СУНДУК

СУНДУК Сундук (от тюркского сандык) изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных

Сундук (от тюркского сандык) изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей.
Исследователи едины во мнении, что первые сундуки как предметы интерьера появились в Древнем Египте примерно 3,54 тысячи лет назад. Они изготавливались разного размера и из самого разного материала дерево, камень, золото, бронза. Популярны были и плетеные из прутьев сундуки. В отличие от привычного нам сундука, египетские имели съемную крышку.
Самое удивительное, что в это время были разработаны практически все формы сундуков и варианты их применения. Вся дальнейшая история привносила изменения в технологию изготовления этих предметов, а разные страны и народы вносили свое неповторимое национальное разнообразие в их декоративное оформление. Причем распространение сундука по миру не происходило путем передачи или заимствования. Простота конструкции позволяла им появляться самопроизвольно в разных точках земного шара, где в этом возникала необходимость. В Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели.
В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Умели в древности и богато украшать мебель. Покрывать ее и пышным декором, инкрустировать ценными породами дерева, металлом, смальтой и даже драгоценными камнями. Вновь до такого высокого уровня технологии люди дошли только лишь в XVIII веке.
Сундук стал объектом приложения творческих сил своего создателя, поскольку был всегда на виду, и к тому же еще и существовал в нескольких различных формах продолговатый сундук с карнизом, сундуки с резными фронтонами или сундуки, сделанные в форме саркофага. Простую и часто весьма грубую по форме мебель раннего средневековья на севере делали из еловой древесины, а на юге ее изготавливали из дуба. Инструменты мебельщиков были самые простые: топор, пила и, скорее всего, что-то, напоминающее рубанок. Интересно, что в дальних альпийских поселениях образцы средневековой мебели встречались еще в XIX веке. Но при всей ее примитивности декор такой мебели был очень богатым.
Искусство резчиков в данном случае — богатая нордическая фантазия, создающая переплетения узоров и зверей, так что рассматривать эти узоры можно очень долго и всякий раз видеть в них что-то новое. В Центральной и Южной Европе мебельщикам на помощь пришли достижения античной техники, которые сохранились, прежде всего, в монастырях (например, старинный токарный станок в монастыре Сант-Галлен). Имея такие механизмы, мастера спинки стульев, кресел и скамеек украшали точеными шишечками. Передние стенки ящикоподобных сундуков украшали и ряды глухих полукруглых аркад, и розетки, и гирлянды из листьев. Что же касается металлических накладок, то они больше не использовались только ради скрепления дощатой конструкции сундука, а могли образовывать на его крышке красивые декоративные узоры.
Ну, а увидеть остатки всего того, что уцелело от разоренной обстановки замков и монастырей, сегодня можно в музеях. В начале XII века в феодальном обществе сформировалось сознание рыцарского достоинства, общепризнанные моральные принципы и вместе с ними более высокие жизненные стандарты. Богатели рыцари, но богатели и купцы, снабжавшие их более дорогими товарами, а это в свою очередь отразилось и на ремесленных цехах. Многие отрасли ремесла были очень строго отделены друг от друга, и столь же строго установлены стандарты качества. Например, раньше был всего лишь один цех плотников. А теперь из него вышли такие цеховщики, как столешники, сундучники и шкапники, которые могли делать уже значительно более тонкую мебель. В начале XIV в. в Аугсбурге была изобретена лесопильная мельница, так что теперь доски для мебели можно было пилить, а не вытесывать каждую из них топором. Более того, уже в начале XVI в. в Регенсбурге научились нарезать тонкие фанерки из разноцветного дерева, которые нужны были для инкрустаций (интарсий); теперь ими можно было выкладывать массивные стенки сундуков и другой мебели.
Ну, а сам сундук в то время представлял собой драгоценность и являлся еще и символом растущего благосостояния молодой буржуазии. В XIV веке его переднюю стенку стали покрывать геральдические звериные рельефы, позаимствованные в рыцарской культуре, а под конец, в позднее средневековье, использовались изящные фронтоны, розетки, крестоцветы и объемные резные человеческие фигуры. Орнамент зависел от породы дерева: из хвойных пород в Южной Германии, Тироле и Австрии вырезали завитки листьев; а вот в Скандинавии, в Северной Италии, Англии и Испании использовали дерево твердых пород, и там мебель украшалась перекрещивающимся плетеным орнаментом, а в районе Рейна и во Франции гирляндами из цветов и плодов.
Средневековый сундук был очень красив, но не рационален занимал много места, а больше определенного размера быть не мог. Поэтому, как только знать стала жить «оседло» и переезжать из замка в замок перестала, как тут же появился новый предмет внутреннего убранства: два поставленных друг на друга сундука превратились в декорированный шкаф. Во Фландрии стали выделывать шкафы «на шипах», предшественники буфета. Это был сундукообразный ларь, поставленный на высокие подножки (шипы) и снабженный спереди дверками. Внизу их соединяла плоскость, служившая для всякой металлической утвари, которую на нее можно было поставить красоты ради.
Фантазия мастеров понемногу расходилась: например, в Нидерландах и во Франции появились стулья, похожие на троны с высокой спинкой и сиденьем-ларем. Ну а сам сундук, покинув рыцарские замки, занял место парадной вещи. Старейший способ его оформления сводился к разбивке его передней панели на рамки и филенки (и вот, что интересно: в Сиене их число было нечетным, а вот во Флоренции всегда четным). Человеческие фигуры стали расставлять по углам сундука в качестве кариатид, или во множестве «населяли» ими кессоны и медальоны на панелях сундука, используя для этого исторические и мифологические сюжеты. В Лукке и Сиене вошла в моду позолоченная лепнина, а вот в Верхней Италии в Кремоне и Милане применяли интарсии по мотивам картин Брунеллески и Учелло с пейзажами и архитектурными видами с характерным подчеркиванием перспективы что в то время было, видимо, просто модным. С Востока в начале эпохи Ренессанса пришла мода на так называемую чертозианскую мозаику, выполнявшуюся из черного дерева и пластинок слоновой кости.
Во второй половине XV века сундук продолжал совершенствоваться. Подножие сундука стали делать сильно профилированным, а резьба на нем все более выпуклой. В итоге обычный рыцарский сундук стал ярким произведением искусства. Ну а весь его декор: резьба, инкрустация или живопись остались на передней стороне. Характерно, что в «период расцвета сундука» (14701510) его украшением занимались такие корифеи искусства, как Ботичелли, Поллайоло и Пьетро ди Козимо. Появились «свадебные сундуки» (кассоне), украшенные профильными портретами брачующихся, смотрящих друг на друга, тогда как в центральной части сундука изображался их новый герб. В середине XVI века в Риме под влиянием интереса ко всему античному появились первые сундуки в форме саркофагов, на львиных лапах, украшенные мифологическими мотивами. Появилась и родственная сундуку «касса-панка», или скамья-сундук с задней и боковыми стенками.
Но к концу XVII в. сундук становится исключительно предметом крестьянского быта, а люди, принадлежавшие к высшим слоям общества, от них отказались, как бы красивы они ни были. Место сундука занял комод, и лишь фамильные драгоценности еще можно было прятать в изящном инкрустированном сундучке-ларчике! Впрочем, в Англии прекрасные сундуки, покрытые черным лаком с бронзовым декором и цветными интарсиями, выделывали даже в конце XVIII в. но это было, скорее всего, следствием британской вычурности, чем сколько-нибудь значимой социальной тенденцией.
источники:
статья «Рыцарский сундук!» Автор — Вячеслав Шпаковский;

СУНДУК Сундук (от тюркского сандык) изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных

СУНДУК Сундук (от тюркского сандык) изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных

СУНДУК Сундук (от тюркского сандык) изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных

СУНДУК Сундук (от тюркского сандык) изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных

СУНДУК Сундук (от тюркского сандык) изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных

СУНДУК Сундук (от тюркского сандык) изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных

СУНДУК Сундук (от тюркского сандык) изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных

СУНДУК Сундук (от тюркского сандык) изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных

СУНДУК Сундук (от тюркского сандык) изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных

СУНДУК Сундук (от тюркского сандык) изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *