Вильгельм Кляйншмидт был ослеплён желанием новых побед… Траулер «Леди Ширли» он принял за лёгкую цель. Но когда-то мирное британское судно вполне могло постоять за себя.
И этого немцы никак не ожидали…
…Командир немецкой подлодки U-111 Вильгельм Кляйншмидт был в плохом настроении. Поход к африканскому порту Фритаун складывался неудачно. Субмарина провела в море уже 50 суток, а потопила только два судна. Возвращаться на базу с таким результатом не хотелось. И тут радист доложил о перехвате радиограммы с судна, атакованного другой немецкой подлодкой. Торпедированный пароход дрейфовал в нескольких сотнях миль от Канарских островов, ожидая буксира.
Кляйншмидт обрадовался. Повреждённое судно лёгкая добыча! Он приказал взять курс к месту, где находилась его будущая жертва.
Лодка прибыла в нужный район 2 октября 1941 года. Бинокли её верхней вахты внимательно осматривали местные воды. Тщетно. Горизонт был пуст. U-111 занималась поиском подранка ещё сутки. Наконец, утром 4 октября вдалеке показался неизвестный корабль.
И тут обычно осторожный Кляйншмидт допустил оплошность.
Он так сильно был одержим идеей найти торпедированное судно, что принял приближавшийся корабль за него. Подводная лодка Кляйншмидта сближалась с вражеским противолодочным кораблём.
В 08:40 вахтенный офицер британского траулера ПЛО«Леди Ширли» услышал крик вперёдсмотрящего. Офицер быстро поднялся к нему в«воронье гнездо» и вскинул бинокль. Прямо по курсу вдалеке показался неизвестный объект. Сначала англичане приняли его за дымовую трубу торгового судна. Но вскоре«труба» пропала из виду. На траулере поняли: это была рубка подводной лодки, и теперь эта лодка погрузилась.
В этот момент U-111 действительно быстро уходила под воду. Но её командир ещё не понял, с кем имеет дело. Ослеплённый желанием заполучить новую жертву, он продолжал считать, что перед ним торговое судно. В результате Кляйншмидт приказал погружаться на перископную глубину и готовиться к торпедной атаке.
Англичане тоже не сидели без дела. Они приготовились искать и атаковать подводную лодку.
Изначально«Леди Ширли» не была военным кораблём. Этот траулер построили в 1937 году как мирного «рыбака». С началом войны британское Адмиралтейство реквизировало его под свои нужды. Корабль вооружили пушкой, пулемётом и глубинными бомбами. Установили гидролокатор и прислали на траулер гидроакустика и командира. Команду же укомплектовали резервистами. То есть теми же самыми рыбаками, которые с началом войны стали военными моряками.
Впрочем, их противники тоже не были ветеранами. В экипаже U-111 среди старшин и рядовых только пять опытных подводников. А бо́льшую часть команды составляли немецкие моряки с малым опытом службы на субмаринах.
«Леди Ширли» приблизилась к месту погружения подлодки и начала поиск гидролокатором. Вскоре акустик доложил командиру траулера о контакте с субмариной.
В это время на подлодке разгорелся спор между акустиком и командиром. Первый убеждал Кляйншмидта, что слышит приближающиеся шумы винтов на дистанции в 500 метров. Но командир был уверен: цель в 3000 метрах.
Спор разрешили взрывы английских«бочек» — прав казался акустик.
Впрочем атака нанесла «немке» небольшой ущерб: взрыватели«бочек» были установлены на глубину 50 и 100 метров, а стальная акула в тот момент висела на 13 метрах. В корме U-111 появилась маленькая течь. Но Кляйншмидт окончательно потерял голову и решил, что лодка гибнет. Он приказал всплывать и готовиться к артиллерийскому бою!
После всплытия Кляйншмидт и семь подводников выскочили на мостик рубки. Один встал у зенитного автомата и принялся поливать траулер 20-мм снарядами. Результат обстрела: один англичанин убит и четверо ранены.
Но «Леди Ширли» не осталась в долгу. Траулер открыл огонь из орудия и пулемёта. Снаряды ложились с недолётом, зато пулемёт задержал немцев, не давая им спуститься на палубу к 105-мм орудию.
Вскоре англичане сумели влепить два снаряда в U-111. Один из них разорвался прямо на мостике, убив семь из восьми человек, включая командира лодки и двух офицеров.
Командование субмариной принял инженер-механик. Он приказал экипажу покинуть лодку, а сам принял решение её затопить. На «Леди Ширли» увидели выскочивших на палубу немцев, кричащих и машущих руками. Они сдавались в плен. В этот момент U-111 начала уходить под воду и вскоре исчезла с поверхности навсегда.
Англичане подобрали 45 подводников один из которых вскоре умер от ран и доставили пленных в Гибралтар.
Выживших с U-111 допрашивали в разведотделе Адмиралтейства. Британцы были удивлены, что лодка так быстро сдалась. Пока восемь подводников на мостике вели бой с траулером, остальные члены экипажа им не помогали, потому что попросту запаниковали. В Адмиралтействе сделали вывод: у Карла Дёница командующего немецкими подводными силами начались проблемы с кадрами.
Произошедшее с U-111 было уже третьим случаем за год, когда экипажи немецких лодок предпочитали сдаваться в плен, нежели сопротивляться. Англичане сочли этот факт обнадёживающим. Но головокружения от успехов в Адмиралтействе не возникло.
Впереди союзников ждали новые схватки с«волчьими стаями» в Атлантике. Подводный флот Германии имел ещё много опытных экипажей.
Доказательством тому стала гибель «Леди Ширли» два месяца спустя — траулер торпедировала другая немецкая субмарина, и он погиб вместе со всем экипажем.