Древнерусские имена из берестяных грамот.

Древнерусские имена из берестяных грамот. Берестяные грамоты поистине бесценный источник сведений о быте северных славян 1115 веков. В том числе имен. Например, читаем грамоту 420:«От Панка к

Берестяные грамоты поистине бесценный источник сведений о быте северных славян 1115 веков. В том числе имен. Например, читаем грамоту 420:
«От Панка к Захарье и к Огафону. Я продал Миляте сорок бобров за десять гривен серебра. Когда получишь деньги, тогда отдай бобров. А деньги отдай Захарье».
Вот откуда есть пошли Панки на Руси! Другие имена или прозвища порой звучат на наш вкус не менее смешно, Дрочила (на деле это прозвище от «дрочить»-тереть, которое тогда, видимо, еще не имело явного скабрезного значения), Говен (вероятно от «говеть»), Дристив, Борз, Жирок, Носок, Зубец, Потка.
Те имена, которые сейчас считаются «настоящими славянскими», вроде Ярослава или Святополка, на деле были княжескими именами, именами знати. Имена менее знатных людей могли содержать корни, относящиеся не к славе или войне, а жизни, богатству, быту такие как «жир», «неже», «добро». Примеры таких имен Житобуд или Добровит. Вообще, двусоставные имена, часто встречающиеся в грамотах 1113 веков, позже вытесняются более грубыми именами или прозвищами Бобр, Боран, Волчко, Жила, Кочанко, Рык, Шило, Щюка. Вероятно, и «Грамоту от Панка» писал не Панк, а Панко или Панок. При этом во многих случаях нет абсолютной уверенности что это, имя или кличка. Граница между ними порой тонка, все не заимствованные имена значащие, обычно смысл легко читается (а заимствованные имеют значение в своих языках, но это не тема для данной статьи). Даже княжеские имена легко раскладываются, Яро-слав, Свято-полк, Влади-мир, а более простые односложные имена часто непросто отличить от кличек. Вроде бы явные случае прозвищ это названия животных, такие как Бобр или Дрозд, обидные клички Страхота, Безубая, Бабка, или отсылки к национальности Гречин (грек), Чудин, Чудка (от «чудь», так называли финно-угорские народы). Почему вроде бы Специалисты считают что был целый пласт негативных имен, даваемых из суеверия чтобы «обмануть» судьбу или в честь удачливого предка.
Также возможны варианты уменьшительных. Так Юрко (производное от Георгия) могло быть не полным именем, а Кур могло быть уменьшительным от более длинного прозвища. Впрочем, уменьшительные могли становиться полноценным именем, во всяком случае отчество (а позже и фамилия!) образуется от уменьшительного (Мирошкин, Жирошкин).
Христианские имена появляются очень рано, уже в конце 11 начале 12 они занимают около трети упоминаний. Интересно, что имена заимствованные, особенно христианские, обретают массу вариантов. Например, в наше время то же имя, Георгий, существует в трех вариантах, Егор, Юрий и, собственно, Георгий. Варианты имени в грамотах и летописях: Гергии, Горьги, Гюрги, Гюргий, Гюрий, Дюрга, Дюргий, Дюрди, Дюрдий, Юрий, Юрьи, Юрьги, Юрко, Юрка.
Самое частое имя в грамотах звучит на наш слух негативно-грубовато Завид. Считается, что оно значит не завистника, а завидного, того, кому будут завидовать другие, успешного, видного.
В плохих исторических романах все «древние славяне», включая самого последнего смерда, носят красивые двусоставные имена. На деле они, если не звались по-христиански (что начинается довольно рано), то скорее имели короткое и хлестко-звучное имя-прозвище.

Источник

Один комментарий

  1. Алексей

    В имени Страхота ничего обидного. В болгарском «страхотен» — большой, удивительный, отличный, невероятный. А Кур может быть не уменьшительным, а вполне себе обидным, опять же учитывая болгарское влияние

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *