САМЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИСТОРИИ ДАТЫ И СОБЫТИЯ. Часть 1

САМЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИСТОРИИ ДАТЫ И СОБЫТИЯ. Часть 1 1. На престол взошел мифический первоимператор. Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили

1. На престол взошел мифический первоимператор.
Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили установить дату восшествия на престол мифического первоимператора Дзимму, от которого якобы берет начало императорский род в Японии. В этот день, 11 февраля 660 года до н.э., Дзимму, потомок богини солнца Аматэрасу, прошел церемонию интронизации в основанной им столице — в местечке под названием Касихара. Разумеется, ни о какой государственности в Японии того времени, равно как и о существовании Дзимму, да и самих японцев, говорить не приходится. Миф внедрялся в повседневность и становился частью истории. В первой полови¬не XX века день интронизации Дзимму был государственным праздником, по случаю которого действующий император участвовал в молениях о благополучии страны.
В 1940 году Япония праздновала 2600 лет со дня основания империи. Из-за сложной внешнеполитической обстановки пришлось отказаться от проведения Олимпийских игр и Всемирной выставки. Символом последней должен был стать лук Дзимму и золотой коршун, фигурировавший в мифе: «Билось воинство Дзимму с врагом, билось, но никак одолеть его не могло. Тут внезапно небо заволокло тучами и посыпался град. И прилетел удивительный золотой коршун, и сел на верхний краешек государева лука. Коршун светился и сверкал, был он подобен молнии. Увидели это враги и пришли в полное смятение, уж и сил сражаться у них не стало».
После поражения Японии в 1945 году во Второй мировой войне к Дзимму обращаются крайне редко и осторожно ввиду сильной связи его образа с милитаризмом…
2. Составление первого законодательного свода.
В начале VIII века в Японии ведется активная деятельность по формированию институтов власти и выработке норм отношений между государством и подданными. Японская государственная модель взяла за образец китайскую.
Первый законодательный свод Японии, составленный в 701 году и введенный в действие в 702 году, получил название «Тайхорё». Его структура и отдельные положения опирались на китайские памятники правовой мысли, однако были и существенные отличия. Так, нормы уголовного права в японском законодательстве были разработаны с гораздо меньшей тщательностью, что связано и с культурными особенностями японского государства: оно предпочитало делегировать ответственность по наказанию провинившихся и заменять физическую расправу над преступниками ссылкой, чтобы не навлекать на себя ритуальной нечистоты кэгарэ, вызываемой смертью.
Благодаря введению в действие свода «Тайхорё» историки именуют Японию VIIIIX веков «государством, основанным на законах». Несмотря на то что отдельные положения свода утрачивают свою актуальность уже ко времени его создания, формально никто не отменял его вплоть до принятия первой японской Конституции в 1889 году.
3. Основание первой постоянной столицы Японии.
Развитие государственности требовало концентрации придворной элиты и создания постоянной столицы. До этого времени каждый новый правитель строил себе новую резиденцию. Оставаться во дворце, оскверненном смертью предыдущего государя, считалось делом опасным. Но в VIII веке модель кочевой столицы уже не соответствовала масштабам государства.
В 710-м году первой постоянной столицей Японии стал город Нара. Место для его возведения было выбрано исходя из геомантическихпредставлений о защищенности пространства: на востоке должна протекать река, на юге обязательно наличие пруда и равнины, на западе — дороги, на севере — гор.
Город Нара в плане представлял собой прямоугольник площадью 25 кв.км и копировал структуру китайской столицы Чанъань. Девять вертикальных и десять горизонтальных улиц делили пространство на равные по площади кварталы. Центральный проспект Судзаку тянулся с юга на север и упирался в ворота резиденции императора. Тэнно — титул японского императора — также являлся обозначением Полярной звезды, расположившейся неподвижно на севере небосвода. Как и звезда, император обозревал свои владения, находясь на севере столицы. Наибольшей престижностью обладали кварталы, прилегавшие к дворцовому комплексу; удаление из столицы в провинцию могло служить страшным наказанием для чиновника.
4. Попытка мягкого государственного переворота.
Политическая борьба в Японии приобретала различные формы в отдельные исторические периоды, но общим являлось отсутствие попыток занять престол со стороны тех, кто не принадлежал к императорскому роду.
Единственным исключением стал монах Докё.
Будучи выходцем из захудалого провинциального рода Югэ, он прошел путь от простого монаха до всемогущего властителя страны. Докё появился в штате придворных монахов в начале 50-х годов. Монахи того времени не только обучались китайской грамоте, что было необходимо для чтения священных буддийских текстов, переведенных в Китае с санскрита, но и владели многими другими полезными навыками, в частности врачеванием. За Докё утвердилась слава умелого целителя. Видимо, поэтому его направили в 761 году к захворавшей экс-императрице Кокэн. Монаху не только удалось исцелить бывшую императрицу, но и стать ее ближайшим советником. По утверждению сборника буддийских преданий «Нихон рёики», Докё из рода Югэ делил с императрицей одну подушку и управлял Поднебесной. Кокэн вторично восходит на престол под именем Сётоку и специально для Докё вводит новые должности, не предусмотренные законодательством и наделявшие монаха широчайшими полномочиями.
Доверие императрицы по отношению к Докё было безграничным до 769 года, когда тот, пользуясь верой в предсказания, заявил, что божество Хатиман из храма Уса пожелало, чтобы Докё стал новым императором. Императрица потребовала подтверждения слов оракула, и в этот раз Хатиман изрек следующее: «Со времени начала нашего государства и до дней наших определено, кому быть государем, а кому — подданным. И не случалось еще, чтобы подданный стал государем. Трон солнца небесного должен наследоваться императорским домом. Неправедный же да будет изгнан». После смерти императрицы в 770 году Докё был лишен всех рангов и должностей и выдворен из столицы, а настороженное отношение к буддийской церкви продлилось еще несколько десятилетий.
Считается, что перенос столицы из Нары в Хэйан, окончательно осуществленный в 794 году, был в том числе вызван стремлением государства избавиться от влияния буддийских школ — ни один из буддийских храмов не был перенесен в новую столицу из Нары.
866 год год установления контроля над императорским родом.
Наиболее действенным инструментом политической борьбы в традиционной Японии было обретение родственных связей с императорским домом и занятие должностей, позволявших диктовать собственную волю правителю. Больше других в этом преуспели представители рода Фудзивара, долгое время поставлявшие невест императорам, а с 866 года добившиеся монопольного права назначения на должности регентов сэссё и несколько позже (с 887 года) канцлеров кампаку.
В 866 году Фудзивара Ёсифуса становится первым в японской истории регентом, не происходившим из императорского рода. Регенты действовали от имени малолетних императоров, не обладавших собственной политической волей, канцлеры представляли совершенно-летних правителей. Они не только контролировали текущие дела, но также определяли порядок престолонаследия, вынуждая наиболее активных правителей отрекаться в пользу малолетних наследников, имевших, как правило, родственные связи с Фудзивара. Наибольшей полноты власти регенты и канцлеры достигают к 967 году. Период с 967 по 1068 год получил в историографии название «сэккан дзидай» — «эпоха регентов и канцлеров». Со временем они утрачивают влияние, однако должности не упраздняются. Для японской политической культуры характерно номинальное сохранение старых институтов власти при создании новых, дублирующих их функции.
894 год — прекращение официальных отношений между Японией и Китаем.
Внешние контакты древней и раннесредневековой Японии с материковыми державами носили ограниченный характер. В основном это были обмены посольствами с государствами Корейского полуострова, государством Бохай и Китаем. В 894 году император Уда созывает чиновников, чтобы обсудить детали очередного посольства в Срединное государство. Чиновники, однако, советуют не отправлять посольство вовсе. Особенно на этом настаивал влиятельный политик и прославленный поэт Сугавара Митидзанэ. Основным аргументом была нестабильная политическая обстановка в Китае. С этого времени официальные отношения между Японией и Китаем надолго прекращаются.
В исторической перспективе это решение имело множество последствий. Отсутствие прямого культурного влияния извне приводит к необходимости переосмысления заимствований, осуществленных в предыдущее время, и выработке собственно японских культурных форм. Этот процесс находит отражение практически во всех аспектах жизни, начиная с архитектуры и заканчивая изящной словесностью. Китай перестает считаться образцовым государством, и впоследствии японские мыслители для обоснования уникальности и превосходства Японии над Срединным государством нередко будут указывать на политическую нестабильность на материке и частую смену правящих династий.
1087 год — введение механизма отречения от престола.
Система прямого императорского управления нехарактерна для Японии. Реальную политику осуществляют его советники, регенты, канцлеры и министры. Это, с одной стороны, лишает правящего императора многих полномочий, но, с другой стороны, делает невозможным критику его особы. Император, как правило, осуществляет сакральное управление государством. Бывали и исключения. Одним из способов, к которому прибегали императоры для обретения политических полномочий, был механизм отречения от престола, что позволяло правителю в случае передачи власти лояльному престолонаследнику осуществлять управление, не будучи скованным ритуальными обязательствами. В 1087 году император Сиракава отказывается от престола в пользу своего восьмилетнего сына Хорикавы, затем принимает постриг, однако продолжает управлять делами двора, уже будучи экс-императором. До самой смерти, настигшей его в 1129 году, Сиракава будет диктовать свою волю как правящим императорам, так и регентам и канцлерам из рода Фудзивара. Данный тип управления государством, осуществляемого отрекшимися императорами, получил название «инсэй» «правление из молельни». Несмотря на то что правящий император обладал сакральным статусом, экс-император являлся главой рода, и согласно конфуцианскому учению его волю должны были соблюдать все младшие члены рода. Конфуцианский тип иерархических отношений был распространен и среди потомков синтоистских божеств.
1192 году — установление двоевластия в Японии.
Военные профессии, как и силовые методы решения конфликтов, не имели в традиционной Японии особого престижа. Предпочтение отдавалось гражданским чиновникам, знавшим грамоту и умевшим слагать стихи. Однако в XII веке ситуация меняется.
На политическую арену выходят представители провинциальных военных домов, среди которых особым влиянием обладали Тайра и Минамото. Тайра удалось добиться ранее невозможного — Тайра Киёмори занял должность главного министра и сумел сделать своего внука императором. Недовольство Тайра со стороны других военных домов и представителей императорского рода достигает апогея в 1180 году, что приводит к затяжному военному конфликту, получившему название «война Тайра и Минамото».
В 1185 году Минамото под руководством талантливого администратора и безжалостного политика Минамото Ёритомо одерживает победу. Однако вместо того, чтобы способствовать возвращению власти придворным аристократам и членам императорского рода, Минамото Ёритомо последовательно избавляется от конкурентов, добивается положения единоличного лидера военных домов, а в 1192 году получает от императора назначение на должность «сэйи тайсёгуна» — «великого полководца, усмирителя варваров». С этого времени и вплоть до реставрации Мэйдзи в 18671868 годах в Японии устанавливается система двоевластия. Императоры продолжают отправлять ритуалы, а сёгуны, военные правители, проводят реальную политику, отвечают за внешние сношения и нередко вмешиваются во внутренние дела императорской семьи.
1281 год — попытка завоевания Японии монголами
В 1266 году Хубилай-хан, покоривший Китай и основавший империю Юань, отправляет в Японию послание, в котором требует признать вассальную зависимость Японии. Ответа он не получил. Позже — безрезультатно — было направлено еще несколько похожих посланий. Хубилай приступил к подготовке военной экспедиции к берегам Японии, и осенью 1274 года флот империи Юань, включавший также корейские отряды, общей численностью в 30 тысяч человек разграбил острова Цусима и Ики и достиг залива Хаката. Японские войска уступали противнику и в численности, и в вооружении, однако до прямого военного столкновения практически не дошло. Налетевший шторм разметал корабли монголов, в результате чего им пришлось ретироваться.
Хубилай предпринял вторую попытку по завоеванию Японии в 1281 году. Военные действия продолжались чуть больше недели, после чего повторились события семилетней давности: тайфун похоронил большую часть огромного флота монголов и планы по покорению Японии. С этими кампаниями связывают зарождение представлений о камикадзе, что дословно переводится как «божественный ветер». Для современного человека камикадзе — это в первую очередь пилоты-смертники, но само понятие гораздо древнее. Согласно средневековым представлениям, Япония являлась «страной божеств». Синтоистские божества, населявшие архипелаг, защищали его от внешнего вредоносного воздействия.
Подтверждением этого стал «божественный ветер», дважды не позволивший Хубилаю покорить Японию.
Продолжение следует…

САМЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИСТОРИИ ДАТЫ И СОБЫТИЯ. Часть 1 1. На престол взошел мифический первоимператор. Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили

САМЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИСТОРИИ ДАТЫ И СОБЫТИЯ. Часть 1 1. На престол взошел мифический первоимператор. Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили

САМЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИСТОРИИ ДАТЫ И СОБЫТИЯ. Часть 1 1. На престол взошел мифический первоимператор. Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили

 

САМЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИСТОРИИ ДАТЫ И СОБЫТИЯ. Часть 1 1. На престол взошел мифический первоимператор. Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили

САМЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИСТОРИИ ДАТЫ И СОБЫТИЯ. Часть 1 1. На престол взошел мифический первоимператор. Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили

САМЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИСТОРИИ ДАТЫ И СОБЫТИЯ. Часть 1 1. На престол взошел мифический первоимператор. Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили

САМЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИСТОРИИ ДАТЫ И СОБЫТИЯ. Часть 1 1. На престол взошел мифический первоимператор. Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили

САМЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИСТОРИИ ДАТЫ И СОБЫТИЯ. Часть 1 1. На престол взошел мифический первоимператор. Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили

.

 

Предыдущая запись «ПОКЛОННЫЕ И ОБЕТНЫЕ КРЕСТЫ»
Следующая запись Карие — удивительная христианская церковь, сохраненная османами

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *