ТОГИ И ТУНИКИ РИМСКИХ ГРАЖДАН

ТОГИ И ТУНИКИ РИМСКИХ ГРАЖДАН Тога была если можно так выразиться «официальным» одеянием любого римского гражданина. Она была больше, чем простой одеждой. Свидетельствами этого служат хотя бы

Тога была если можно так выразиться «официальным» одеянием любого римского гражданина. Она была больше, чем простой одеждой. Свидетельствами этого служат хотя бы такие факты вольноотпущенники, получив римское гражданство, непременно хотели видеть себя изображенными в тогах, а римлянам-изгнанникам, строго настрого запрещалось её носить.
Есть свидетельство, что Октавиан Август, однажды увидел на Форуме несколько граждан, которые по каким-то причинам пришли в одним туника, без тог. Он был так поражен этим, что сделал несчастным выговор, потому что нет для римлянина высшей чести, чем выйти на Форум в тоге, и нет большего бесчестья, чем оказаться без нее.
Сама тога представляла из себя большой кусок шерстяной материи, в форме обрезанного эллипса, в 2, а то и в 3 раза больший, чем требовалось по фигуре. Длина тоги по прямой стороне доходила до 6 м, а ширина (максимальная) равнялась примерно 2 метрам.
При кажущейся простоте, нарядиться в это одеяние вряд ли получиться с первого раза, даже если детально соблюдать все описанные ниже инструкции:
Ткань берется обеими руками за широкий край, захватывая примерно треть всего куска и, уложив складками, перебрасывается через левое плечо, так, чтобы она при этом слегка прикрывала левую руку. Конец оставшийся спереди при этом свисает почти до земли и имеет своё собственное название lacinia.
Теперь ткань пропускают под правой рукой и туго натягивают на спине, следя за тем, чтоб она одновременно и не душила человека и не обвисала. На высоте бедра её снова собирают в складки и, протянув наискось по груди, перебрасывают конец через левое плечо. Такая «перевязь» называется balteus или praecinctura.
Оставшаяся часть ткани спускается полукругом чуть ниже колена (она называется sinus), и вновь перекидывается через левое плечо. Причем в дождливую погоду, sinus легко может использоваться как капюшон, а в часы молитв просто как прикрытие головы.
И наконец в завершении, заднюю полу несколько поддергивают вверх и на груди над «перевязью» собирают в складки, формируя таким образом то, что называется umbo.
Кстати, облечься в это «сооружение» без чужой помощи просто невозможно.
В эпоху поздней республики, существовали даже специальные рабы, умевшие красиво уложить многочисленные складки и помочь с одеванием причем складки укладывали ещё с вечера, с помощью целого ряда деревянных дощечек и зажимов.
Известен например такой курьез связанный с этой тщательностью знаменитый оратор по имени Гортенсий был большим «модником» своего времени и когда однажды в толчее улицы кто-то, налетев на него, сдвинул тщательно уложенные складки тоги, он просто подал на обидчика в суд.
Тога могла быть только белого цвета и не имела никаких украшений.
Единственным исключением тут может служить тога сенаторов и несовершеннолетних мальчиков — toga praetexta — по её краю обычно проходила широкая пурпурная полоса. Возможность надеть пурпурную, расшитую золотом тогу — toga picta — имел и триумфатор.
Бедные граждане и те, кто был занят тяжелым физическим трудом, не могли постоянно носить такую маркую одежду. Им приходилось часто стирать ее, от чего она достаточно быстро приобретала характерный потрепанный вид. Граждане в застиранных тогах были частыми персонажами различных сатирических произведений.
По этой причине, стараясь как можно дольше проносить столь важный атрибут гражданина, римляне выходя из дома, часто надевали поверх неё различные предохранительные накидки.
Кроме того, по тем же сугубо практичным причинам, в повседневной жизни тогу носили пожалуй только высшие магистраты. Остальные граждане использовали её как «торжественную» одежду, надеваемую по особому случаю походу в общественное место или при при исполнении служебных обязанностей.
Неудивительно, что к одежде для особых случаев, полагалась и особенная обувь, называющаяся calcei, представляющая из себя башмаки с ремнями, закрывавшие ногу. Магистрат и тем более сенатор, появляясь на людях и при исполнении своих служебных обязанностей, должны были одевать их вместе с тогой в обязательном порядке. Их делали из тонкой кожи с двумя парами ремней. Ремни закреплялись спереди между подошвой и кожаной стелькой.
Одев башмак, первую пару ремней перекрещивают на ступне, обвивают ими ногу до икр и завязывают так, чтобы концы оставались свободно висящими. Затем ногу оборачивают второй парой ремней и тоже завязывают их спереди, оставляя свисающие концы.
Вторым по важности после тоги элементом одежды Древнего Рима была туника. Туника представляла собой тонкую шерстяную рубаху с короткими рукавами или совсем без них. Обычно ее носили с поясом и появляться вне дома неподпоясанным считалось ужасно неприличным. Исключение тут составляли только рабы и ремесленники за работой.
Римляне очень много внимания уделяли внешнему виду и часто регламентировали ношение одежды до самых мелких подробностей. Носить тунику нужно было так, чтобы спереди она спускалась чуть пониже колен, а сзади доходила до коленного сгиба.
Спускать значительно ниже было «по-женски», что мужчине не приличествовало, а поднимать выше, (это называлось «носить, как центурионы», которые в «приличном» римском обществе часто служили объектами шуток из-за своей неотесанности) было и вообще признаком крайне дурного тона.
Среди обеспеченного населения, не занимавшегося тяжелым трудом, предпочитали носить туники белого цвета. Крестьяне, ремесленники и рабы носили туники темных, немарких цветов. У представителей высших сословий на тунику наносилась вертикальная, от шеи до подола, полоса алого или пурпурного цвета под названием «clavus«. У сенаторов полоса была одна и широкая «laticlavia«, а у всадников две, но узкие angusticlavia.
Особую тунику надевал триумфатор она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.
Однако, стоит помнить, что такой вид туника приобрела только в период поздней республики.
Прообразом туники, были простые куски ткани обертываемые вокруг тела и скрепляемые застежками или фибулами. Можно видеть такой тип одежды на древних изображениях два куска ткани спереди и сзади, скрепленные на плечах и по бокам фибулами. Разумеется сами плечи и тем более руки при этом остаются открытыми.
Когда же во времена поздней республики в широкий обиход вошли кроенные, подогнанные по фигуре и аккуратно сшитые туники, многие римляне воспринимали их как нарушение древних традиций. Особо поборников закона предков возмущало нововведение рукава. Были даже целые аристократические семейства, членам которых ношение кроеных туник просто запрещалось!
Туники с длинными рукавами еще в течение двух столетий воспринимались верхом изнеженности и развращенности.
Однако постепенно взгляды менялись. Туники вошли во всеобщее употребление, а иные римляне стали одевать и по несколько туник сразу одна на другую.
Как правило нижнюю тунику, одеваемое на голое тело, называли subucula, или tunica interior, т.е. «внутренняя».
Сам Октавиан Август, который вошел в историю ещё и как ревностный борец за чистоту нравов, зимой носил четыре туники и шерстяную тогу, по причине слабого здоровья.
Вместе с длинными рукавами, пришел и галльский обычай выпускать из-под верхней туники рукава нижней и оторачивать их мехом.
Уже в 180-х гг. н.э. обычай этот распространился настолько, что даже на статуе императора Коммода он изображен в тунике с длинными рукавами.
Ещё немного позже у туники появился капюшон, и она стала называться «caracalla«. Эта одежда была столь вопиюще чуждой истинно-римской культуре, что первые христианские монахи, видящие в империи всё зло мира, стали использовать её практически в качестве униформы, которую и по сей день носят некоторые ордена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *