ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВОЕННОГО МЕДИКА ФРАНСУА МЕРСЬЕ

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВОЕННОГО МЕДИКА ФРАНСУА МЕРСЬЕ Франсуа Мерсье - военный медик, хирург Главной квартиры 1-го армейского корпуса Grande Armee. Будучи больным лихорадкой, Мерсье был взят в плен

Франсуа Мерсье — военный медик, хирург Главной квартиры 1-го армейского корпуса Grande Armee. Будучи больным лихорадкой, Мерсье был взят в плен казаками в числе 15 тысяч французских раненых, которых отступающая наполеоновская армия в панике оставила в Вильно (сам Бонапарт, бросив своих солдат, уже бежал в Париж), и после выздоровления отправлен в Саратов.
После окончательного разгрома и капитуляции Франции перед русской армией и её союзниками, Мерсье был отправлен в Одессу, где сел на судно и 25 августа 1814 года вернулся на родину, высадившись в Марселе.
Пребывая в плену, французский хирург оставил интересные описания быта крестьянской жизни русского Поволжья, отрывки из которых приведены ниже:
«Каковы бы ни были средства русского крестьянина, он всегда необычайно гостеприимен, и в большинстве местностей путешественник, войдя в избу в обеденное время, перекрестившись перед образами и произнеся в виде приветствия «Хлеб да соль!», может без дальнейших церемоний присаживаться к столу хозяина дома.
В Европе не найти ни одной такой страны, где было бы так мало изуродованных или просто плохо сложенных людей, как в России. Лица со слабо развитой грудью или с нежным телосложением, в особенности среди простого народа, не могут совершенно переносить здесь сурового климата. Во время зимы дети этого класса населения бывают едва одеты; в деревнях их можно встретить бегающими по улицам чуть ли не в одной рубашке. Кажется, не найдется никого, кто бы, прожив некоторое время в России, не видел довольно часто, как самые малые ребята, почти голые, охватив своими руками зябнущее тело, садятся прямо на снег или на лед. Как только они озябнут или почувствуют иное недомогание, они тотчас же забираются на печь, где стоит всегда невыносимая жара. И вот, таким-то образом приучаясь сперва переносить 25-30 градусную температуру мороза, а вслед затем 25-30 градусную жару, при таких быстрых сменах одной на другую, они закаляют свое тело; подобная перемена температур перестает оказывать какое-либо вредное влияние на их здоровье, тогда как для нас она, несомненно, сопровождалась бы каким-либо смертельным заболеванием.
Русские чувствуют также чрезвычайное сильное влечение к разным играм и к упражнениям в силе ловкости, сопряженным даже с опасностью; оба последние пристрастия как бы стремятся оторвать их от сна, приводя в движение как физическую, так и духовную сторону их организации, и этим самым пробуждая их от той летаргии, на которую они осуждены своим климатом, всем складом общественной жизни. своими привычками, трудностями сообщений и недостатком общественных связей. В летнее время они устраивают для забавы себе качели, а зимой сооружают ледяные горы и скатываются с них на санках.
Деревенское население успело также пристраститься к танцам. Крестьянские танцы носят здесь вполне своеобразный характер: они состоят из ловких повертываний и притоптываний подошвой ноги, из плавных передвижений корпуса, в то время как ноги кажутся совершенно неподвижными; плечи же, бедра и руки во время этих танцев все время ходят ходуном. Танцы начинаются обыкновенно под звуки инструмента, немного напоминающего гитару и называемого здесь «балалайкой»; в балалайке всего две-три струны, и ручка ее очень вытянута. Зрители на танцевальных вечерах аккомпанируют игре инструмента своим пением или свистом, что придает этой музыке необычайный, но в то же время вдохновенный и красочный характер; не надо однако думать, что музыка подобного рода режет слух, напротив, она непонятно мелодична. У русских существуют особые песни на все главнейшие события их жизни, песни, отражающие все их чувствования и страсти: песни по поводу рождения, свадебные, погребальные, песни рабочие и песни, поющиеся в часы отдохновений, песни радости и печали. В походной палатке, точно так же, как и в роскошно убранном танцевальном зале можно там услышать исполнение вещей с таким же искусством, какого не всегда бывает возможно добиться от хористов нашей Оперы. Точно так же, как и итальянцы, русские никогда не поют в унисон, и приходится только разводить руками, когда эти люди, которые даже никогда не слышали названия музыкальных нот, импровизируют с такой легкостью и естественностью самые разнообразные вокальные пьесы.
Русский крестьянин умеет владеть своим топором с удивительной ловкостью. Так как в деревнях обыкновенно нельзя встретить ни плотников, ни столяров, то каждый из них приучается прекрасно владеть топором, который часто заменяет им и пилу, и рубанок, и все прочие инструменты. Часто удивляешься, проходя по деревне, еще недавно уничтоженной дотла пожаром, когда она всего через несколько месяцев вся отстраивается вновь. Но в этом нет ничего удивительного, если только владелец деревни своевременно снабдит своих погоревших крестьян лесом для постройки; если при том крестьянам удалось спасти от огня своих лошадей и свои плуги, несчастья, нанесенные пожаром, быстро исчезнут; при помощи своего топора они снова возобновят свою постройку и смастерят всю незатейливую необходимую мебель. Все же остальное является для них уже роскошью, и они могут обходиться и без него.
В обеденный час вся семья усаживается вокруг стола, осенив предварительно грудь крестным знамением. Хозяйка дома вытаскивает вслед затем из печи огромный глиняный горшок со щами из кислой капусты; лишь изредка употребляют там вместо нее суп из овощей. Она выливает этот суп в большие посудины, каждый вооружается широкой деревянной ложкой, лежащей перед ним и принимается с аппетитом за еду. В свои щи крестьяне любят также крошить куски мяса. Другим из наиболее часто употребляемых и доставляющих им особенное удовольствие блюд является гречневая каша, приготовляемая также в печи. Питьем для них служит квас, получающийся от перебродившей муки, разведенной в кипяченой воде; этот напиток кисловат на вкус и производит освежающее действие.
Мне неоднократно приходилось быть свидетелем таких чувствительных поступков, которые, без всякого сомнения, сделали бы честь и людям, чья душа не успела огрубеть от унижений и страшных злоупотреблений крепостной зависимостью. Я видел крестьян, являвшихся к призыву тянуть свой жребий за своих братьев или даже более отдаленных родственников; мне приходилось наблюдать, как другие соглашались перенести наказание розгами, наложенное на их товарищей или близких, и, наконец, я знаю и таких, кто соглашался жертвовать последним из своего достояния, чтобы помочь своему ближнему выкупиться на свободу. Когда русский крестьянин станет фермером и будет снимать у собственника его землю, вместо того, чтобы работать на него в качестве раба, он удесятерит доход своего теперешнего господина, так как сам тогда удесятерит свои усилия, усердие и продуктивность своего труда. Когда он станет работать в рудниках, на заводах. фабриках и других промышленных предприятиях не из боязни палки, но из-за платы, нужной для поддержания его существования, он будет работать тогда с прилежанием и усердием, он освободится тогда от пороков, в которых теперь его упрекают от лени, пьянства и воровства. Ведь это все пороки рабства, это лишь грязь тяготеющих на нем цепей, лишь ржавчина, пристающая к этому грубому металлу.
Человек из простонародья пьет ее во всех случаях своей жизни и во все часы дня, если он рад и весел, он отправляется выпить, чтобы еще более усилить свою радость. Если он чем опечален или впал в тоску, он пьет ее, дабы найти в ней утешение. Даже когда его приговаривают к порку, он считает величайшим несчастьем для себя, если ему не удается утопить свое горе в глотке водки; но если только у него в кармане найдется несколько копеек, он, не взирая на боль в омертвевшей от только что полученных ударов спине, мчится оттуда прямо в ближайший кабак, кидает мелочь на прилавок и, проглотив залпом отпущенную водку, испускает из груди облегченный вздох, обтирает рукавом обмокшие усы и пускается дальше в путь. И водка, действительно, его утешает, он не чувствует более боли от ударов, да и вообще он больше ни к чему не годен; его ноги скоро отказываются идти далее, и он сваливается на землю в первом попавшемся углу.
Другим излюбленным времяпрепровождением среди простого народа, как в часы досуга, так и при безысходном горе является сон. Они ложатся спать почти тотчас же по прекращении работы; чтобы заснуть, русскому вовсе не надо ложиться в постель: простая доска, голая деревянная скамья, земля и даже льдина все может заменить для него мягкий матрас.
Русский крепостной сплошь и рядом бесчувственен, безропотен, лишен всякого человеческого духовного обличия и уподобляется скотине. Но когда гнет, жертвой которого он является, поднимает в его душе бурю, его месть не знает ни жалости, ни пределов; истязуемый раб, он в свою очередь находит какое-то наслаждение в крови и слезах. Ежегодно случаются факты подобного рода на русской территории, но их обыкновенно стараются окутать непроницаемой тайной или же, по крайней мере, проходя мимо зловещих мест, стараются не узнавать их. Русский крестьянин известен своею кротостью и своим бесконечным терпением, но зато, когда он доведен до крайности, его кротость перерождается в ярость, а терпение в неудержимый гнев: человек как бы исчезает в нем в эти минуты, уступая место лютому зверю.»

Источник

Нет комментариев

  1. Лобанов Петр

    Спасибо! Весьма интересно и поучительно!

  2. Касторский Буба

    Основным вопросом, который встал перед российским правительством в конце 1812 — начале 1813 года, было уменьшение затрат на содержание пленных солдат и офицеров наполеоновской армии, оставшихся в России после завершения боевых действий на территории страны.
    Для решения этой проблемы Кабинет министров предложил императору использовать военнопленных в различных сферах хозяйства и для государственных нужд. Александр I подумал и… согласился.

    14 января 1813 года генерал Вязмитинов направил всем губернаторам циркуляр с требованием разделить всех пленных на четыре группы, каждая из которых получала свое назначение.
    К первой категории были отнесены поляки («мятежники»), которых должны были отправить для укомплектования полков на Кавказ, в Грузию и на Сибирскую линию.
    Другую группу составляли пленные, желающие поступить по своим гражданским профессиям на работы, определиться на заводы и фабрики. Пленным-земледельцам предлагалось поселиться между колонистами Саратовской, Херсонской и Екатеринославской губерний.
    Остальных солдат Великой армии, которые пожелают остаться военнопленными, предписывалось употреблять для постройки и исправления домов в Москве и других городах.
    Отношение местного населения к пленным французам менялось в зависимости от ситуации на фронте: крайне негативное — в начале войны, благожелательное — к моменту окончания боевых действий в России.

    Бывшие солдаты Великой армии получали от имперской казны пособие в 100 рублей для покупки обуви, одежды, первоначального пропитания и оплаты за постой в жилищах городских и сельских обывателей. Почти все нижние чины зарабатывали на дополнительное пропитание собственным трудом.
    Работали у зажиточных крестьян в поле и в ремесленных мастерских. В уездных городах они часто устраивались учителями в дворянские и купеческие семьи преподавать детям свой родной язык.
    Офицеры-иностранцы принимались «на равных» в губернском дворянском собрании, посещали званые балы и вечера. Некоторые из них оставили воспоминания о своем пребывании в русском плену.

    Из около 170 тысяч пленных Великой армии Наполеона 60 000 пожелали остаться в России, чтобы навсегда связать себя с новой Родиной. Многие сделали блестящую карьеру в армии, науке и искусстве. Некоторые достигли успехов в торговле, став гильдейскими купцами.

    Однако основная масса новых российских подданных пополнило мещанское и ремесленное сословия городов. Эти люди быстро ассимилировались, превратившись в законопослушных россиян.
    Говорить о «французской прививке» в развитии культуры «варварской» России бессмысленно. С таким же успехом можно спорить о «турецкой» и «шведской» прививках. Русское войско одержало победу над Великой армией Бонапарта, и россияне гуманно обошлись с пленными захватчиками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *