стало государственной религией. И всё же, до тайного места сбора путь чересчур трудный. Каково древним христианам было карабкаться на скалу без лестниц и современных приспособлений
В Нижне Архызском филиале зеленчукского краеведческого музея рассказали другую версию: «Образ Христа был создан для защиты города от эпидемии чумы, разразившейся в этих местах в XIV веке. Считалось, что такая мера отведёт от города чёрную смерть. Местные жители создали на скале лик Христа. Они выбрали место, с которого хорошо просматривался весь город». Обсудив версию с экспертами, мы выяснили, что терраса, где находится лик Христа, расположена не лучшим образом для полного обзора, так что, и эта версия не безупречна. Вот что интересно. Скала, на которой нанесён архызский лик, обращена строго на Восток. Если проследить за взглядом Христа, окажется, что он смотрит на расположенные в Нижнем Архызе знаменитые зеленчукские храмы. Это — уникальные памятники раннего христианства, предполагается, что они древнее Софийского собора. Значит, всё-таки скала, где написан лик Христа, выбрана неслучайно Здесь, в районе Нижнего Архыза в 916 году проходило массовое крещение алан. Возможно, как раз к этому событию было приурочено создание архызского лика.
Андрей Пинкин: «Архызский образ очень похож по канону на образ Христа Пантократора из синайского монастыря в Египте, который считается самой древней иконой Христа, VI века». Удивительное сходство архызского и синайского Христа отметил и главный научный сотрудник Эрмитажа Борис Сапунов.
По мнению экспертов, архызский лик выполнен в традициях иконописи раннего средневековья, даже поздней античности. Валентин Сапунов: «Исследования, которые проводили специалисты Северного Кавказа, позволили датировать его и сопоставить с технологией, которая использовалась на окраинах Римской империи, в годы формирования Византии». Андрей Пинкин: «Он описан в канонах Фаюмской школы с ярковыраженной ассиметрией лица. Один глаз Христа прищурен, грозно нахмурен, а второй более благодушен, добр».
Согласно результатам исследований, лик был написан яичной темперой. Эта техника была распространена в Византии. Иконописцы в качестве связующего компонента использовали эмульсию из воды и яичного желтка. Изображения, написанные темперой, отличаются удивительной прозрачностью, поэтому лик Христа на скале почти не заметен ярким солнечным днём. По-видимому, такова была задумка художника. Но вот ещё вопрос для исследователей: почему у Христа на архызской иконе нет нимба
Владимир Кузнецов: «Нимба не видно, но он был. Мелкие остаточки сохранились, а нимб осыпался»… Возможно, неведомый автор изначально и не планировал такой детали. Подобную вольность иконописец мог позволить себе в период времени, когда еще не сложился иконописный канон, а это произошло на церковных соборах 787 и 843 годов. После того, как сложились строгие правила иконописи, отступление от них не приветствовалось. Не исключено, что нимб не сохранился. Если изображение появилось в VIII или в IX веке, то архызскому лику примерно двенадцать столетий.
Цветовая гамма и стиль архызского лика напоминает известные византийские работы мастеров того же периода. Владимир Кузнецов: «Лик профессионально и в стиле и в духе того времени X-XII веков византийской иконописи. Всё говорит о том, что это подлинный древний лик». О профессионализме иконописца говорит то, что он выбрал идеальное место для своего творения. Верхняя терраса защищает лик от дождя и снега, а на нижней террасе удобно стоять и любоваться им. Грот сухой и хорошо прогревается солнцем. Сухой воздух, отсутствие влаги, продуваемость места дали возможность сохраниться изображению многие годы и практически в первозданном виде. Владимир Кузнецов: «Икона уцелела благодаря тому, что над ней скала нависает, примерно метра на полтора-два козырёк, и икона оказывается под козырьком. Иначе красочный слой смыло бы».
Создателем лика мог быть один из живописцев, расписывающих храмы Нижне Архызского городища и тогда в гробнице у подножия горы может покоиться прах художника.
Профессор Борис Сапунов считал, что яичная темпера не выдержала бы так долго на открытом воздухе. Не исключено, что первоначально лик мог находиться в закрытом пространстве, например, в келье, стена которой позднее разрушилась. Если обрушение произошло не так давно, тогда краски могли сохраниться с X века. Евгений Субтельный: «Скорее всего, в этом месте был храм, небольшая часовня, где совершались богослужения. Может быть, эта скала являлась стеной этой часовни, как часто бывает в горах».
С другой стороны, если архызскому лику больше тысячи лет, как тогда объяснить последние результаты исследования химического состава красок, которыми был создан образ В них обнаружились цинковые белила. Они появились в XVIII веке, а в живописи их активно стали использовать в 80-е годы XIX столетия. Как раз в 1889 году, здесь, на территории Нижне Архызского городища был создан мужской Александро Афонский зеленчукский монастырь. Он просуществовал меньше полувека, потом постройки использовались как колония, детдом и пионерлагерь. Может, архызские монахи создали наскальную икону А предположение о древнем художнике времён Византии в древней Алании стоит признать несостоятельной
Но учёные опираются на результаты исследований. Валентин Сапунов: «Датировка проведена достаточно точно, потому что сейчас есть большой комплекс научных методов, которые позволяют в неких пределах датировать объект с высокой точностью». Белила на архызской иконе могли появиться совсем недавно, благодаря паломникам, решившим подновить изображение. В испанской Сарагосе несколько лет назад случилось нечто подобное. Одна из прихожанок своими силами отреставрировала в одной из местных церквей уникальную фреску XIX-го века. В итоге шедевр Элиаса Мартироса превратился в карикатуру. Возможно, древнюю икону подновили монахи располагавшегося внизу Александро Афонского монастыря. Подробный компьютерный анализ фотографии лика позволил обнаружить на нём два участка, выделявшихся интенсивностью окраски. Дальнейшие исследования показали наличие на них двух слоёв краски, в отличии от основного изображения, нанесённого в один слой. Изучение красок верхнего слоя позволяет говорить о позднейших, не ранее второй половины XIX-го века обновлениях участков иконы. В то время, как основное изображение выполнено с помощью красителей, применявшихся с древнейших времён.
Итак, уникальная наскальная икона в Нижнем Архызе — произведение древнего мастера. По счастливой случайности не сгинувшая в веках. Для верующих это чудо. Учёные имеют свои объяснения. Секрет древней краски или то, что ранее здесь было сооружение, защищавшее фреску от внешнего воздействия. Пещерные храмы, монастыри — явление достаточно распространённое. Пещерные обители появлялись не только там, где были гонения на христиан, и верующим приходилось скрываться от посторонних глаз. Сама природа создавала идеальные пространства для уединения и молитв, как например пещеры инкерманского монастыря в Крыму, или меловые скалы, внутри которых зародилась Святогорская Лавра. Быть может, и архызский лик был фреской древнего пещерного храма.
Подведём итоги. Кто и когда, по мнению специалистов, создал архызское чудо Андрей Пинкин: «Большинство учёных склоняется к тому, что образ этот написан во времена строительства храмов. Речь идёт о X XII веках». Анатолий Варченко: «Он был написан в средневековье IX X века. Много фактов подсказали, что это так». Евгений Субтельный: «Я думаю, следует отнести эту икону ко времени X XIV веков. Склоняюсь к мнению, что это оригинальное произведение древних алан». Валентин Сапунов: «Это одна из первых христианских общин, которая вынесла учение Христа в этот район Северного Кавказа. Среднее средневековье. Ориентировочно, IX век». Владимир Кузнецов: «Нижний Архыз — это особое место. В Нижнем Архызе наскальная икона.. Единственная в Российской Федерации, включая Крым. И в Крыму нет таких икон».

ТАЙНА ЛИКА ХРИСТА НА КАВКАЗЕ. НАСКАЛЬНАЯ ИКОНА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ. В Карачаево Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив Нижне Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в

ТАЙНА ЛИКА ХРИСТА НА КАВКАЗЕ. НАСКАЛЬНАЯ ИКОНА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ. В Карачаево Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив Нижне Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в

ТАЙНА ЛИКА ХРИСТА НА КАВКАЗЕ. НАСКАЛЬНАЯ ИКОНА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ. В Карачаево Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив Нижне Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в

ТАЙНА ЛИКА ХРИСТА НА КАВКАЗЕ. НАСКАЛЬНАЯ ИКОНА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ. В Карачаево Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив Нижне Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в

ТАЙНА ЛИКА ХРИСТА НА КАВКАЗЕ. НАСКАЛЬНАЯ ИКОНА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ. В Карачаево Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив Нижне Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в

ТАЙНА ЛИКА ХРИСТА НА КАВКАЗЕ. НАСКАЛЬНАЯ ИКОНА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ. В Карачаево Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив Нижне Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в

ТАЙНА ЛИКА ХРИСТА НА КАВКАЗЕ. НАСКАЛЬНАЯ ИКОНА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ. В Карачаево Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив Нижне Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в

ТАЙНА ЛИКА ХРИСТА НА КАВКАЗЕ. НАСКАЛЬНАЯ ИКОНА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ. В Карачаево Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив Нижне Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *