БАЛЬТАЗАР КОССА ПИРАТ В ПАПСКОЙ ТИАРЕ. Часть 2

БАЛЬТАЗАР КОССА ПИРАТ В ПАПСКОЙ ТИАРЕ. Часть 2 И вот в этой, достаточно мутной воде, Бальтазар Косса в феврале 1404 года, уже следующим папой, Бонифацием IX, возведен в сан кардинала.

И вот в этой, достаточно мутной воде, Бальтазар Косса в феврале 1404 года, уже следующим папой, Бонифацием IX, возведен в сан кардинала.
Препятствий для этого, в общем-то, не было, а резоны были. Происхождение у Бальтазара знатное. Образование соответствующее. Жизненный опыт, который он обрел при папском дворе, тоже очень ценен связи, контакты. Только вот там где-то вдали маячит его пиратское прошлое, но ведь его можно счесть или эпизодом, или клеветой врагов. Но Бальтазар довольно быстро доказал при Бонифации IX, что он воин и полководец. Папа, видимо, зная его способностях и опыте, в 1403 году отправил его на покорение строптивых, мятежных областей, которые были под властью пап, но попробовали отделиться. Болонью, Перуджу и Осизу было приказано вернуть назад под строгую длань римского первосвященника.
Бальтазар блестяще провел военную компанию. Привел их к повиновению и стал править от имени папы, получив свою главную резиденцию в городе Болонья. На долгие годы теперь прочно с этим городом была связана его судьба. Он стал первым кардиналом. Он продвигается и продвигается по этим ступеням, где полно интриг, тайных убийств, заговоров, отравлений…
Первый кардинал не отличался какими-то высокоморальными качествами, не только в прошлом. О его прошлом, конечно, шептались, и громко заговорят перед Констанцским собором, но пока явных разговоров нет. Ходили слухи о том, что он, возможно, отравил приемника Бонифация IX, Иннокентия VII. На Констанцском соборе ему приписали и это, но доказательств нет.
Наконец папой в Риме был избран Григорий XII, который зависел от Бальтазара Коссы и попробовал «сместить» его с поста первого кардинала. В ответ Косса просто взбунтовался. Он объявил себя абсолютно свободным правителем тех областей, которые он завоевывал.
Надо сказать, что для положения папства, как института, как светского образования того времени, Бальтазар сделал очень много. Своей дипломатической ловкостью, которой тоже был не лишен, он добился признания именно римского центра папства. А ведь раньше их несколько, и первейший это Авиньон. Но благодаря деятельности Бальтазара именно Рим был признан, по существу, большинством ведущих и крепнущих национальных государств Западной Европы.
Другое дело, что его-то самого они потом сметут.
Но то, что центром является Рим, а не Авиньон, который долго поддерживался французской монархией, отчасти Кастилией, в этом большая заслуга изворотливого, ловкого Коссы.
Последний предшественник Бальтазара, который правил всего год в 1409-10 годах, Александр V, по существу уже не правил. Косса пока не принял тиару, но он решил закрепить свои позиции де-факто. Всеми делами папского двора при Александре V, об этом пишут все специалисты, уже ворочал этот первый кардинал.
А до этого он убил свою бывшую возлюбленную Яндру, заподозрив ее в измене со своим ближайшего друга. Точнее, про измену он знал совершенно определенно, просто замешан был его друг Бальтазара это особенно раздражало. А ведь Яндра изменяла как бы в ответ на его измены. Она даже хотела подослать убийц к его самой верной, самой надежной, Име, которая всю жизнь любила Бальтазара по-настоящему.
В общем, эта такая, квази-романтическая сторона его жизни.
Позднее на Констанцском соборе его обвиняли в том, что он сожительствовал и со своей матерью, и со своей дочерью, и со своей внучкой, но это уже такая зыбкая почва, что обсуждать ее, конечно, сложно.
Бальтазару приписывают смерть неаполитанского короля Владислава.
Но до конца на сегодня не доказано, все ли убийства, ему приписанные, были реально им вдохновлены или совершены. Однако стоило ступить на этот путь, и дальше уже политические соперники и противники, а у такого человека, как Бальтазар, их было полно, вовсю это использовали.
Чтобы чуть-чуть подтвердить эти некоторые сомнения, можно процитировать несколько пунктов официальных обвинений, предъявленных Констанцским собором ему. Пунктов, кажется, было 54. Кто-то говорит, что еще были штук 20. Но 54 тоже достаточно.
Вот некоторые из них.
«Занимался продажей церковных постов» безусловно. Но, а кто не занимался! Все они продавали посты.
«Один и тот же пост продавал нескольким лицам» вот это уже нехорошо.
«Смещал людей неугодных» все правильно.
«Хотел продать Флоренции останки святого Иоанна за 50 тысяч золотых флоринов». В наше время увлечение всяческими останками звучит тоже, прямо как-то как черная ирония.
«Разрешал предавать анафеме своих должников».
А вот дальше, пункт 6: «Отрицал загробную жизнь». То, чего никогда нельзя не подтвердить, не доказать.
«Не верил в воскресение умерших». Но это же просто можно написать. «Спал с женой своего брата». Да. Про дочку, внучку, мать, дочь. Вот насчет, состоял в связи с сотнями замужних женщин. И спорили довольно долгое время, так вот, до конца XX века 200 или 300 монахинь он соблазнил в одном месте.
Потом вот такие пункты, как: «Был опорой нечестивцев». Ну, несерьезно.
«Отрицал добродетель». «Был средоточием пороков» это уже можно написать про тогдашнюю эпоху упадка нравов. А упадок нравов очевиден.
За что и сложил свою голову Ян Гус.
С чего он случился этот упадок нравов Это не в первый раз. Это было с западной церковью еще раз в Риме в X-XI веках. Потом с помощью крестовых походов, они как-то отвлекли от этого ужасного явления, тоже снижение морального уровня духовенства. Но та абсолютная власть над душами людей, которую они себе приписали, как всякая абсолютная власть развращает человека. Об абсолютной власти, вероятно, можно говорить только божественной, а человеческая развращает эту душу. И поэтому все проявления того, что они в бытовом смысле, в самом примитивном, начинают отличаться от нормальных людей в худшую сторону это последствие глобального явления их великой претензии на то, что им в каком-то смысле позволено гораздо больше, чем другим. А Ян Гус это исключение, который считает, что истинно верующий и истинный пастырь может позволить себе не больше, а меньше. И таких, как правило, отправляют на костер.
Но Бальтазар Косса попал в историю не только как первый кардинал. Он был избран папой. Он всех купил — тех 17 кардиналов. Значит, что он им всем посулил, и потом, между прочим, выполнял свои обещания. Дома, виллы, земли, виноградники, высокие посты. Это все настолько традиционно, что тут никаких особенных сомнений не возникает.
И Бальтазар был избран, но третьим номером. Уже двое были избраны в Авиньоне и Риме, он, в Пизе третий. Но его наглость, самоуверенность привели его к тому, что он верил, что опередит этих всех своих соперников, докажет, что они неправильные, а правильный только он. И католическим миром будет руководить он, Бальтазар. И его дипломатические успехи как будто бы все это подтверждали.
Почему же на Констанцском соборе (1415 года) были осуждены два полюса — и Ян Гус, и Иоанн XXIII
Папские теократические притязания на равную и абсолютную власть над всеми перестали устраивать правителей, а на соборе председательствовал, то есть верховодил политически, один из очень отталкивающих правителей, император Сигизмунд, германский император, венгерский король.
Это перестало устраивать и тот главный объект, который важен для церкви паству. К тому времени сложилось так трудно определимое и такое важное в истории понятие как «нация», «национальное самосознание», «национальное достоинство». И люди хотели себя чувствовать не овечками какого-то единого папы, а французами, англичанами, итальянцами, испанцами, уже формирующимися, голландцами, которые скоро восстанут за свою свободу, венграми, поляками. Это уже общность наций, которая теократическими методами папства, духовно, необъединима.
Сигизмунд преследовал свои цели, политические. Но какой хороший повод для него. Вселенский собор, движение внутри церкви за чистоту нравов духовенства, это клюнийское, прежде всего, движение, по названию монастыря на юге Франции в местечке Клюни. Искренние люди, которые за очищение нравов. И те, кто внутри, даже в высших эшелонах Католической церкви, говорят: «Вселенский собор, вот это очень важный тезис, выше лично папы». Вот это все позволило вытащить на поверхность темную биографию Бальтазара, заговорить о ней громко и принять те решения, которые подвели черту под его карьерой. Бальтазар брыкался до последнего. А потом бежал. Его поймали, засадили в тюрьму и низложили.
Заставили отречься второго папу Григория XII и отлучили Бенедикта. И избрали, наконец, одного Мартина V Римского.
Приятеля Бальтазара Коссы.
А Коссе опять помогала его возлюбленная. Разговаривала, просила за него, ходатайствовала, и в итоге этот изворотливейший человек добился встречи с новым папой, с его представителями.
Сначала Бальтазар выкупился из тюрьмы за огромную сумму. Он считал, что деньги много решают. 38 тысяч золотых флоринов и он свободен.
Короче говоря, он выбил себе и выпросил, и выкупил право остаться кардиналом, иметь кардинальскую шапку, жить без преследований и безбедно до конца дней своих. Он прожил потом еще 4 года. Жил уже во Флоренции. Правда, как считается, это миф, но можно все-таки предположить, что вот это-то как раз не миф.
Бальтазар лишился также всех своих громадных пиратских сокровищ, которые он, якобы, доверил, уезжая в Констанц, Джованни Медичи, одному из основоположников этого, в будущем сказочно богатого, семейства. Когда Бальтазар, наконец, вернулся, восстановился, так сказать, в кардинальских правах, он попросил свои деньги обратно. И, говорят, Джованни Медичи ответил безмерно остроумно: «Я могу вернуть эти деньги только папе Иоанну XXIII, а его нет». И с этим ничего нельзя было сделать. Говорят, что именно эта сумма и была основой благополучия Медичи дальше, в основе. Говорят, миф. Но уж очень он хорошо ложится на реальный контекст. Уж очень быстро Медичи фантастически разбогатели.
Но когда Бальтазар умер, ему устроили пышные похороны. У него роскошная усыпальница, которую создал гениальный скульптор Донателло. По заказу кого Козимо Медичи. А значит у Козимо были признаки какой-то совести.
Иоанн XXIII это единственный папа в истории, чей номер был повторен. Он практически был, действительно, вычеркнут. Мало ли было антипап.
И в середине XX века кардинал Ронкалли взял себе имя Иоанна XXIII. Тот самый кардинал Ронкалли, который, в общем, проводил второй Ватиканский собор и реформу церкви.

БАЛЬТАЗАР КОССА ПИРАТ В ПАПСКОЙ ТИАРЕ. Часть 2 И вот в этой, достаточно мутной воде, Бальтазар Косса в феврале 1404 года, уже следующим папой, Бонифацием IX, возведен в сан кардинала.

БАЛЬТАЗАР КОССА ПИРАТ В ПАПСКОЙ ТИАРЕ. Часть 2 И вот в этой, достаточно мутной воде, Бальтазар Косса в феврале 1404 года, уже следующим папой, Бонифацием IX, возведен в сан кардинала.

БАЛЬТАЗАР КОССА ПИРАТ В ПАПСКОЙ ТИАРЕ. Часть 2 И вот в этой, достаточно мутной воде, Бальтазар Косса в феврале 1404 года, уже следующим папой, Бонифацием IX, возведен в сан кардинала.

БАЛЬТАЗАР КОССА ПИРАТ В ПАПСКОЙ ТИАРЕ. Часть 2 И вот в этой, достаточно мутной воде, Бальтазар Косса в феврале 1404 года, уже следующим папой, Бонифацием IX, возведен в сан кардинала.

БАЛЬТАЗАР КОССА ПИРАТ В ПАПСКОЙ ТИАРЕ. Часть 2 И вот в этой, достаточно мутной воде, Бальтазар Косса в феврале 1404 года, уже следующим папой, Бонифацием IX, возведен в сан кардинала.

БАЛЬТАЗАР КОССА ПИРАТ В ПАПСКОЙ ТИАРЕ. Часть 2 И вот в этой, достаточно мутной воде, Бальтазар Косса в феврале 1404 года, уже следующим папой, Бонифацием IX, возведен в сан кардинала.

БАЛЬТАЗАР КОССА ПИРАТ В ПАПСКОЙ ТИАРЕ. Часть 2 И вот в этой, достаточно мутной воде, Бальтазар Косса в феврале 1404 года, уже следующим папой, Бонифацием IX, возведен в сан кардинала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *