ПРЕОДОЛЕНИЕ «ПРОКЛЯТИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ»

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОКЛЯТИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ 9 сентября 1958 года произошло событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. В истории человечества открылась новая эра

9 сентября 1958 года произошло событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. В истории человечества открылась новая эра — величайшее изобретение преодолело «проклятие медлительности» и увеличило скорость движения по воде в десятки раз.
Началась эпоха крылатых кораблей.
Даже самое первое, не серийное, почти экспериментальное судно, постройка которого обошлась весьма дорого, окупилось за два года. Серийные же суда начинали приносить чистую прибыль спустя год, а служили десятилетиями.
Невероятную революцию в водном транспорте совершил Ростислав Алексеев.
…18 декабря 1916 года в Новозыбкове, в семье учительницы и агронома родился сын. Еще до школы мальчишка «стал конструктором» выстругивал кораблики и запускал их по речке Ипути. Настоящие, большие корабли Славка увидел в 12 лет, когда родители привезли его в Новороссийск. Паренек днями пропадал в местном яхт-клубе и даже уговорил спортсменов взять его юнгой на небольшую регату.
Вернувшись в Новозыбков, мальчишка продолжил конструирование «корабликов», но теперь они стали не игрушечными Слава за два года построил три скоростные парусные лодки невиданной конструкции.
Семья Алексеевых в 1933-м переехала в Горький, и этот промышленный город на Волге навсегда определил судьбу Ростислава. Он сам сконструировал и построил яхту, выкрасил парус в черный цвет и на соревнованиях яхтсменов взял на своем «Пирате» первое место. Черный цвет не попытка эпатажа, просто паруса пришлось шить из разноцветных тряпок, и до окраски они напоминали лоскутное одеяло.
А летом 1938-го Слава победил в большой «Волжской регате». Первый приз ему вручал Валерий Чкалов.
С 35-го Слава учился на факультете кораблестроения в Горьковском индустриальном институте, и уже там стало ясно, что Алексеев гений. Однажды его сокурсница не сдала результат многодневной работы чертеж судна заданного водоизмещения. Высчитывая нагрузки, размеры, формы, вычерчивая по лекалам шпангоуты и обводы, девушка не смогла добиться верного решения. И тут Алексеев взялся помочь. Он без всяких расчетов и лекал, буквально в несколько движений, набросал чертеж, и оказалось, что все параметры получившегося проекта судна соответствуют заданию.
23-летний студент стал настоящим конструктором: с 1936 года со стапелей Горького, Москвы, Ленинграда и Куйбышева начали сходить яхты, построенные по его чертежам «Ребус», «Родина», «Русалка». И они были напичканы новшествами. Алексеев сумел создать корпуса, которые при крене сохраняли симметрию, изобрел вращающуюся мачту и изгибающийся гик.
Но Ростиславу не хватало скорости. Его возмущало, что на суше удалось вырваться из эпохи тихоходного транспорта, а на воде царствуют принятая тысячелетиями медлительность.
И 1 октября 1941 года Алексеев защитил свой дипломный проект «Глиссер на подводных крыльях».
Проект оценили высоко, но всерьез не приняли. Спустя неделю после защиты Ростислав отправил наркому ВМФ Кузнецову предложение построить скоростной катер-истребитель подводных лодок, приложив готовый проект. Но ответ был отрицательным: «Предлагаемая схема неприемлема, так как ничем не отличается от уже ранее испытанных и обреченных на неудачи».
Но в проект поверил главный конструктор завода «Красное Сормово», на котором работал Алексеев. И выделил конструктору железную будку на понтоне для исследований.
Буржуйка в «КБ Алексеева» нагревала воздух под потолком до сорока градусов, а на полу замерзала вода. Но, вызывая недоумение у коллег, Ростислав после смены на заводе бежал к себе и в одиночку что-то конструировал. И осенью 43-го созданный небольшой катерок развил скорость 30 км/ч. А осенью 45-го следующая конструкция, снабженная автомобильным мотором в 72 лошадиных силы, пролетела над водной гладью с невиданной для кораблей скоростью 87 км/ч. Наблюдатели были шокированы такое считалось невероятным.
Поставленный рекорд скорости держался 20 лет.
Очевидное для Алексеева оставалось невероятным для остальных в скоростные корабли по-прежнему не верили. И Ростислав принимает решение похулиганить. На своем катере он отправляется в Москву.
Хулигана, летающего по Москва-реке задержали и арестовали. И это было здорово руководство судостроительной отрасли увидело, что немыслимые скорости на воде стали реальностью.
Алексееву дали «зеленую улицу».
Летом 57-го, в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве летал уже не кустарно сделанный катерок, а пассажирский теплоход «Ракета». Корабль увидели сотни тысяч людей и, что важно, руководство страны. До начала эры крылатых кораблей оставалось совсем немного.
9 сентября 1958 года по решению Министерства речного флота РСФСР было заложено первое серийное судно на подводных крыльях типа «Ракета». Предварительный этап идей, догадок, проб и ошибок был пройден, кустарщина осталась в прошлом, как и тысячелетнее проклятие тихоходности.
Началась эпоха эпоха полета по воде.
Две тысячи человек под руководством Алексеева на протяжении 15 лет ежегодно проектировали, строили и испытывали по 15-20 новых моделей. Вслед за «Ракетой» появились крылатые «Метеор», «Спутник», «Беларусь», «Чайка», «Буревестник», «Волга», морские «Комета» и «Вихрь».
Самая первая серийная «Ракета» прослужила четверть века, преодолела 1 206 000 (30 экваторов Земли!) и перевезла 1 865 000 пассажиров.
Сегодня в мире эксплуатируется более полутора тысяч скоростных теплоходов, 80% из них конструкции Алексеева.
Алексеев страстно любил скорость. В Горьком, в военные годы он изобрел велосипед на паровой тяге. Когда тот взорвался, обварив конструктора кипятком, Ростислав записался в мотоклуб и получил в пользование трофейный мотоцикл. Потом сам собрал автомобиль «Фольксваген-КДФ». Расшифровка аббревиатуры раскрывала секрет конструкции машины: «Картон, дерево, фанера». Затем была такая же «Татра». И только получив Ленинскую премию, конструктор купил в 1962 году «Победу».
Ростислав Евгеньевич всегда нарушал правила дорожного движения несся с запредельной скоростью. Когда коллега спросил, почему Алексеев едет 120 там, где положено 60, конструктор привел простые расчеты и резюмировал: «за 20 лет я сэкономил 90 рабочих дней за счет превышения скорости по дороге на работу».
Стремительности кораблей на подводных крыльях конструктору тоже не хватало, и он начал разрабатывать еще более скоростные аппараты.
Это были экранопланы, не только скользящие по воде, но полностью отрывающиеся от поверхности. Кроме того, они могли «выходить» на сушу.
Каждую свою разработку Алексеев испытывал сам. В 75-м на испытательном полете-плавании десантного экраноплана «Орленок» Ростислав Евгеньевич тоже был в кабине управления. На борту находились и члены межведомственной комиссии специалисты министерства и различных НИИ. В какой-то момент случилась авария корпус не выдержал перегрузок, корма со стабилизаторами оторвалась, в машину хлынула вода. 61-летний щуплый конструктор в одно движение вышвырнул крепкого пилота из кресла, нырнул на его место и повел машину сам. И корабль, и самолет, у которого отвалится треть корпуса, казалось, обречены на гибель. Но детище Алексеева под его управлением успешно прошло более сорока километров. Члены комиссии, находящиеся в «Орленке», только тогда узнали об аварии, когда экраноплан остановился, выйдя на берег.
После спасения переломившегося «Орленка», конструктора наградить бы надо, а его неубиваемую машину скорее дорабатывать и пускать в производство. Нокто-то из чиновников министерства, поняв, что чуть не погиб, настоял на отстранении Алексеева.
И гения перевели в рядовые конструкторы.
Еще до этого, когда Алексеев разрабатывал экранолет, способный взлетать до 7000 метров, председатель Госкомитета по судостроению заявил: «Тем, что летает выше телеграфного столба, наше министерство не занимается!»
Чем дальше тем больше. Вдруг оказалось, что каждый мелкий чиновник может принимать решение по собственной прихоти, использовать власть для реализации собственных амбиций. Карьеристы лезли в генеральные конструкторы, но гениальных решений от них ждать уже не приходилось, и идеям Алексеева они не давали ход.
Но он все равно работал, мечтал, проводил эксперименты и испытания до самой смерти.
Умер Ростислав Алексеев 9 февраля 1980 года.
Уже в без Алексеева, по инерции, был создан экранолет «Лунь» тот самый, который по огневой мощи сравним с ракетным крейсером «Москва», были и другие работы. Но начавшиеся процессы разрушили не только невероятные летающие корабли, но и систему скоростного речного и морского транспорта.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОКЛЯТИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ 9 сентября 1958 года произошло событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. В истории человечества открылась новая эра

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОКЛЯТИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ 9 сентября 1958 года произошло событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. В истории человечества открылась новая эра

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОКЛЯТИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ 9 сентября 1958 года произошло событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. В истории человечества открылась новая эра

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОКЛЯТИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ 9 сентября 1958 года произошло событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. В истории человечества открылась новая эра

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОКЛЯТИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ 9 сентября 1958 года произошло событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. В истории человечества открылась новая эра

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОКЛЯТИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ 9 сентября 1958 года произошло событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. В истории человечества открылась новая эра

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОКЛЯТИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ 9 сентября 1958 года произошло событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. В истории человечества открылась новая эра

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОКЛЯТИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ 9 сентября 1958 года произошло событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. В истории человечества открылась новая эра

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОКЛЯТИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ 9 сентября 1958 года произошло событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. В истории человечества открылась новая эра

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОКЛЯТИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ 9 сентября 1958 года произошло событие, перевернувшее мир, как когда-то совершило переворот изобретение колеса. В истории человечества открылась новая эра

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *