Правосудие для животных.

Правосудие для животных. Удивительно, но человеческая цивилизация вплоть до недавнего (по историческим меркам) времени считала животных разумными и сознательными существами, ответственными за

Удивительно, но человеческая цивилизация вплоть до недавнего (по историческим меркам) времени считала животных разумными и сознательными существами, ответственными за свои поступки. Античный мир признавал юридическое равноправие животного мира до такой степени, что не преследовал за скотоложество, а мифы многих народов рассказывали о браках богов с животными. В рамках античного права считалось также возможным преследовать братьев меньших в судебном порядке.
Так, по законам зороастризма укусившая человека собака лишалась правого уха, за повторный укус левого; особо непонятливым отрубали хвост, две лапы (по очереди) и, наконец, лишали жизни. По законам Моисея бык, забодавший человека, побивался камнями. Греческие законы Дракона и Солона требовали казнить животное, причинившее смерть человеку. В Риме царь Нума Помпилий установил предавать казни как того, кто нарушил межу, так и тех быков, которыми производилась вспашка.
В средние века в христианских странах судебное преследование животных покоилось в том числе и на каноническом праве, которое рассматривало преступление как деяние, оскорбляющее Бога и созданный им мир.
Судебная практика средневековья установила различную подсудность для животных домашних, приручаемых (собаки, лошади и др.) и тех, которые «не поддаются власти человека» (насекомые, мыши и проч.). Первые подлежали суду светскому, вторые церковному. К компетенции духовных судов главным образом относились те случаи, когда животное являлось источником общественных бедствий (например, истребление посевов). Животных, подвергшихся церковному суду, можно считать везунчиками наказания в этом случае носили в большинстве случаев не материальный характер: на виновных налагалось церковное проклятие (анафема), после чего им повелевалось оставить данную местность.
В 1522-1530 годах мыши до того размножились в епископстве Отенском, что их набеги на поля стали грозить местным крестьянам неурожаем и голодом. Не сумев избавиться от этих грызунов обычными средствами, крестьяне обратились с просьбой в церковный суд, чтобы он совершил выселение мышей. Мыши были приглашены явиться. Первая неявка была обращена против них, и обвинитель потребовал приступить к окончательному решению. Адвокат мышей в числе причин отсрочки вердикта сослался на то, что не все его подзащитные (мыши) получили уведомление о вызове в суд вследствие большого ареала их распространения. Этим доводом он добился второго оповещения, которое было сделано с кафедры каждого церковного прихода. После второй неявки мышей приговор суда состоял всего-навсего из их проклятия и отлучения от церкви.
В царствование Франциска I во Франции церковный суд местечка Компьен 9 июня 1566 года постановил: «Выслушав стороны и признавая справедливою жалобу жителей, предлагаем гусеницам удалиться в течение шести дней, в случае же неисполнения сего объявляем их проклятыми и отлучёнными от церкви».
Светские же суды карали со всей суровостью тогдашнего правосудия. Например, в 1313 году во Франции, в местечке Моази-Ле-Тампля, разъярённый бык, вырвавшийся из стойла, ударил рогами случайного прохожего, который погиб на месте. Граф Карл де-Валуа издал повеление об аресте быка и производстве над ним суда. Чиновник графа, проведя следствие (осмотрев место происшествия, тело погибшего, собрав свидетельства очевидцев), приговорил быка к повешению. Казнь была исполнена на месте убийства.
В 1497 году свинья, «которая съела подбородок одного дитяти» в городе Шароне, была приговорена судом к смерти, «чтобы мясо ее было рассечено на куски и брошено собакам».
Любопытно, что процессы над животными отличались строгим исполнением процессуальных норм, предусмотренных для людей: животное, причинившее смерть человеку, подвергалось аресту в тюрьме того города, где производился суд; допрашивались свидетели, в речах защитников и прокуроров подробно взвешивались все доводы «за» и «против» обвинения, прокурор составлял обвинительный акт, который выслушивался в назначенный день, и затем суд произносил приговор о виновности и наказании. Иногда животных «допрашивали» с применением пытки; крики, издаваемые ими, принималось за признание. Суд часто мотивировал свои приговоры: так, в 1474 г. в городе Базеле, был приговорен к сожжению петух за то, что он «снес яйцо» и таким образом, вошел в союз с дьяволом. Во время казни животных иногда одевали в человеческое платье. Распространенными видами наказаний были: смертная казнь, повешение за задние ноги, иногда даже казнь квалифицированная, соединенная с предшествующим изувечением. На животных распространялось и право помилования. Так, Филипп Бургундский помиловал стадо свиней, осужденных на смертную казнь за то, что три свиньи из этого стада съели подпаска.
Случались и оправдательные приговоры спасибо защите. В деле 1587 года против червей, опустошивших виноградники, защита обжаловала приговор на том основании, что местность, в которую предписывали приговором удалиться виновным, была совершенно бесплодна и т. д.
Процессы такого рода были обычным делом в XV-XVII веках. Случались они и позже. Так, во Франции последний пример, процесс против крыс и мышей, состоялся в 1710 году в нынешнем департаменте Code d’Or. В Славонии казнили свинью еще в 1864 году. Суд штата Техас в 1990 году вынес смертный приговор собаке по кличке Маркус за неоднократные нападения на людей.
Россия, как и подобает «неизлечимо варварской стране», убивала нашкодивших животных без суда и следствия. В памятниках древнерусского права не встречается примеров суда над животными ни в духовных, ни в светских судах. Известен случай во времена правления государя Михаила Федоровича, когда была казнена забежавшая в церковь обезьяна, нарушившая чинность богослужения. Впрочем, для этого оказалось достаточно прямого указания патриарха. Адольф Лизек, секретарь посольства в Москву императора Леопольда в 1675 году, сообщает о суде и ссылке в Сибирь козла, сбросившего с лестницы сына одного боярина; впрочем, рассказ этот не пользуется доверием у историков.
Прочитав всё это, не спешите смеяться над предками. Лучше вспомните, сколько раз был наказан за провинности ваш домашний питомец.

 

.

 

Предыдущая запись Хундсгугель
Следующая запись Согреться деньгами… Грозный, Чечня, 1995 год.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *