ХРИСИПП (ок. 280/277 ок. 208/204 до н.э.) ФИЛОСОФ. СТОИК.

ХРИСИПП (ок. 280/277 ок. 208/204 до н.э.) ФИЛОСОФ. СТОИК. Хрисипп, возможно, был величайшим из стоиков. История смерти философа существует в двух версиях, причем обе связаны с алкоголем.

Хрисипп, возможно, был величайшим из стоиков. История смерти философа существует в двух версиях, причем обе связаны с алкоголем. Согласно первому варианту, он принял порцию сладкого вина, не смешанного с водой, после чего у мыслителя случился приступ головокружения, и он умер пять дней спустя. Но второй вариант намного лучше. После того как осел съел инжир Хрисиппа, философ крикнул старой женщине: «Теперь дай ему чистого вина, чтобы запить съеденное». После этого он так сильно засмеялся, что умер…
Хрисипп из Сол (ок. 280/277 ок. 208/204 до н.э.) древнегреческий философ, крупнейший представитель Ранней Стои.
Будучи по происхождению финикийцем, Хрисипп учился в Афинах у стоика Клеанфа, а также у академиков Аркесилая и Лакида. .
Биография Христиппа нам известна из сочинений Диогена Лаэртского, а его учение — из сочинений Плутарха, Секста Эмпирика, Стобея и Галена. По преданию, он писал «по 500 строк в день», но часто повторялся и был не логичен Хрисипп — учил различать «явления» и «вещи» ещё задолго до понятия «вещи в себе» Иммануила Канта. «Основная заслуга Хрисиппа — разработка логических идей стоицизма.
Философу принадлежит также высказывание о различии судьбы и необходимости. Он как философ-стоик разделял идеи стоического мудреца: настоящий мудрец пассивен, он примиряется со всем, происходящим в мире, потому что это происходит по законам вселенского богоразума. В этическом учении Хрисиппа присутствует мысль о единстве души. Человеческие страсти (любовь, гнев), по мнению философа, — ошибочные суждения человека о мире».
Хрисиппу принадлежит заслуга упорядочения и систематизации школьной стоической доктрины и защита стоической догматики в полемике с платониками-академиками. Практически он стал вторым основателем Стои: «если бы не было Хрисиппа, не было бы и Стои» (Diog.L. VII 183).
Хрисипп предложил порядок изложения учения не «логика, физика, этика», а «логика, этика, физика», считая целесообразным в конце курса обратиться к вопросам теологии (физика и теология стоиков находятся в одной предметной области). Внес существенные уточнения в гносеологию (учение о чувственном «впечатлении», «общих представлениях»). Формальная логика Стои была практически полностью разработана Хрисиппом как наука о соотношении «мыслимых предметностей» (лектон), а также об условиях истинности умозаключений. Считается, что логическая система Хрисиппа представляет собой вариант логики пропозиций, первой в истории европейской логики.
Основные новации Хрисиппа в области физики учение о причинности (деление на основные и вспомогательные, различие между «необходимостью» и «судьбой») и реформа психологии (считал все импульсы производными от разума и полностью отождествил их с суждениями). Рационализм в психологии был призван подчеркнуть автономию субъекта в принятии своих решений. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы неразумных импульсов, и стал объектом критики в Средней Стое.
Им было написано, по свидетельству Диогена Лаэртского, свыше 700 сочинений, из которых логике посвящено более трехсот. Ни одно сочинение Хрисиппа не сохранилось.Сохранилось лишь ок. 1000 фрагментов, утрачена даже часть каталога его сочинений у Диогена Лаэртия упомянуто лишь 161 название из 700.

Источник

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *