«ЦЕЛИКОВСКУЮ НЕ НАДО ХВАЛИТЬ ЕЕ НАДО СНИМАТЬ»

«ЦЕЛИКОВСКУЮ НЕ НАДО ХВАЛИТЬ ЕЕ НАДО СНИМАТЬ» 100 лет назад (8 сентября 1919) родилась любимая миллионами актриса... Секрет притягательной силы Людмилы Целиковской был заключен не только в

100 лет назад (8 сентября 1919) родилась любимая миллионами актриса…
Секрет притягательной силы Людмилы Целиковской был заключен не только в имени-легенде, чарующем эффекте всеми узнаваемой улыбки, но и в бесконечной открытости, откровенности, любопытстве и любознательности.
Кино во времена Целиковской было любимым времяпрепровождением простых людей и предметом пристального внимания к нему власти и самого «вождя народов», которому лично доставляли каждый новый фильм. Известно множество высказываний, реплик, отражающих взгляды вождя на содержание картин, игру актеров, режиссуру.
Как и у каждого властелина, у Сталина были свои любимцы и те, которых он недолюбливал. К числу первых относилась Любовь Орлова, отмеченная двумя Сталинскими премиями. Еще больше таких наград пять! было у Марины Ладыниной. По одной Сталинской премии имели Валентина Серова и Лидия Смирнова. Примой советского кино была и Людмила Целиковская. Актриса яркая, характерная, которая влюбила в себя зрителей в веселой, искрящейся добротой комедии Константина Юдина «Сердца четырех». Фильм стал и ее любимым. По словам актрисы, она, так же, как ее героиня Шура Мурашова, любила музыку и ненавидела математику.
Ленту, завершенную перед Великой Отечественной, кинематографическое начальство не пустило в прокат время суровое, сейчас не до любви и сантиментов. Фильм «Сердца четырех» вышел на экраны в 1944 году, когда истосковавшиеся по мирному времени люди снова могли себе позволить любить и быть любимыми…
На Целиковскую, как и на ее партнеров Валентину Серову, Евгения Самойлова, Павла Шпрингфельда обрушился поток похвал. Из них стоит выделить лаконичный, но весомый, принадлежавший Сергею Эйзенштейну: «Целиковскую не надо хвалить ее надо снимать». Его коллеги-режиссеры так и поступили
Другой веселый фильм с участием Целиковской, вышедший перед войной «Антон Иванович сердится», срежиссированный Александром Ивановским, в прокат пустили в тяжелейшее время: в августе 1941-го! Ольга Берггольц вспоминала, что афишами с названием фильма был обклеен Ленинград: «И тот, кто шел по Невскому, сколько бы раз ни поднимал глаза, всегда видел эти афиши, которые, по мере того как развертывались война, штурм, блокада и бедствия города, превращались в некое предупреждение, напоминание, громкий упрек: «А ведь Антон Иванович сердится!» И в представлении нашем невольно возник реальный, живой человек, очень добрый, не все понимающий, ужасно желающий людям счастья и по-доброму, с болью, сердившийся на людей за все те ненужные, нелепые и страшные страдания, которым они себя зачем-то подвергали»
Следующей картиной актрисы стал фильм «Воздушный извозчик» режиссера Герберта Раппапорта по сценарию Евгения Петрова, соавтора Ильи Ильфа, «Воздушный извозчик». Картина вышла на экраны в 1943 году, перед фильмом «Сердца четырех». В нем Целиковская (певица Наташа Куликова) сыграла возлюбленную немолодого летчика Ивана Баранова, роль которого исполнил Михаил Жаров. Актёры «продублировали» свои отношения в жизни, завершившиеся браком. И этот фильм был признан успешным.
Михаил Ульянов вспоминал, как в 1947 году он, молодой актер, отправился с концертной бригадой в Омскую область. Увидел непролазные дороги, бедность, деревни без электричества. «Зашли в холодную избу к одинокой старушке. Все привычно: и убогий стол, и лавка возле него, и сиротливая кровать составляли все убранство комнаты. Нет, впрочем, не все. В красном углу сияла, украшенная кружевами, божница. К одной из икон была прикреплена фотография. Я подошел поближе рассмотреть ее. Это был портрет Целиковской.
Кто это полюбопытствовал у хозяйки.
Не знаю, ответила она. Красивая очень, и глаза хорошие».
Целиковскую любили миллионы. Мужчины влюблялись, женщины стремились быть на нее похожими: делали «шестимесячную» завивку, выщипывали брови и плакали, как Целиковская, с широко раскрытыми глазами.
Но самый главный человек в стране ее не любил. Сталин вычеркнул фамилию актрисы из списка претендентов на премию своего имени за фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». В нем Целиковская сыграла роль царицы. Сталин заключил: «Царицы такими не бывают».
Что он имел в виду Быть может, ожидал увидеть в образе Анастасии Романовны державную величавость, строгую, монументальную красоту. Целиковская не вписывалась в эти каноны. Она была живой, подвижной, глаза сверкали. Проницательный Сталин ощутил в блеске очей актрисы непокорность.
Она смело шагнула из комедии в трагедию. Сталин мог расценить это как легкомыслие. И ошибку режиссера Эйзенштейна
Еще одна версия неприязни Сталина к Целиковской: ее самобытность была огромной, и она встала чуть ли не вровень с ним самим! Солдаты на фронте вместе с фотографиями любимых хранили ее фотокарточки. Поднимаясь в атаку, они кричали не только «За Родину! За Сталина!», но и «За Целиковскую!». И такое было!
Многие утверждали, что Сталин к Целиковской благоволил. Но почему ее в момент наивысшей славы не награждали ни орденами (орден Трудового Красного Знамени ей вручили в 1990 году), ни прочими наградами (звание народной артистки РСФСР ей дали в 1963-м) Целиковскую однажды миновала Сталинская премия, и впредь ее не включали в списки претендентов. На приемы в Кремль актрису приглашали не часто. На одном из них она оказалась рядом со Сталиным
Михаил Вострышев в книге «Чарующая Целиковская» приводит отрывок из записок актрисы: «Когда в 1945 году меня пригласили в Кремль на прием по случаю Победы, я увидела Сталина. Совершенно не похожего на того, которого знала по портретам и фотографиям: рыжеватый человек, в оспинах, сидел в торце стола, ел раков и плевал на пол. Вдруг поднял глаза, посмотрел на меня. Нет, он меня не узнал и не заметил, просто скользнул взглядом и опять принялся за раков. Но что в это мгновение пережила я!.. Все внутри замерло, затрепетало Бог посмотрел!»
Наверное, она могла бы приблизиться к Сталину, но интуитивно чувствовала, что этого делать не следует. В общем, как у поэта: «Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь»
Ее «недостаток» был еще и в том, что она не снималась в патриотических фильмах, где показывалась замечательная жизнь в СССР, где поднимают тосты за здоровье вождя. Целиковская играла в лирических, беззаботных комедиях, где не реют знамена, не стучат станки, не колосится пшеница.
Ни в комсомоле, ни в партии Целиковская не состояла. Хотя ей настойчиво предлагали. Но она отказывалась, ускользала. По ее собственным воспоминаниям, говорила: «Не могу, много у меня «пятен капитализма».
Кончину вождя она восприняла равнодушно: «В пятьдесят третьем Сталин умер. Но это прошло совершенно мимо меня, почти в буквальном смысле. Я вывела сына на прогулку, поддерживая на полотенце его беспомощное тельце, а по улице катилась огромная толпа. Я даже не сразу поняла, что это. Сказали, Сталина хоронят».
Звучит необычно. Вся страна знала, что вождь умер, а Целиковская нет Она часто повторяла строки Омара Хайяма:
Ты обойден наградой позабудь.
Дни вереницей мчатся позабудь.
Небрежен ветер в вечной книге жизни
Мог и не той страницей шевельнуть.
Целиковской восхищались многие. К примеру, Борис Пастернак. Он мог часами говорить о ней, придумывая образы снежной пурги, через которую идет она Актриса, Незнакомка, Прекрасная женщина… А вот взор с иного ракурса. «Пожалуй, ее главная черта это страсть к познанию, говорила Людмила Максакова. Изучить все: литературу, живопись, музыку, языки, систему воспитания детей, кулинарию, моду и во всем подход к предмету хочу все знать! Мир Целиковской был бесконечным, как Вселенная, и к нему всегда хотелось прильнуть и прикоснуться. В него засасывало как в омут. Там жили воспоминания, легенды, биографии, судьбы сама история».
Слава Целиковской пылала несколько лет. Последней удачей стала картина режиссера Самсона Самсонова «Попрыгунья», награжденная на кинофестивале в Венеции премией «Серебряный Лев Святого Марка». Потом пошли фильмы проходные, где она снималась не главных ролях
Такие же удьбы, увы, и у других советских звезд Орловой, Ладыниной, Серовой, Смирновой Актерская удача штука капризная, изменчивая. Приласкала, обогрела и улетела.
Целиковская играла в Театре Вахтангова. Зал горячо аплодировал, когда она выходила на сцену. Она признавалась, что любит театр больше, чем кино: за контакт со зрителем, за возможность эксперимента и импровизации. Очень любила репетиции особенно первые: «роль для меня всегда чудовище, изменчивое, неуловимое, зверь, за которым нужно охотиться и обязательно победить…»
За внешней хрупкостью скрывалась сила и бесстрашие. Когда на Пастернака за его роман «Доктор Живаго» обрушилась государственная машина, она, купив огромный букет, помчалась к поэту в Переделкино. Защищала Евгения Симонова, которого прогоняли из Вахтанговского театра, обороняла от властного гнева своего мужа Юрия Любимова.
Она не работала в Театре на Таганке, но активно, творчески вторгалась в его жизнь. Умела ловко подкинуть идею, давала актерам уникальные советы, писала поэтические композиции (их называли «болванками») благо поэзию она знала прекрасно и любила. Так что «половинка» Любимова это Целиковская, так и знайте!
Ее родной Вахтанговский театр отдалялся от нее все дальше. Ролей ей давали все меньше, и они становились все мельче. Людмила Васильевна, ослабевшая, перенесшая инфаркт, пыталась искать себе персонажи сама, но главный режиссер Ульянов отвергал все предложения. Целиковская никогда его не обвиняла. Она была горда и независима, чтобы опускаться до сведения счетов.
Целиковская всецело ощутила на себе, что ее профессия испытание, и часто испытание мучительное.
Любимым стихотворением актрисы было «Воспоминание» Пушкина. Его последние строки она «примеряла» на себя:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю…
Валерий Бурт

«ЦЕЛИКОВСКУЮ НЕ НАДО ХВАЛИТЬ ЕЕ НАДО СНИМАТЬ» 100 лет назад (8 сентября 1919) родилась любимая миллионами актриса... Секрет притягательной силы Людмилы Целиковской был заключен не только в

«ЦЕЛИКОВСКУЮ НЕ НАДО ХВАЛИТЬ ЕЕ НАДО СНИМАТЬ» 100 лет назад (8 сентября 1919) родилась любимая миллионами актриса... Секрет притягательной силы Людмилы Целиковской был заключен не только в

 

«ЦЕЛИКОВСКУЮ НЕ НАДО ХВАЛИТЬ ЕЕ НАДО СНИМАТЬ» 100 лет назад (8 сентября 1919) родилась любимая миллионами актриса... Секрет притягательной силы Людмилы Целиковской был заключен не только в

«ЦЕЛИКОВСКУЮ НЕ НАДО ХВАЛИТЬ ЕЕ НАДО СНИМАТЬ» 100 лет назад (8 сентября 1919) родилась любимая миллионами актриса... Секрет притягательной силы Людмилы Целиковской был заключен не только в

«ЦЕЛИКОВСКУЮ НЕ НАДО ХВАЛИТЬ ЕЕ НАДО СНИМАТЬ» 100 лет назад (8 сентября 1919) родилась любимая миллионами актриса... Секрет притягательной силы Людмилы Целиковской был заключен не только в

«ЦЕЛИКОВСКУЮ НЕ НАДО ХВАЛИТЬ ЕЕ НАДО СНИМАТЬ» 100 лет назад (8 сентября 1919) родилась любимая миллионами актриса... Секрет притягательной силы Людмилы Целиковской был заключен не только в

.

 

Предыдущая запись Любовь Полищук и Николай Караченцов
Следующая запись Катакомбы Сан-Дженнаро в Неаполе

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *