ФРАНЦУЗСКИЙ КОРАБЕЛ, СТАВШИЙ РУССКИМ ГЕНЕРАЛОМ

ФРАНЦУЗСКИЙ КОРАБЕЛ, СТАВШИЙ РУССКИМ ГЕНЕРАЛОМ Ему потребовалось девять лет, чтобы обучиться корабельному мастерству, овладеть знаниями, умениями, навыками, вполне достаточными для

Ему потребовалось девять лет, чтобы обучиться корабельному мастерству, овладеть знаниями, умениями, навыками, вполне достаточными для самостоятельной постройки военных судов. Первым наставником Брюна де Сен-Катерина в этом деле был широко известный во французском королевстве Джозеф Мари Блез Кулон.
Затем Сен-Катерин как губка впитывал все то, что давали преподаватели военно-морской школы. В 22 года он впервые стал самостоятельно строить военные корабли. На французской земле таковых было десять и все они были спущены на воду в Тулоне.
Последующий турецкий этап занял семь лет. Первые три года Брюн де Сен-Катерин строил корабли один. Затем на турецкой земле оказался Франц Яковлевич Брюн-де Сент-Ипполит. С Яковом Яковлевичем у него было два общих момента. Во-первых, они родные братья. Во-вторых, профессиональные кораблестроители. Тандем в конечном итоге построил 22 военных судна.
Российский этап начался 16 января 1799 года и был отмечен внушительным карьерным ростом. Брюн де Сен-Катерин начал служить Российской империи в 7-м классе, прописанном в Табели о рангах, а закончил в 4-м. Первое звание корабельный мастер, последнее генерал-лейтенант флота.
Павел I был осведомлен о весьма успешной кораблестроительной деятельности братьев еще тогда, когда они работали на султана. Именно по просьбе императора российский посол в Турции уговорил их переехать. Став корабельным мастером при Адмиралтействе, Яков Яковлевич до 1807 года действовал в союзе с Василием Сарычевым. Последний также котировался как талантливый корабельный мастер. Когда их союз переживал становление, Павел I сделал корабелам пять заказов: три Брюну, два Сарычеву. Что это давало российскому ВМФ В его арсеналах появлялись 80-пушечный без юта и 90-пушечный корабли, канонерская лодка «о трех пушках» от Брюна. По проектам Сарычева изготовлены 80-пушечный корабль с ютом и 50-пушечный фрегат.
Союз Брюна и Сарычева сохранился и при Александре I. Через год после коронации император решил создать специальную комиссию, которая должна была досконально ознакомиться с реальным состоянием судов в балтийских портах. Брюн и Сарычев играли в ней главную роль. Отчет о посещении портов сразу лег на стол государю. Решение его императорского величества не заставило себя долго ждать. Объектами разборки стали 14 кораблей, четыре гребных фрегата, четыре полупрама, бриг, четыре бомбардирских корабля, фрегат. Брюн и Сарычев получили высочайшее благоволение за «особенно верное, беспристрастное, на искусстве их основанное донесение, и за все полезные замечания, как знание по разным частям, так и усердие к службе и желание быть полезными доказывающее».
Властные структуры не без оснований считали Брюна и Сарычева способными осуществить исчерпывающую инвентаризацию «разного рода употребляемых на судовое строение лесов, определив те, кои по доброму своему качеству и мере для построения линейных кораблей служить могут, от других, годных только на меньшие суда, как то: фрегаты, корветы и разной величины транспорты, также и на гребные». В 1802-м такая инвентаризация была проведена.
Можно однозначно утверждать, что именно с Брюном и Сарычевым связано структурирование отрасли. Прорывным в этом плане явилось образование 18 июня 1804 года в управлении генерал-интенданта Морского министерства Департамента кораблестроения. В этот же день Брюн был назначен директором департамента по исполнительской части, а Сарычев по хозяйственной. Но пройдут четыре года, и у Сарычева будут серьезные трения с морским министром. Эти трения имели ряд последствий. Сарычева ушли из министерства. Его союз с Брюном приказал долго жить. Министр посчитал, что два директора Департамента кораблестроения непозволительная роскошь, решив ограничиться одним.
Следует специально отметить, что при существовании союза с Сарычевым у Брюна были проекты как совершенно самостоятельные, так и с другими корабельными мастерами. В 1802-м он единолично построил галео «Паллада». В 18051806 годах осуществилось строительство 22-пушечного корвета «Флора», где прослеживалась равная роль Брюна и корабельного мастера Григория Исакова.
Яков Яковлевич много и плодотворно работал над формированием системы подготовки кадров. Можно однозначно утверждать, что за годы, когда он возглавлял училище корабельной архитектуры, российская школа судостроения обрела кровь и плоть.
Благодаря Брюну существенно возрос авторитет профессии в российском обществе. Именно он впервые предложил создать Корпус корабельных инженеров. Император Николай I согласился и издал соответствующий указ. Торжеством справедливости, несомненно, стало то, что с Брюна начиналась история инспекторов Корпуса корабельных инженеров.
Государь видел функциональное назначение инспектора указанной структуры таковым: «быть Инспектором по искусственной части, как то: иметь наблюдение за прочностью строения и чистотою отделки судов, рассматривать проекты и чертежи по кораблестроительной части и наблюдать тоже, в сходствии ли с ними производятся практическия работы».
Удивительно, но все 36 лет пребывания в России к Брюну можно было обратиться только по-французски. Он никогда не ставил перед собой цель научиться писать и разговаривать на языке народа, давшего миру Достоевского, Ломоносова, Пушкина, Толстого. И в то же время Россия ему многим обязана.
Полный цикл от чертежей до спуска на воду прошли лично им спроектированные 11 кораблей, четыре фрегата, два транспорта. Он вложил в них душу, сердце, скрупулезно следил за соответствующим производственным процессом на Санкт-Петербургских верфях.
Выдающийся кораблестроитель ушел из жизни 3 августа 1835 года. Его прах был упокоен на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге.
За верную службу Российской империи генерал-лейтенант флота Яков Яковлевич Брюн де Сен-Катерин был удостоен орденов Святой Анны 1-й степени с алмазными подвесками, Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 2 и 4-й степеней.

.

Предыдущая запись Самые популярные среди туристов деревни Ирана
Следующая запись Загадка убитой женщины, чей убийца умер… за 3 недели до ее убийства

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *