Сведенборг почувствовал, что открылись глаза его духа, и с тех пор он стал переноситься духом в небо, ад и промежуточный мир духов, где виделся и беседовал со многими известными ему лицами, иногда недавно, а иногда и давно умершими. По возвращении в Швецию в 1747 году Сведенборг отказался от службы в Горной коллегии и от естественнонаучных занятий.
Ему нужно было свободное время для теологических писаний. Не зная, как понимать то, что с ним происходит, он никому ничего не говорил и лишь записывал в дневники свои видения. Его исследования по космологии и о природе души приняли новое направление. Он приступил к изучению Библии, совершенствовал знание древнееврейского языка и написал многочисленные теологические работы, где раскрыл новые истины, которые и послужили основанием для Новой Церкви.
Поначалу его книги практически никто не замечал. Он публиковал их анонимно за свой счет и посылал наиболее просвещенным людям того времени. Однако ситуация стала меняться после странного происшествия в июле 1759 года. Сведенборг тогда находился в Гетеборге и обедал с друзьями в гостях у местного богатого коммерсанта. Во время обеда он внезапно побледнел и словно бы не в себе вышел из-за стола. Его спросили, что случилось, и он ответил, что сейчас получил сведения об ужасном пожаре, разразившемся в Стокгольме поблизости от его дома. Затем около восьми часов вечера он так же внезапно повеселел, объяснив, что пожар был потушен за три дома до его собственного.
Его слова и поведение в тот вечер стали предметом пересудов в городе, а через несколько дней из Стокгольма прибыл гонец с теми самыми новостями, которые описал Сведенборг. Выяснилось, что его описание пожара в малейших деталях совпало с действительным ходом событий того летнего вечера. Вскоре после этого возник первый всплеск интереса к его теологическим трудам, подстегнутый не только странной историей о его сверхъестественном знании подробностей Стокгольмского пожара, но также еще несколькими эпизодами, продемонстрировавшими его способность общения с обитателями тонкого мира.
Случай этот принес Сведенборгу европейскую известность, и в дальнейшем ему достаточно часто докучали разнообразные посетители, умолявшие его разрешить ту или иную их проблему, для чего была необходима помощь от кого-либо, пребывающего уже в потустороннем мире. Не занимаясь подобной практикой регулярно, Сведенборг, тем не менее, иногда не отказывал подобным просителям. Об одном из таких случаев рассказывают следующую историю. В 1760 году Сведенборг помог мадам де Мартевиль в переговорах с ее умершим мужем касательно пропавшей расписки. История контактов Сведенборга с невидимыми духами подробно описана в его объемистых трудах «Дневник сновидений» и «Духовный дневник». А случилось вот что.
После внезапной кончины голландского посланника при стокгольмском дворе, графа Мартевиля, к его вдове обратились с требованием вернуть значительную сумму денег, которую, как ей было известно, муж заплатил в свое время сполна. Однако она не могла предоставить нужной квитанции, так как не знала, где ее искать. По совету знакомых, а может быть из любопытства, мадам де Мартевиль обратилась к Сведенборгу с просьбой узнать у покойного мужа, где тот положил квитанцию. Духовидец согласился и через какое-то время пришел и сказал, что виделся с голландским посланником и получил от него обещание заняться немедленно поиском расписки.
Еще через восемь дней к мадам во сне явился ее муж и сообщил, в каком именно месте находится спрятанная квитанция. Там она нашла не только расписку, но также и бриллиантовую заколку, которая до этого момента считалась утерянной. Когда к ней на следующее утро пришел с визитом Сведенборг, то прежде, чем она сообщила ему о находке, он сказал ей, что опять встречал ее мужа, но разговор их был очень короток, так как Сведенборг спешил к ней, чтобы рассказать, где искать расписку.
Еще более удивительна история с «секретом королевы» произошла в 1761 году. Шведская королева Луиза Ульрика, желая лично убедиться в справедливости того, что ей рассказывали о духовидческих способностях Сведенборга, решила подвергнуть его испытанию. Пригласив его во дворец, она спросила Сведенборга, не смог бы он выполнить одно ее поручение. Она попросила его послужить контактером с ее умершим братом, принцем Вильгельмом. Сведенборг ответил, что исполнит поручение с большим удовольствием, и королева, отведя его в сторону, изъявила желание узнать, о чем говорил с ней брат в последние минуты их свидания, перед самым отъездом ее в Стокгольм.
Королева очень хорошо знала, что принц никому бы не пересказал содержания их разговора, и она тоже никогда об этом ни с кем не говорила. Через несколько дней Сведенборг опять посетил дворец и в присутствии государственного советника графа Шверина, находившегося в некотором отдалении, передал ей разговор с принцем, со всеми подробностями места, времени и обстоятельств, при которых он происходил. Королева при этом была так поражена, что почувствовала себя дурно и пришла в себя лишь по прошествии нескольких минут.
Попытаемся кратко изложить основные положения учения Сведенборга.
Он отвергает понятие Божества как отвлеченного начала. Бог вечно имеет свою определенную и существенную форму, и это форма человеческого тела. Бог вечно существует как Великий человек, в котором обитает полнота Божества телесно. Последователи Сведенборга полагают, что его учение можно называть абсолютным христианством, так как оно в основе своей имеет только Христа и больше ничего.
Сведенборг не признавал дочеловеческого и сверхчеловеческого происхождения ангелов и демонов, а видел в них лишь эволюцию человека в двух противоположных направлениях: каждый человек до смерти есть уже или ангел, или дьявол, и тот, у кого, как у Сведенборга, открылось духовное зрение, может это ясно различать. Второго пришествия Христа и всеобщего суда живых и мертвых Сведенборг тоже не признавал. Нравственное учение Сведенборга было теологически безупречно, как считал Московский митрополит Филарет, но философского решения спора между фатализмом и свободой он не дал. Вообще в свой религиозный период Сведенборг воздерживался от самостоятельного мышления, записывая лишь явления своего духоведения и те мысли, которые он считал прямо внушенными или продиктованными ему свыше.
Вот рассказ Сведенборга об одном из его видений: «В это время мой внутренний человек находился в средних небесах, в сердечной области Господа, в левом желудочке, который составляется из обществ таких ангелов, что любят истину, поскольку она есть добро (amant verum quoad bonum). Я чувствовал сильное их влияние на мое сердце, проходившее в мозг, и у меня появилась мысль: каким образом возможно, чтобы благость Господа допускала бесам вечно оставаться в аду Только что я это помыслил, как один из ангелов правого предсердия чрезвычайно быстро низринулся в седалищную область великого Сатаны и извел оттуда, по внушению от Господа, одного из самых дурных бесов, чтобы доставить ему небесное блаженство.
Но мне было дано видеть, что по мере того, как ангел восходил к небесным сферам, его пленник менял гордое выражение своего лица на страдающее, и тело его чернело. Когда же он, несмотря на свое сопротивление, был вовлечен в средние небеса, то с ним сделались страшные конвульсии, он всем своим видом и движениями показывал, что испытывает величайшие и нестерпимые муки. Когда же он приблизился к сердечной области небес, то язык его вышел далеко наружу, как у очень уставшего и жаждущего пса, а глаза лопнули, как от жгучего жара. И мне сделалось его жалко, и я взмолился Господу, чтобы велел ангелу отпустить его. И когда, по соизволению Господа, он был отпущен, то бросился вниз головой с такой стремительностью, что я мог видеть только, как мелькнули его чрезвычайно черные пятки.
И тогда мне было внушено: пребывание кого-нибудь в небесах или в аду зависит не от произвола Божьего, а от внутреннего состояния самого существа, и перемещение по чужой воле из ада в небеса было бы так же мучительно для перемещаемых, как переселение из небес в ад И таким образом я понял, что вечность ада для тех, кто находит в нем свое наслаждение, одинаково соответствует как премудрости, так и благости Божьей».
За популяризацию своего учения в последние годы жизни Сведенборг испытал гонение со стороны шведского духовенства, раздраженного его резкой критикой протестантских догматов. И хотя его религиозная деятельность решительно отличалась от практики сектантов, так как он, по свидетельству современников, не стремился вербовать прозелитов и навязывать свое мнение окружающим, он весьма часто подвергался ожесточенным нападкам со стороны некоторых теологов, и даже были попытки пресечь его деятельность административными мерами. В 17691771 годах на сейме шла речь о необходимости признать Сведенборга помешанным и лишить свободы.
Можно легко понять, почему большинством своих современников Сведенборг был отвергнут как сумасшедший и почему его видения редко воспринимали всерьез. Тем не менее всегда находились люди, которые признавали, что несмотря на всю странность его видений, он действительно был в контакте с невидимой реальностью. Его младший современник немецкий философ Эммануил Кант, один из основателей современной философии, относился к нему очень серьезно, а американский философ Р. Эмерсон в своем длинном очерке о нем в книге «Избранники человечества» назвал его «одним из гигантов литературы, которого не измерят целые колледжи заурядных ученых».
Но несмотря на запрет, сразу после окончания суда в 17711772 годах Сведенборг опубликовал в Амстердаме свою последнюю большую теологическую работу «Истинная христианская религия». Он продолжал свои путешествия и предсказания. Как минимум дважды Сведенборг назвал день и час своей кончины. Первый раз это случилось в 1770 году во время путешествия в Англию. Заболев в Лондоне, он больше недели спал, не просыпаясь. По пробуждении он предсказал день своей смерти.
Зимой 1771 года известный английский священнослужитель Джон Уэстли заинтересовался теологическими работами Сведенборга и хотел как-нибудь встретиться с ним лично, чтобы обсудить некоторые из его идей. Об этом своем желании он никому не говорил. Каково же было его удивление, когда он неожиданно получил от Сведенборга письмо, где среди прочего было сказано: «Я был уведомлен в мире духов, что вы имеете сильное расположение переговорить со мною. Я буду счастлив видеть вас, если вы удостоите меня визитом». Уэстли немедленно ответил, что после возвращения из шестимесячного странствия он обязательно навестит духовидца. Ответ Сведенборга был не менее удивителен, чем его первое письмо, поскольку тот сообщал, что окончательно уйдет в мир духов (т. е. умрет) 29 марта и предполагаемая дата встречи является слишком поздней.
В марте 1772 года здоровье Сведенборга расстроилось. Поэтому, чтобы его служанка была в готовности, он уже в начале месяца сообщил ей, что умрет в указанный им день в пять часов вечера. На протяжении этого месяца многие из друзей посещали его и просили отречься от того, что некоторые церковные деятели считали еретическими утверждениями. Окончательный ответ Сведенборга был следующий: «Я не написал ничего, кроме правды, в чем вы будете более и более убеждаться на протяжении всех дней вашей жизни, если, конечно, вы станете держаться Господа и верно служить Ему одному, избегая всех видов зла и грехов против Него, усердно изучая Его Слово, которое от начала до конца содержит неопровержимые свидетельства истинности всех доктрин, предоставленных мною миру Настолько же верно, как то, что вы видите меня сейчас, верно все, что я написал. Я бы мог рассказать больше, если бы мне было дозволено. Когда вы сами вступите в вечность, вы все увидите сами, и тогда нам с вами будет много о чем поговорить».
29 марта 1772 года он спросил у своей служанки, который час.
Пять часов, ответила она.
Хорошо, сказал Сведенборг. Я благодарю вас. Благослови вас Господь! И в следующий момент без страха и беспокойства покинул этот мир навсегда…