ХРИСТОС, БУРЖУЙ И ПРОМЕТЕЙ

ХРИСТОС, БУРЖУЙ И ПРОМЕТЕЙ В культуре Европы можно вычленить три идеи, вокруг которых концентрируется жизнь наших дней и которые определяют все развитие Европы: буржуазная, прометеевская и

В культуре Европы можно вычленить три идеи, вокруг которых концентрируется жизнь наших дней и которые определяют все развитие Европы: буржуазная, прометеевская и христианская. Эти идеи дробят современную эпоху и современного человека. Они оставляют свой отпечаток на всех поступках нашего времени. Вокруг них сосредоточивается вся борьба со всеми ее победами и поражениями. Буржуазия, прометеизм и христианство это те три духа, которые делят нашу жизнь на три основных фронта. Именно в битвах этих фронтов и кроется тайна современности.
Буржуазия, прометеизм и христианство это прежде всего типы вечных духов или, говоря языком современной психологии, вечные духовные структуры. Они есть в каждом человеке. Каждый из нас несет их внутри себя и так или иначе являет их наружу. Каждый человек внутри самого себя буржуй, прометей и христианин. Поступки каждого человека вырастают из той или иной вышеупомянутой структуры.
Человек прежде всего является созданием этой действительности, этой земли, этого мира. С естественным порядком, с ощущаемой и осязаемой реальностью человек вырастает до глубин. Он никогда не может разорвать свою связь с окружающей средой. По словам Жана Брюна, человек как море, впитавшееся в землю, в землю, которая состоит не только из ощущаемой под нашими ногами почвы, но и из всего видимого, ощущаемого и переживаемого космоса. Дух земли космоса постоянно проявляется в человеке.
Но человек это и свободное создание. Он не только вырастает с землей, но и чувствует в себе принцип свободы. Человек творец. Он имеет непобедимую склонность и непреклонную решимость овладеть всем дольним миром, с которым он связан, склонить его на свою сторону и изменить в соответствии с сущностью своего духа. Он чувствует, что является Человеком в самом высоком и благородном смысле этого слова. Его духовность, его свобода, его творческое начало поднимают его невыразимо выше земли и делают его независимым, автономным жителем космоса. Дух человека-творца также говорит в нем очень мощно.
Человек вообще есть создание Бога. Созданный по образу и подобию Божьему, он никогда не может оторвать глубины своего бытия от явления и существа Первопричины. Образ Божий в человеке есть онтологическая причина его творческого настроения. Если человек может творить, то только потому, что он является творением Бога. В глубинах человеческой души, говоря словами мистиков, сверкает божественная искорка, никогда не задуваемая и не угасаемая. Голос Бога, то есть беспокойство о Боге, которое столь ясно прорывается в новейшее время, неутолим в человеке. Дух Божий реял поверх темных элементов человеческой природы.
Следовательно, дух земли, дух человека и дух Божий овладели внутренней жизнью человека и направляют ее в буржуазном, прометеевском или христианском направлении. Буржуазия, прометеизм и христианство неуничтожимые силы, ибо они выросли из самой природы человека. Душа человека по природе своей не только христианская, но и буржуазная, и прометеевская. Вот почему о буржуазном, прометеевском или христианском духе можно говорить как о вечных типах человека, как о вечных внутренних структурах, которые первичнее их исторических форм и на которых эти формы основаны.
Эти три духовные структуры кроются в каждом человеке. Но их действие и их сила неодинаковы в каждом. Обычно какая-либо одна структура стремится возвыситься, укорениться и выдавить другие структуры. Между буржуазным, прометеевским и христианским духом идет постоянная борьба. Она начинается внутри души человека. Сам человек в своей внутренней жизни должен испытать эту схватку и далее жить ее разрешением. Для каждого человека наступает время, когда он должен увидеть победу той или иной структуры. Приходит время, когда человек должен внутри себя стать или буржуем, или прометеем, или христианином. Это пора глубоких драм и болезненных конфликтов. Но она неизбежна. Человек должен принять решение, кто хозяйничает в нем: дух земли, дух человека или дух Божий.
Внешняя жизнь человека проявление его внутреннего настроения. Внешняя история человека это проекция его внутренней истории во времени и пространстве. «В духовной действительности, говорит Бердяев, события разыгрываются раньше, чем во внешней исторической действительности». То, что происходит в видимой жизни человека, то, что составляет ход этой жизни, есть не продукт внешних действий, как в мире животных, но результат внутреннего изменения человека, его внутреннего развития. Тогда если в объективной практической жизни мы обнаруживаем буржуев, прометеев и христиан, то они суть не что иное, как проявления внутреннего развития во внешней жизни. Внутреннее расположение духа, его внутреннее распространение, победа той или иной структуры внутри человека прорывается на поверхность в определенных формах и определенном стиле жизни. Буржуй, прометей и христианин различаются всем образом своей жизни, и различаются именно потому, что они различаются своим духом. Победа той или иной духовной структуры внутри человека становится большой психологической силой, которая затем управляет всей внутренней деятельностью человека: его средствами, характером и целями. Буржуазный, прометеевский и христианский стиль жизни не просто обычная поверхностная манера, но стиль в глубочайшем смысле этого слова, о котором Эрнест Элло сказал, что «стиль это человек». Буржуазная, прометеевская и христианская жизнь ведут нас в тайные глубины духа, в которых уже возникло самоопределение человека в направлении мира, человека или Бога.
Когда буржуазный, прометеевский или христианский стиль жизни из индивидуальной сферы переходит в общественную сферу, когда он овладевает объективным духом, тогда мы встречаемся с буржуазией, прометеизмом и христианством как историческими формами. Психологическая сила этих трех структур тогда превращается в историческую силу. Внутренняя победа той или иной структуры здесь распространяется в процессе жизни человека; ей подчиняются все сферы жизни; она пронизывает общественные институты, общественное мнение; она накладывает свой отпечаток на религиозные, научные, нравственные и эстетические системы. Буржуазным, прометеевским или христианским тогда становится не только внутренность человека, не только его индивидуальный внешний образ жизни, но и весь определенный исторический период. Дух земли, человека или Бога тогда управляет не только человеком, но и жизнью.
***
Фрагмент из сборника литовского философа и богослова Антанаса Мацейны (19081987) -«Падение буржуазии», одного из ключевых консервативных мыслителей стран Балтии ХХ века.

ХРИСТОС, БУРЖУЙ И ПРОМЕТЕЙ В культуре Европы можно вычленить три идеи, вокруг которых концентрируется жизнь наших дней и которые определяют все развитие Европы: буржуазная, прометеевская и

ХРИСТОС, БУРЖУЙ И ПРОМЕТЕЙ В культуре Европы можно вычленить три идеи, вокруг которых концентрируется жизнь наших дней и которые определяют все развитие Европы: буржуазная, прометеевская и

ХРИСТОС, БУРЖУЙ И ПРОМЕТЕЙ В культуре Европы можно вычленить три идеи, вокруг которых концентрируется жизнь наших дней и которые определяют все развитие Европы: буржуазная, прометеевская и

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *