ФИЛОСОФИЯ АНАКСИМАНДРА МИЛЕТСКОГО

ФИЛОСОФИЯ АНАКСИМАНДРА МИЛЕТСКОГО О жизни ионийского философа Анаксимандра Мидетского (610 - 540 года до нашей эры) почти ничего неизвестно. Известно, что он - автор первого философского

О жизни ионийского философа Анаксимандра Мидетского (610 — 540 года до нашей эры) почти ничего неизвестно. Известно, что он — автор первого философского сочинения, написанного прозой, которое положило начало многим одноименным трудам первых древнегреческих философов. Сочинение Анаксимандра называлось «Пери фюсеос», т. е. «О природе». Подобные названия сочинений говорит о том, что первые древнегреческие философы, в отличие от древнекитайских и древнеиндийских, были прежде всего натурфилософами, физиками (античные авторы называли их фисиологами). Анаксимандр написал свое сочинение в середине VI в. до н.э. От этого сочинения сохранилось несколько словосочетаний и один цельный небольшой отрывок, связный фрагмент. Известны названия других научных трудов милетского философа «Карта земли» и «Глобус».
Мир Анаксимандра необычен. Небесные светила учёный считал не отдельными телами, а окошками в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля, по его мысли, имела вид части цилиндра, на поверхности которого, плоской или круглой, живут люди. Глубина цилиндра равна третьей части ее ширины. Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Окружают Землю исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия — планеты. Во втором кольце с более сильным огнём находится одно большое отверстие — Луна. Оно может частично или полностью перекрываться (так философ объяснял смену лунных фаз и затмения светила).
Гигантское отверстие размером с Землю есть и в третьем, дальнем, кольце. Сквозь него сияет самый сильный огонь — Солнце. Возможно, Вселенную Анаксимандра замыкала полная сфера с россыпью отверстий, через которые проглядывал огонь, окружавший её. Эти-то отверстия люди и называли «неподвижными звёздами». Неподвижны они, естественно, только относительно друг друга. Эта первая в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с жёсткими орбитами светил, охватывающими Землю, позволяла понять геометрию движений Солнца, Луны и звёзд.
Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и понять его происхождение. Он впервые ввёл в философию понятие «архэ», лежащего в основе всех вещей первоначала, которым является апейрон — единая, вечная, неопределённая, т. е. бескачественная, материя, из которой рождаются небосводы и находящиеся в них космосы». Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов.
Возникновение Вселенной философ представлял себе примерно так: апейрон порождает враждующие стихии — «горячее» и «холодное». Их материальное воплощение — огонь и вода. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре привело к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказалось «холодное» — Земля, окружённая водой и воздухом, а снаружи — огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превратились в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (воздуха) стали распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдержала и раздулась, «оторвалась», как сказано в одном из источников. При этом она оттеснила основную массу огня за пределы нашего мира, и возникла сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами стали поры во внешней оболочке.
Заключительный штрих этой грандиозной картины — появление живых существ. Когда океан выкипел, обнажив сушу, они возникли «из нагретой воды с землёй» и «были рождены во влаге, заключённые внутрь илистой скорлупы», т. е. естественное развитие, по Анаксимандру, включало не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.
Эсхатология (от слова «эсхатос» крайний, конечный, последний) это учение о конце мира. В одном из сохранившихся фрагментов учения Анаксимандра сказано: «Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие (друг от друга) за несправедливость и согласно порядку времени». Слова «друг от друга» потому стоят в скобках, что они в одних манускриптах есть, а в других их нет.
Анаксимандр считал Вселенную подобной живому существу. В отличие от нестареющего времени она рождалась, достигала зрелости, старела и должна была погибнуть, чтобы возродиться вновь: «…совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причём испокон бесконечного веку повторяется по кругу всё одно и то же».
Итак, Анаксимандр оставил нам первую систему мира — (модель Вселенной), первую космологическую картину мира (с чего всё началось) и первую космогоническую гипотезу (как всё стало таким, как оно есть)
Но Анаксимандр был не только философом, но и учёным. Он впервые применил гномон для определения наклона эклиптики к экватору. Построил первые в Греции солнечные часы и астрономические инструменты.
Анаксимандр также построил модель небесной сферы глобус, начертил первую географическую карту мира с указанием сторон света.. Он занимался математикой и «дал общий очерк геометрии».
А также он ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке.

ФИЛОСОФИЯ АНАКСИМАНДРА МИЛЕТСКОГО О жизни ионийского философа Анаксимандра Мидетского (610 - 540 года до нашей эры) почти ничего неизвестно. Известно, что он - автор первого философского

ФИЛОСОФИЯ АНАКСИМАНДРА МИЛЕТСКОГО О жизни ионийского философа Анаксимандра Мидетского (610 - 540 года до нашей эры) почти ничего неизвестно. Известно, что он - автор первого философского

ФИЛОСОФИЯ АНАКСИМАНДРА МИЛЕТСКОГО О жизни ионийского философа Анаксимандра Мидетского (610 - 540 года до нашей эры) почти ничего неизвестно. Известно, что он - автор первого философского

ФИЛОСОФИЯ АНАКСИМАНДРА МИЛЕТСКОГО О жизни ионийского философа Анаксимандра Мидетского (610 - 540 года до нашей эры) почти ничего неизвестно. Известно, что он - автор первого философского

ФИЛОСОФИЯ АНАКСИМАНДРА МИЛЕТСКОГО О жизни ионийского философа Анаксимандра Мидетского (610 - 540 года до нашей эры) почти ничего неизвестно. Известно, что он - автор первого философского

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *