АНИМЕ В СССР И РОССИИ

АНИМЕ В СССР И РОССИИ Сложно определить в какой момент аниме завоевало симпатию у россиян или когда появился первый отаку на просторах державы, можно сказать лишь одно относительно определённо

Сложно определить в какой момент аниме завоевало симпатию у россиян или когда появился первый отаку на просторах державы, можно сказать лишь одно относительно определённо история аниме в России насчитывает более 40 лет. И она берет своё начало ещё в СССР, где анимация и кино капиталистических стран жёстко отбирались по идеологическим, экономическим и эстетическим критериям, и лишь немногие фильмы были выпущены в прокат. Такое исключение было сделано и для некоторых японских анимационных фильмов.
«Летающий корабль-призрак» («Sora Tobu Yureisen») это одно из первых аниме, попавших в советский кинопрокат. Его премьера в Японии состоялась 5 мая 1969 г., премьера в России (в СССР) состоялась 10 октября 1969 г. Фильм был в прокате все 70-е и самое начало 80-х гг. ХХ века. Он был озвучен студией «Союзмультфильм» и в советском дубляже имел название «Корабль-призрак». Ещё один примечательный факт об этом фильме то, что аниматором был Хаяо Миядзаки, известный режиссёр-аниматор, вместе с Исао Такахатой основавший анимационную «Студию Гибли».
«Принц Севера» в советском прокате шёл под названиями «Солнечный принц Хорс» или «Приключения Солнечного принца Хорса». Одним из первых был показан по советскому телевидению в 1980-х гг. По манере рисования этот мультфильм похож на старые советские мультфильмы (например, снятый в 1957 г. советский мультфильм «Снежная королева» оказал большое влияние на дизайнера персонажей Хаяо Миядзаки).
«Кот в сапогах» первая часть трилогии о приключениях кота Перро и его друзей. Фильм сделан по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах». Фильм был дублирован на киностудии «Союзмультфильм». Он бил рекорды посещаемости в кинотеатрах СССР и даже получил приз на Московском кинофестивале.
«Кот в сапогах на Диком Западе»-вторая часть трилогии о приключениях кота Перро и его друзей.
«Кругосветное путешествие Кота в сапогах» п/ф, третья часть трилогии о приключениях кота Перро и его друзей; этот мультфильм прошёл в прокате СССР в середине 70-х гг.
«Без семьи» был сделан на основе классической повести для детей «Без семьи» (Sans famille, 1878) французского романиста XIX века Гектора Мало. Шёл в советском прокате.
«Али-Баба и сорок разбойников»(«Ali Baba to 40-hii no Touzou») фильм дублирован на киностудии «Союзмультфильм». Роли дублировали: М.Виноградова, Г.Бардин, Б.Рунге, С.Бубнов. Режиссер дубляжа Г. Калитиевский.
«Принцесса подводного царства» или «Русалочка» фильм снят по сказке Андерсена «Русалочка». Входит в серию «Знаменитые сказки мира». В советском прокате был около 1976-78 гг. В конце 80-х годов этот мультфильм шёл по советскому телевидению под названием «Принцесса подводного царства». В советском дубляже песню Русалочки на русском языке бесподобно исполнила певица Е. Камбурова.
«Принцы-лебеди» фильм сделан по мотивам двух сказок о любви, преданности и мужестве Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди» и братьев Гримм «Шесть лебедей». Где-то в конце 80-х гг. этот мультфильм шёл и по советскому телевидению.
«Двенадцать месяцев», производством этого фильма занималась японская компания «Toei Animation» совместно со студией «Союзмультфильм», музыку для него создал советский композитор Владимир Иванович Кривцов, музыка исполнена Симфоническим оркестром Ленинградской государственной филармонии под управлением А.С. Дмитриева. Для проката в СССР фильм был дублирован на киностудии имени Довженко.
«Лебединое озеро», относится к серии «Знаменитые сказки мира». В фильме использовалась музыка из одноимённого балета Петра Ильича Чайковского. Демонстрировался во второй половине 1980-х гг. В это же время был показан фильм «Жар-птица 2772: Космозона Любви».
Антивоенная драма «Босоногий Гэн», сделанная по одноимённой манге Кэйдзи Накадзавы (197374 гг.), повествовала о жизни 6-летнего мальчика Гэна и его семьи во время и после атомной бомбардировки Хиросимы 6 августа 1945 года. Фильм шёл в советском прокате в 198485 гг. В конце 80-х его показывали по телевидению.
«Приключения пингвинёнка Лоло»-мультипликационная трилогия, выпущенная в 198687 гг. совместно советскими студиями «Союзмультфильм» и «Совинфильм», и японскими компаниями «Лайфвок Корпорейшн» и «Аист Корпорейшн». Премьера на советском телевидении состоялась 1 января 1986 г. В Японии трилогия была выпущена в формате OVA 27 марта 1988 г. Этот проект демонстрировался не только в Советском Союзе, но и на Западе.
Это не полный список японских анимационных фильмов, шедших в советском прокате в период 196080-х гг., когда преобладали фильмы студии «Toei Animation», имевшей несколько общих проектов с советскими аниматорами.
Знакомство российской аудитории с аниме как с новым видом анимации началось во время «видеобума» конца 1980-х начала 1990-х гг., когда обладателям видеомагнитофонов стало доступно аниме (в основном фильмы, уже ставшие популярными на Западе, и хентай), распространяемое «видеопиратами» или переписываемое в частном порядке. А по телевидению впервые стали показывать аниме-сериалы, такие как:
«Роботек», научно-фантастический аниме-сериал, в общей сложности включающий 85 серий. ТВ-сериал «Robotech» был создан знаменитым американцем Карлом Масиком в середине 1980-х из японского «Super Dimensional Fortress Macross», склеенного с двумя другими японскими ТВ-сериалами «Genesis Climber Mospeada» и «Super Dimensional Cavalry Southern Cross». Шёл в конце 1980-х гг.
«Макрон-1» или «GoShogun» японский анимационный сериал в жанре «меха», созданный в 1981 и показанный в 1982 году. Сериал является одним из первых, пародирующих жанр «меха» в целом и другие сериалы этого жанра. В 199192 гг. телеканал «2×2» показал европейскую версию сериала (под названием «Macron 1»).
«Ведьма Салли» одно из первых аниме в жанре махо-сёдзё в Японии. По мотивам манги Мицутэру Ёкояма. Мангака утвержает, что они были вдохновлены американским ситкомом «Моя жена меня приворожила» (англ. Bewitched, в Японии известен как «Ou-sama wa Majo»). Аниме-сериал выпускался на экраны в Японии с 1966 по 1968 г. «Toei Animation». Вторая «Ведьма Салли», также сделанная студией «Toei», состоящая из 88 серий, показывалась на японском телевидении с 1989 по 1991 г., в России была показана в 1995 г. Озвучение было сделано компанией «2х2» Телемаркет (актёры Вадим Андреев, Людмила Гнилова). В последнее время «Ведьма Салли» транслировалась на телеканале ВК.
«Приключения пчёлки Майи» анимационный сериал японской компании «Nippon Animation», 1972 г. Первый показ состоялся на японском телевидении в 1975 г. Всего было снято два сезона по 52 серии в каждом. Заглавную песню сериала, написанную Карелом Свободой, исполнил известный певец Карел Готт. В России «Приключения Пчёлки Майи» было показано в 199193 гг. на канале «Останкино».
Для большинства россиян знакомство с аниме началось с нестандартного проекта «Сейлор Мун: Луна в матроске», впервые показанного на телеканале «2×2» в 199697 гг., с того самого, в котором крупноглазые девушки в миниюбках спасали мир от вселенского зла. Производство аниме «Сейлор Мун» продюсировали компании «TV Asahi», «Toei Agency» и «Toei Animation». И хотя были показаны только первые три сезона сериала, однако этого оказалось вполне достаточно, чтобы он породил как множество поклонников, так и множество противников аниме в целом.
Второй показ состоялся на «31 канале» в 1998 г. Третий раз сериал прошёл на ТНТ с 14 апреля 2000 г. Четвёртый раз первые три сезона были показаны по телеканалу «Столица» с 28 августа 2001 по 11 июля 2002 г. (по будням). С 15 сентября 2001 г.ТНТ осуществил показ остальной части сериала, а именно 4-го и 5-го сезонов (по выходным в 16:30 до 18 мая 2002 г., а повторялись с 17 апреля по 29 июля 2003 г. по будням в 7:50 и 12:50). Также сериал был показан повторно с 4 сентября 2004 г. по осень 2005 г. (по выходным) и с осени 2005 до апреля 2006 г. (каждое утро в последний раз уже все 5 сезонов вместе). В последний день показа, с 10:3016:00 показывали лучшие серии. Также это аниме было показано на телеканале «Аниме-ТВ» в 20032005 гг. Что же послужило причиной неприязни
Пожалуй, основной причиной было стереотипное восприятие анимации, выражающееся в следующем: «Анимация = Мультипликация = Мультфильмы развлечение для детей».
До этого в России ещё не демонстрировалась анимационные сериалы, рассчитанные исключительно на подростков, а не публику в возрасте от 0 до бесконечности. И массовый российский зритель просто не ожидал увидеть на голубом экране раскрытие взаимоотношений полов вместо весёлых приключений друзей. К тому же, в отличие от большинства западных стран в России он практически не цензурируется, что увеличивает интерес подростковой публики. Не обошлось и без расхождения в культурах. Это касалось Сейлор-старз, юношей, которые после перевоплощения становятся девушками, фишка сериала, не лишённая, однако, давних традиций. По японской мифологии, люди после смерти становятся привидениями и являются живым в женском обличье.
Вдобавок сериал рассчитан на то, что его начнут смотреть дети в возрасте 1213 лет как истории о приключениях друзей, и к их 1718 годам сериал, набрав обороты сюжетной линии и сложности взаимоотношений, закончится. Аниме состоит из 200 серий, демонстрировавшихся в Японии с марта 1992 по февраль 1997 на TV каждую субботу в праймтайм. В России же прокатчики не учли задумку авторов, и показ сериала шёл практически каждый день. В результате дети увидели «сложность отношений» раньше положенного, это и породило множество отрицательных эмоций у старшего поколения.
Причины неприязни к данному аниме не в его качестве или непродуманной сюжетной линии, а в неверном восприятии. Поколение, начавшее своё знакомство с аниме «Сейлор Мун», среди отаку принято называть «муняшками». К середине 90-х гг. относится появление клубов отаку. Первым таким клубом стал клуб R.An.Ma (Российская ассоциация поклонников аниме и манги), основанный в 1996 г. К концу 1990-х гг. развитие Интернета и цифровых технологий оказало влияние на популяризацию аниме.
Начиная с 2000 г. на российском телевидении демонстрировался известный детский аниме-сериал «Покемон». До этого времени термин «аниме» использовался редко, произведения обозначались просто как «японские мультфильмы». Новой волны отаку сериал не создал из-за небольшого возраста целевой аудитории, но его показ вызвал большой отклик в прессе. В том же году в Воронеже проводится первый в России аниме-фестиваль.
В 2002 году в журнале «Страна игр» появляется рубрика «Банзай!», самая компетентная серия статей о японской массовой культуре на территории России, и Интернет-журнал «Anime Magazine».
Наконец появляются официальные распространители аниме на видеокассетах и DVD: в 2002 году была создана компания «МС Entertainment». Также лицензиями аниме занялись компании «Видеосервис» и «CP Digital». В 2003 и 2004 гг. издаётся журнал «anime*magazine», печатная версия сетевого «Anime Magazine». Чуть позже появляется и второй журнал, полностью посвящённый аниме и манге, «АнимеГид».

АНИМЕ В СССР И РОССИИ Сложно определить в какой момент аниме завоевало симпатию у россиян или когда появился первый отаку на просторах державы, можно сказать лишь одно относительно определённо

АНИМЕ В СССР И РОССИИ Сложно определить в какой момент аниме завоевало симпатию у россиян или когда появился первый отаку на просторах державы, можно сказать лишь одно относительно определённо

АНИМЕ В СССР И РОССИИ Сложно определить в какой момент аниме завоевало симпатию у россиян или когда появился первый отаку на просторах державы, можно сказать лишь одно относительно определённо

АНИМЕ В СССР И РОССИИ Сложно определить в какой момент аниме завоевало симпатию у россиян или когда появился первый отаку на просторах державы, можно сказать лишь одно относительно определённо

АНИМЕ В СССР И РОССИИ Сложно определить в какой момент аниме завоевало симпатию у россиян или когда появился первый отаку на просторах державы, можно сказать лишь одно относительно определённо

АНИМЕ В СССР И РОССИИ Сложно определить в какой момент аниме завоевало симпатию у россиян или когда появился первый отаку на просторах державы, можно сказать лишь одно относительно определённо

АНИМЕ В СССР И РОССИИ Сложно определить в какой момент аниме завоевало симпатию у россиян или когда появился первый отаку на просторах державы, можно сказать лишь одно относительно определённо

АНИМЕ В СССР И РОССИИ Сложно определить в какой момент аниме завоевало симпатию у россиян или когда появился первый отаку на просторах державы, можно сказать лишь одно относительно определённо

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *