Мария Попова боец 25-й Чапаевской дивизии, прототип образа Анки-пулеметчицы, получившей в фильме имя жены писателя Фурманова Анны Стешенко

Мария Попова боец 25-й Чапаевской дивизии, прототип образа Анки-пулеметчицы, получившей в фильме имя жены писателя Фурманова Анны Стешенко В книге Фурманова Анки нет, она впервые появляется в

В книге Фурманова Анки нет, она впервые появляется в фильме братьев Васильевых «Чапаев» 1934 года по личному указанию Сталина.
Сталин первую версию фильма забраковал и приказал переделать так, чтобы в фильме были четыре главных персонажа:
Красный командир выходец из трудового народа (Чапаев)
Красный комиссар лицо ВКП(б) (Фурманов)
Солдат Красной Армии (Петька)
Четвёртый персонаж должен был отображать образ русской женщины в гражданскую войну.
Братьям Васильевым пришлось перекраивать фильм согласно рекомендациям вождя. Роль Анки в кино исполнила Варвара Мясникова.
В фильме Анка представлена как смелая, активная и решительная девушка. Она прибывает в дивизию Чапаева вместе с Фурмановым в отряде иваново-вознесенских ткачей (то есть является иваново-вознесенской работницей); обучается владению пулемётом у ординарца Чапаева Петьки, с которым у неё возникает роман; во время последнего боя Чапаев, желая спасти Анку и Петьку, посылает их в расположение основных сил дивизии с сообщением о нападении, но Петька отказывается покидать командира, Анка же выполняет поручение.
Доподлинно неизвестно, кто на самом деле послужил прототипом главной героини фильма.
Евгения Чапаева, правнучка легендарного начдива Василия Ивановича Чапаева, утверждает, что на роль прототипа претендовала консультант фильма и жена Фурманова Анна (в девичестве Стешенко). Тем не менее, Евгения считает, что прототипом послужила другая женщина:
создателям фильма случайно попалась публикация о санитарке Марии Андреевне Поповой, которая во время одного из боёв подползла к раненому пулемётчику, а он, пригрозив её пристрелить, заставил стрелять из «Максима». Мария Попова, по её словам, закрыв глаза, нажала на гашетки пулёмета, а сам солдат здоровой рукой управлял стволом пулемёта. Этот случай и использовали постановщики в своём фильме. А на том, чтобы героиню звали Анной, настоял Фурманов. Так и появилась Анка-пулемётчица. За право называться прообразом героини фильма Мария Попова и Анна Фурманова даже собирались судиться. Но Комитет партийного контроля приоритет признал всё-таки за бывшей санитаркой.
Чапаева, Клавдия Васильевна, дочь красного комдива описывает этот случай так:
Во время одного из боёв Мария, как обычно, принесла пулемётные ленты расчёту «Максима». Пулемёт безнадёжно молчал прямым попаданием вражеского снаряда второй номер был убит, а пулемётчик тяжело ранен. Придя в сознание, красноармеец приказал Марии:
Ложись рядом и нажимай на эту кнопку, а я здоровой рукой пулемёт водить буду.
Ты что, с ума сошёл Я боюсь, отказалась Мария и попыталась уйти.
Выстрелив из «Нагана», пулемётчик предупредил девушку:
Следующая пуля тебе.
Что делать легла, отвернулась, зажмурилась и давай поливать колчаковцев свинцовым ливнем. Так Мария Попова стала пулемётчицей. А Анкой её назвали в честь главного консультанта картины, жены Дмитрия Фурманова Анны Никитичны.
Несколько другое мнение у сына Анны Стешенко-Фурмановой от второго брака Анны (после смерти Фурманова) с Лайошом (Людвигом) Гавро национальным героем Венгрии или, как его ещё называли, «венгерским Чапаевым».
Анки-пулемётчицы в реальной жизни не существовало. Этот образ придуман Васильевыми создателями знаменитого кинофильма «Чапаев». При встрече с мамой они настояли: мол, нужен образ героини гражданской войны. И назвали её именем моей матушки
Анна Стешенко, как и Мария Попова, пулемётчицей никогда не была. В Первую мировую войну, закончив курсы медсестёр, стала сестрой милосердия в санитарном поезде. Её начальником был прапорщик Дмитрий Фурманов, с которым она и вступила в свой первый брак. В 1919 году Стешенко была заведующей культпросветом политотдела 25-й дивизии, комиссаром которой был её муж. Командир дивизии Чапаев влюбился в неё, это вызвало конфликт между ним и Фурмановым, в результате которого Фурманов, незадолго до гибели Чапаева, был переведён из дивизии на Туркестанский фронт.

Мария Попова боец 25-й Чапаевской дивизии, прототип образа Анки-пулеметчицы, получившей в фильме имя жены писателя Фурманова Анны Стешенко В книге Фурманова Анки нет, она впервые появляется в

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *