БОНСАЙ ИЛИ «ДЕРЕВО НА ПОДНОСЕ».

БОНСАЙ ИЛИ ДЕРЕВО НА ПОДНОСЕ. Многие люди, кто не знает историю бонсай, думают, что это искусство зародилось в Японии. В действительности родина карликовых деревьев - Китай. Но стоит отметить,

Многие люди, кто не знает историю бонсай, думают, что это искусство зародилось в Японии.
В действительности родина карликовых деревьев — Китай. Но стоит отметить, что форма, которую приобрело это искусство и ставшая популярной сегодня, была разработана именно в Японии, в течении многих веков и имеет свою собственную эстетику и терминологию.
Исторический аспект развития бонсаи очень интересен сам по себе.
На рисунках в древнеегипетских гробницах мы видим маленькие деревья в горшках, расставленных вокруг храмов. Отсюда можно сделать вывод, что религия и деревья были неразрывно связаны в представлениях древних египтян. Эти растения могли быть и лекарственными, потому жрецы и высаживали их вокруг храмов.
В Древней Индии многие растения и деревья использовались в медицинских целях. Врачи и шаманы выращивали целебные растения в горшках, чтобы их было легче брать с собой при необходимости.
Однако термин «бонсай» происходит от китайского языка, где выращивание карликовых деревьев называется «пенджинг» или «пенсаи». Точные даты возникновения пенсай неизвестны, но первые упоминания относятся к китайской династии Тан (600 гг. н.э.). Предполагают, что к тому времени пенджинг был хорошо развит, так как были найдены свитки с достаточно детальным описанием этого искусства. Самые ранние изображения датируются 706 годом, они были найдены в 1972 году в мавзолее, на стенах коридора, который ведет к могиле принца Занга Хуэя.
На настенных росписях в усыпальнице императора Чанг Хуа династии Тан (706 г.) изображены придворные держащие в руках бонсай. Легенды отодвигают время зарождения бонсай вглубь веков.
Одна из них гласит. Однажды у властелина возникло желание больше узнать о своей империи. Естественно исколесить всю Поднебесную император не мог, поэтому во все провинции Китая с целью изучения характеристик местности и последующего их изображения в миниатюре были отправлены группы из нескольких десятков образованных людей. Так была создана миниатюрная империя, которая изображала реки, горы, деревья, дома, скот и даже людей в значительно уменьшенном масштабе. Для будущего макета владыка велел возвести широкую площадку из мрамора, очертания которой должны быть идентичными очертаниям карты страны. Все было исполнено в точности так, как пожелал император привезенные китайские пейзажи были установлены у дворца.
Тогда и было положено начало искусства изображения миниатюрных ландшафтов, которое прошло нелегкий и долгий путь, постоянно трансформируясь и совершенствуясь.
Но, скорее всего, корни бонсай в даосизме. Даосы проводили свои исследования влияния окружающего мира на Дао. В ходе этих исследований им удобно было манипулировать не самими объектами внешнего мира, а их миниатюрными копиями-символами. Даосы верили, что, миниатюризировав объект, они могли бы сконцентрировать и манипулировать всеми его магическими качествами. А деревья были самыми большими и долговечными живыми существами. Так что и здесь прагматичные китайцы себе не изменили. Достоверных сведений о том, помогла ли эта методика стать кому-то бессмертным, у нас нет, но, со временем, красота, изящество, гармоничность этих миниатюрных копий большой природы стала самодовлеющей и бонсай превратился в произведение искусства.
Считается что впервые искусство появилось в Японии в VI веке, когда буддистские монахи, возвращаясь из Китая, привозили миниатюрные деревья. Они постепенно стали предметом коллекционирования у богатых торговцев, самураев и чиновников. Слово пенсай со временем преобразовалось в бонсай, хотя его суть не изменилась. Самураи любили медитировать, созерцая природу, это успокаивало нервы и помогало разобраться в себе, а карликовые деревья подходили для этого как нельзя лучше. К тому времени китайские мастера разработали около тридцати стилей. Японцы усовершенствовали их и стали сами развивать искусство миниатюрных деревьев.
Старая японская легенда о бонсай рассказывает что некогда сёгун путешествовал инкогнито. Забравшись высоко в горы, он был застигнут ненастьем. А в той дикой местности жил старый благородный самурай, много лет назад претерпевший за правду, оклеветанный и изгнанный. На его хибарку и набрёл изнурённый путник. Хозяин радушно принял единственного за многие годы гостя и предложил разделить с ним убогую трапезу. Да вот беда, — путник сильно замёрз, а в доме не было ни щепки. И тогда хозяин, выйдя не надолго, внёс в хижину несколько великолепных бонсай. Это было всё, что осталось у него от былого — растения столетиями передававшиеся из поколения в поколение. Невзирая на протесты гостя, он запалил их в очаге и тем обогрел замёрзшего путника. Сёгун подробно расспросил хозяина об обстоятельствах его «затворничества». И на следующий день продолжил свой путь.
Через некоторое время в горы прибыла торжественная кавалькада. Дворянина-отшельника, невзирая на его возражения, препроводили ко двору, где сам сёгун встречал его. Отшельник был восстановлен во всех правах, враги его были низвергнуты. И, в завершение всех церемоний, ему преподнесли несколько древних бонсай — дар сёгуна своему спасителю.
К началу 17-го столетия, уже многие люди в Эдо (современный Токио) выращивали в плошках деревья и другие растения. Но только примерно в конце 18-го века люди стали превращать карликовые деревья в произведения искусства.
Массовым увлечением стали прогулки на природу, натурные зарисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых ландшафтов и пейзажей, и создание на этой основе деревьев высокохудожественных форм. Так возникло огромное разнообразие современных стилей бонсай: «прямой ствол», «склоненный ствол», «скрученный ствол», «каллиграфическое дерево», «обрыв», «полуобрыв», «пень», «бамбук и камни» …
По размеру бОльшая часть бонсай была около 54 см высоты ствола. В те годы он был, главным образом, украшением ниши японского дома, он должен был гармонировать с комнатой. Развивались и методы любования бонсаем. Помимо украшения домашней ниши, их стали выставлять при проведении чайных церемоний.
Из монастырей и дворцов японских аристократов увлечение бонсаи стало проникать и в дома самураев, а к началу девятнадцатого века стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
В это время миниатюрные деревца называли хачиноки «деревья в мисках».
Большую роль в становлении этого искусства, как национального явления, сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсаи. В годы его правления (18681912 гг.) выращивание бонсаи возводят в ранг искусства и появляется термин «художественный бонсаи».
В конце XIX-начале ХХ века многовековые японские традиции бонсай проникли на Запад. В Европе первая выставка состоялась в 1889 году в японском павильоне в Париже. Уже в 1909 году прошла выставка в Лондоне, а позже и в других европейских странах. Как ни странно, тогда европейцы не оценили по достоинству новое искусство и обрушились с яростной критикой на японских мастеров, считая это «бесчеловечным мучением» деревьев.
Лишь после 1935 года «зеленые» экстремисты Запада признали бонсай как искусство. Особую популярность на Западе бонсай получил после второй мировой войны, когда американские солдаты завезли в качестве трофеев определенное количество бонсай. Большинство из деревьев погибло достаточно быстро из-за неправильного ухода, но интерес к бонсай был разожжен не на шутку, после чего американское общество обратилось к японцам и американцам японского происхождения за помощью в обретении этого уникального искусства. С тех пор американская ветвь школы бонсай стала довольно могучей. Почти каждый штат и столица США имеют музей/фонд бонсай с федеральным покровительством.
Европейские мастера,разработали методику выращивания бонсай из сортов европейской растительности.
Самая старая действующая выставка Японии — выставка бонсай в Токио, которая впервые прошла в далеком 1914 году и ежегодно продолжает радовать людей своими роскошными экспонатами.
Сегодня в Японии произрастает более 100 тысяч миниатюрных деревьев, причем некоторые уже имеют в своем багаже вековую историю. Абсолютно все экземпляры считаются народным достоянием. В японских семьях существует традиция передавать деревца в стиле бонсай из поколения в поколение в качестве ценной семейной реликвии.
В последние несколько лет популярность мини-деревьев стремительно возрастает. Многие люди пытаются раскрыть и освоить тайны мастерства выращивания бонсай, требующего размеренности и огромного терпения.
Для освоения базовых принципов создания мини-деревьев будущему мастеру необходимо в среднем 5-10 лет. Существует мнение, что для освоения элементарного момента — правильного полива — требуется не менее трех лет. Поэтому приступая к изучению данного искусства важно определить силу своего желания достичь цели, которая не приемлет суеты. При должном уходе образцы бонсай могут жить сотни лет, сохраняя память тех, кто их посадил и вырастил.
Самый известный из сохранившихся до сегодняшних дней древних экземпляров представлен сосной, которую вырастил сёгун Иэмицу Токугава (16041651).

БОНСАЙ ИЛИ ДЕРЕВО НА ПОДНОСЕ. Многие люди, кто не знает историю бонсай, думают, что это искусство зародилось в Японии. В действительности родина карликовых деревьев - Китай. Но стоит отметить,

БОНСАЙ ИЛИ ДЕРЕВО НА ПОДНОСЕ. Многие люди, кто не знает историю бонсай, думают, что это искусство зародилось в Японии. В действительности родина карликовых деревьев - Китай. Но стоит отметить,

БОНСАЙ ИЛИ ДЕРЕВО НА ПОДНОСЕ. Многие люди, кто не знает историю бонсай, думают, что это искусство зародилось в Японии. В действительности родина карликовых деревьев - Китай. Но стоит отметить,

БОНСАЙ ИЛИ ДЕРЕВО НА ПОДНОСЕ. Многие люди, кто не знает историю бонсай, думают, что это искусство зародилось в Японии. В действительности родина карликовых деревьев - Китай. Но стоит отметить,

БОНСАЙ ИЛИ ДЕРЕВО НА ПОДНОСЕ. Многие люди, кто не знает историю бонсай, думают, что это искусство зародилось в Японии. В действительности родина карликовых деревьев - Китай. Но стоит отметить,

БОНСАЙ ИЛИ ДЕРЕВО НА ПОДНОСЕ. Многие люди, кто не знает историю бонсай, думают, что это искусство зародилось в Японии. В действительности родина карликовых деревьев - Китай. Но стоит отметить,

БОНСАЙ ИЛИ ДЕРЕВО НА ПОДНОСЕ. Многие люди, кто не знает историю бонсай, думают, что это искусство зародилось в Японии. В действительности родина карликовых деревьев - Китай. Но стоит отметить,

БОНСАЙ ИЛИ ДЕРЕВО НА ПОДНОСЕ. Многие люди, кто не знает историю бонсай, думают, что это искусство зародилось в Японии. В действительности родина карликовых деревьев - Китай. Но стоит отметить,

БОНСАЙ ИЛИ ДЕРЕВО НА ПОДНОСЕ. Многие люди, кто не знает историю бонсай, думают, что это искусство зародилось в Японии. В действительности родина карликовых деревьев - Китай. Но стоит отметить,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *