МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ.

МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ. Другие названия Чешские братья, Богемские братья, гернгутеры. Члены секты, возникшей в Чехии после поражения таборитов (последователей Яна Гуса), не признавали католической

Другие названия Чешские братья, Богемские братья, гернгутеры. Члены секты, возникшей в Чехии после поражения таборитов (последователей Яна Гуса), не признавали католической церкви, проповедовали равенство и пацифизм, большое значение придавали культурно-просветительской, миссионерской деятельности, развитию в людях нравственного начала.
Возникли в Богемии в XV ст., основаны знаменитым Петром Хельчицким, помещиком и мирянином, кот., разочаровавшись в учении католической церкви, стал проповедовать свое «учение о справедливости», требуя возвращения к первым векам христианства.
Своими сочинениями («Сеть веры») он приобрел себе многих приверженцев, называвшихся братьями Хельчицкими, которые под руководством бывшего францисканского монаха Грегора образовали вместе с остатками таборитов и более строгими каликстинцами (чашниками) самостоятельную религиозную общину.
В 1457 г. ими была основана в отведенной им королем Георгом Подибрадом деревне Кунвальде колония, где они нашли в священнике Михаиле Брадаче энергического борца за свое дело. Новая община получила название Unitas fratrum, Братское единение, а члены ее именовались fratres legis Christi, Братья Христова закона или просто Братья. Преследуемые правительством, они в 1467 в деревне Хотке (близ Рейхенау) совершенно отреклись от католической церкви и избрали по жребию трех старшин, рукоположенных в епископы жившим в Австрии епископом вальденцев Стефаном. С тех пор они жили в пустынях и пещерах (отсюда данное им в насмешку прозвище «пещерники»), но строгостью нравов и братским единением в духе учения Христа все более и более приобретали последователей, так что ко времени Реформации у них было около сотни своих молелен.
Представленное ими в 1532 г. маркграфу Георгу Бранденбургскому и в 1535 г. королю Фердинанду Исповедание веры расположило в их пользу даже Лютера.
За отказ сражаться против протестантов в Шмалькальденской войне они были изгнаны Фердинандом из Австрии. Около 1000 человек выселилось 1548 в Польшу, где герцог Альбрехт отвел им для местожительства Мариенвердер. В 1570 они заключили с польскими лютеранами и реформатами Сандомирское соглашение, в силу которого на них были потом распространены льготы Диссидентского мира 1572 г.
В Богемии они добились терпимости в силу так назыв. Confessio Bohemica (1575), т. е. Исповедания веры, выработанного ими сообща с другими евангелическими церквами страны. Несчастный для протестантов исход богемской войны имел своим последствием почти окончательное уничтожение братьев в Богемии. Только граф Цинцендорф, давший в 1772 многим из них убежище в своем саксонском поместье Герренгуте, до некоторой степени снова восстановил братскую общину.
Особенности их учения, кроме требования чистоты апостольской жизни, заключались в сохранении безбрачия и семи таинств, в признании только духовного причастия и в отвержении спасения одной верой. Присяга, военная и государственная служба отвергалась ими как несогласные с Нагорной проповедью. Церковное устройство их тоже основано на Священном Писании: проповедью и причастием заведовали пресвитеры (ministri), тогда как надзор за церковным благочинием находился в руках епископов (episcopi или semores). Внутренними делами общины заведовали cиноды.
Моравские братья, вышедшие из Unitas Frat-rum, при поддержке великого графа Цинцендорфа (Zinzendorf), приняли близко к сердцу Великое поручение, проложив дорогу великой эре современного миссионерского движения. Только в XVIII в. моравские братья организовали миссионерские поселения на Виргинских островах (1732), в Гренландии (1733), Северной Америке (1734), Лапландии и Южной Америке (1735), в Южной Африке (1736) и Лабрадоре (1771). Их основной целью стало распространение Евангелия до края земли. Это была их всепоглощающая страсть, которая очевидным образом проявлялась в соотношении миссионеров и прочих работников в миссиях. Отношение было один к шестидесяти, что казалось замечательным достижением по сравнению с соотношением один к пяти тысячам в протестантизме в целом.
Одной из уникальных черт моравского миссионерского движения, позволивших ему иметь такой большой процент миссионеров, служивших за рубежом, было то, что все миссионеры должны были по положению обеспечивать себя сами. Движение моравских братьев являлось движением, возникшим из среды мастеровых. Им казалось естественным, что миссионеры должны воспользоваться своей профессией во время жизни за границей. Моравские братья-миссионеры считали добровольные пожертвования явно недостаточными для финансового обеспечения задачи всемирного евангелизма. Поэтому единственным выходом для христиан, желавших стать миссионерами, было продолжать заниматься своим ремеслом.
В Лабрадоре моравские миссионеры поддерживали себя своим собственным трудом, достаточным не только для обеспечения собственных потребностей, но и для помощи нуждающимся эскимосам. Они имели корабли, и вели торговлю, и своим примером сумели вызвать у эскимосов интерес к различным деловым предприятиям. Результатом их служения явилось не только благовестие людям, но и значительный подъем экономики региона. В Суринаме, на северо-восточном берегу Южной Америки, моравские братья организовали ряд предприятий, включая швейные мастерские, мастерские по изготовлению часов и пекарни. По мере роста экономического благосостояния возрастало и духовное влияние братьев, и моравская церковь стала в этой стране процветающей церковью.
«Самым важным вкладом моравских братьев, пишет Уильям Данкер (William Daner), был их упор на то, что каждый христианин является миссионером и должен свидетельствовать своим повседневным трудом. Если бы другие христиане более усердно изучили пример моравских братьев, возможно, деловой человек занял бы почетное место в расширяющемся христианском миссионерском мире рядом с проповедником, учителем и врачом…»

МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ. Другие названия Чешские братья, Богемские братья, гернгутеры. Члены секты, возникшей в Чехии после поражения таборитов (последователей Яна Гуса), не признавали католической

МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ. Другие названия Чешские братья, Богемские братья, гернгутеры. Члены секты, возникшей в Чехии после поражения таборитов (последователей Яна Гуса), не признавали католической

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *