К 30-летию фильма,и 65-летию Джеймса Кэмерона. ЧАСТЬ 2
Маленькое щупальце для фильма, огромный скачок для киноиндустрии
Для создания щупальца наняли большую команду специалистов из таких компаний, как Dream Quest Images, ILM, Stetson Visual Services и XFX. В работе они использовали раннюю версию программы Adobe Photoshop. В общей сложности им потребовалось шесть месяцев, чтобы анимировать 75-секундный эпизод.
Результат того стоил. Сцена стала не просто визитной карточкой фильма, но и вестником будущего киноиндустрии. Считается, что именно этот эпизод был решающим фактором, позволившим появиться «Терминатору 2». Благодаря «Бездне» Кэмерон доказал, что технология уже достигла уровня, позволявшего показать на экране меняющего форму Т-1000. Но, отдавая должное усилиям программистов, было бы преступлением не упомянуть старания людей, работавших над практическими эффектами. Даже тридцать лет спустя проделанная ими работа завораживает.
Так, подводная платформа Deepcore была не пустой оболочкой. В ней провели освещение, обустроили герметичный отсек, систему вентиляции и даже санузел. Используемые на съёмках батискафы хоть и были моделями, сделанными в масштабе 1 к 4, но обладали всеми возможностями полноразмерных аппаратов. Они имели двигатели, могли перемещаться под водой со скоростью четыре узла и выдерживать столкновения. Инопланетяне представляли собой кукол, изготовленных специалистами компании XFX. Их сделали из гибких полупрозрачных литых уретанов и жёстких акриловых оболочек. Для их подсветки использовались разные методы, от встроенных неоновых трубок до ультрафиолета.
Были созданы и детальные модели подлодки «Монтана», военной техники и инопланетного корабля. Последние были так убедительны, что при просмотре черновой версии фильма студийные боссы решили, что Кэмерон сошёл с ума и построил его в натуральную величину. А используемая для съёмок в море семитонная модель корабля Benthic Explorer оказалась так велика, что её пришлось зарегистрировать в Береговой охране.
Некоторые «подводные» сцены на самом деле снимались не под водой. Для эпизода, где батискафы обследуют затонувшую подлодку, их модели подвешивали на тросах в заполненном дымом помещении, а затем снимали с эффектом замедления.
Ещё одна техническая революция осталась незамеченной для большинства зрителей. Чтобы мы могли видеть и слышать актёров в подводных сценах, было разработано полностью функциональное снаряжение со специальными масками, оснащёнными микрофонами для записи звуков. Актёры по-настоящему переговаривались под водой, и те реплики, что мы слышим в фильме, действительно были сказаны на глубине. Во время постпродакшена из этих записей убрали неприятные шумы от регуляторов в шлемах и заменили их на более «киногеничные» звуки.
Как уже говорилось, отправной точкой в истории «Бездны» стали опыты с жидкостным дыханием. И его действительно можно увидеть в фильме в эпизоде с крысой. В общей сложности для съёмок использовали пять животных. Все они остались живы и, по уверениям Кэмерона, не пострадали. Впрочем, это не остановило «зелёных» от критики фильма. Дошло до того, что этот эпизод вырезали из британской версии «Бездны».
Эду Харрису, разумеется, не довелось дышать жидкостью. Для съёмок сцены шлем актёра заполнили окрашенной водой, после чего ему пришлось задерживать дыхание.
Незавершённая история
В истории Голливуда немало примеров того, как создатели фильма героически справились с проблемами и сняли всё, что планировали. «Бездна» не из их числа. Впервые в своей карьере Кэмерон серьёзно выбился из графика и вышел за рамки бюджета. В общей сложности съёмки продлились 140 дней. Сколько именно потратили на фильм, до сих пор неизвестно. По словам студийных чиновников, итоговые затраты составили 4347 миллионов долларов. Но многие считают, что эти цифры серьёзно занижены и на фильм потратили до 70 миллионов. Это огромная сумма по меркам 1989 года.
Увы, проблемы ленты не ограничивались перерасходом. Изначальная версия картины длилась почти три часа. Хоть режиссёр и имел право финального монтажа, он не мог не ощущать давления со стороны студии, жаждавшей сокращения хронометража, что позволило бы дать больше сеансов в кинотеатрах.
Что ещё хуже, несмотря на многочисленные технические достижения, у создателей всё равно оставались нерешённые проблемы. Особенно сложными оказались финальные сцены, где пришельцы направляли на земные города гигантские волны, угрожая стереть человечество с лица Земли. Создатели не успели сделать нужные эффекты к первым тест-показам. В результате аудитория не поняла оригинальную концовку.
Чтобы доработать финал, требовалось время а его у Кэмерона не было. «Бездна» планировалась как летний блокбастер и должна была выйти 4 июля. Из-за всех задержек студии пришлось перенести премьеру на август. Ещё одна отсрочка стала бы признанием серьёзных проблем.
Ни Кэмерон, ни Fox не могли себе этого позволить. В результате канадцу пришлось наступить на горло собственной песне и отказаться от изначального финала, а также вырезать ряд других сцен. «Бездна» вышла в прокат 9 августа 1989 года. Фильм закончил дебютный уик-энд на второй строчке рейтинга сборов со скромными 9 миллионами долларов совсем не тот результат, которого ждала студия. Для Кэмерона же «Бездна» стала единственным фильмом в карьере (конечно, не считая «Пираний 2»), не выигравшим первый уик-энд.
Критики в целом положительно отнеслись к ленте. Её хвалили за эффекты, техническую часть, актёрскую игру и амбициозность. Но незавершённость финала была слишком очевидной. Многие отмечали, что после гибели Коффи и спасения Линдси кино сильно сдавало позиции.
В итоге «Бездна» собрала лишь 54 миллиона долларов в американском прокате и ещё 36 миллионов в международном. Если верить в студийные цифры бюджета, фильм вышел в ноль. Если взять неофициальные оценки «Бездна» провалилась. Конечно, за счёт продажи прав на показ и видеокассет кино со временем принесло прибыль. Но осадок всё равно остался.
Студия продвигала Майкла Бина на «Оскар» как лучшего актёра второго плана. Однако кино удостоилось лишь технических номинаций. В итоге «Бездне» досталась одна абсолютно заслуженная статуэтка за лучшие визуальные эффекты.
Поддельные «Бездны»
Голливуд имеет давнюю историю «мокбастеров» низкобюджетных картин, создатели которых надеются заработать на премьере блокбастеров. «Бездна» тоже стала их мишенью. После того как Кэмерон анонсировал свой фильм, в производство была запущена целая серия подводных ужастиков. Среди них можно выделить «Левиафана», «Глубоководную звезду шесть» и «Глубокое погружение». Но их создатели просчитались: ни одна из этих картин не принесла ни денег, ни славы.
Что интересно, сценарий «Глубоководной звезды шесть» написал друг Кэмерона Луис Абернатти. Он познакомился с канадцем на одной из дайвинг-сессий. Узнав, что Абернатти пишет сценарий для подводного фильма, Кэмерон попросил его придержать рукопись, чтобы не создавать конкуренции «Бездне». Абернатти отказался, и Кэмерон на несколько лет перестал с ним общаться. Позже они помирились: Абернатти погружался вместе с Кэмероном к обломкам «Титаника» и сыграл одного из подводных исследователей.
Как «Бездна» изменила Кэмерона
Со временем Кэмерон стал не только режиссёром, но и известным подводником. Он спускался на дно Марианской впадины (всего третьим в истории), приобрёл личную подлодку и снял два документальных фильма о подводном мире.
Хоть «Бездна» и не стала тем хитом, на который рассчитывал Кэмерон, она оставила весомое наследство, оказавшее серьёзное влияние на последующую карьеру режиссёра.
Во-первых, лента во многом поспособствовала появлению «Терминатора 2». И дело тут не только в компьютерном щупальце. Финансовая неудача «Бездны» навредила репутации Кэмерона как режиссёра, который не проигрывает. Поэтому, когда продюсер Марио Кассар купил права на «Терминатора» и предложил Кэмерону снять сиквел, тот быстро согласился. Канадцу требовался хит, который вернул бы ему возможность строить собственные миры.
Во-вторых, проблемы при создании «Бездны» изменили подход Кэмерона к съёмкам. «Пираньи 2» научили режиссёра, что нельзя снимать фильмы, не имея полного творческого контроля. «Бездна» же показала, что и этого не всегда достаточно. Если хочешь снять идеальный фильм, мало хорошего сценария и актёров. Нужно заранее предвидеть все потенциальные технические проблемы и уметь их решать.
Ответ на вопрос, почему Кэмерон так не торопится с продолжениями «Аватара», нужно искать на съёмках «Бездны». Канадец сделал из них выводы. Лучше подождать лишнее десятилетие, чтобы наверняка всё снять, чем ещё раз претерпевать мучения из-за того, что технологии оказались не готовы. Хорошо это или плохо судите сами. Но сложно спорить с тем, что опыт «Бездны» сформировал «позднего» Джеймса Кэмерона.
Ещё одно любопытное наследие «Бездны» Кэмерон больше никогда не работал с основными участниками её команды: ни с актёрами (единственным исключением стал Майкл Бин, снявшийся в камео для «Судного дня»), ни с оператором Микаэлем Саламоном, ни с композитором Аланом Сильвестри. А ведь обычно канадец любит звать в новые проекты людей, с которыми уже сотрудничал. Это в какой-то мере подтверждает рассказы о том, насколько неприятными оказались съёмки «Бездны» для всех участников.
Наконец, «Бездна» ознаменовала конец творческого и личного союза Кэмерона и продюсера Гейл Энн Хёрд. Она стала их последним совместным проектом. Анализируя сюжет «Бездны», несложно заметить, что история отношений Бада и Линдси во многом перекликается с реальной историей Кэмерона и Хёрд. Они поженились вскоре после выхода «Терминатора». Ко времени работы над «Бездной» их брак уже начал трещать по швам.
Но, в отличие от фильма, хэппи-энда не произошло к концу съёмок пара развелась. Возможно, именно поэтому экранное воссоединение Бада и Линдси кажется несколько фальшивым. Скорее всего, подобно Кэмерону и Хёрд, в будущем они бы всё равно расстались.
В «Бездне» есть такой диалог Линдси с Бадом: «Я вложила четыре года в этот проект». «Да, и только три года в меня». Брак Кэмерона и Хёрд продлился как раз три года. Неужели Джеймс просто вставил в сценарий свой реальный разговор с женой
Возвращение к «Бездне»
Альтернативная концовка «Бездны» теперь считается каноничной
После оглушительного успеха «Терминатора 2» и выхода на видео расширенной версии «Чужих» Кэмерон вернулся к «Бездне». Он хотел доработать картину, чтобы показать зрителям ту версию, которую всегда хотел. Fox согласились вложить в проект полмиллиона долларов. На эти деньги Кэмерон доделал недостающие эффекты и перемонтировал фильм, добавив в него ряд новых сцен.
Специальное издание «Бездны» вышло в 1993 году. Оно исправило многие из недостатков театральной версии. Сюжет обрёл большую целостность, а концовка заиграла новыми красками. Конечно, «Бездна» всё равно не обрела такую же популярность, как другие ленты канадца. Большинство по-прежнему воспринимает её как достойное, но всё же не великое кино. Но давайте будем реалистами: у 90% голливудских режиссёров такой фильм стал бы главным достижением в карьере, о создании которого они бы рассказывали на «Комик-конах» до самой старости. Для Кэмерона же он оказался переходным этапом.
На то, что «Бездна» остаётся для режиссёра чувствительной темой, косвенно намекает и то, что фильм до сих пор не выпущен на Blu-ray. Лишь в этом году Кэмерон подтвердил, что занимается ремастером картины в формате 4. Переиздание посвящено юбилею ленты и должно выйти до конца этого года. А это значит, что скоро новое поколение киноманов сможет открыть для себя фильм и оценить потребовавшиеся для его создания невероятные усилия. Главное не забывать, что, если долго смотреть в бездну, бездна может начать смотреть в тебя.