ДВЕ КАРТИНЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ОСАДЕ ПСКОВА 1681 ГОДА.

ДВЕ КАРТИНЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ОСАДЕ ПСКОВА 1681 ГОДА. Часть 1. «ДОСАДА ПСКОВА» КАРЛА БРЮЛОВАПосле оглушительного успеха «Последнего дня Помпеи» Карл Брюллов вернулся в Россию как триумфатор. Почти

Часть 1. «ДОСАДА ПСКОВА» КАРЛА БРЮЛОВА
После оглушительного успеха «Последнего дня Помпеи» Карл Брюллов вернулся в Россию как триумфатор. Почти сразу его принимает император Николай I. Царь поинтересовался у мастера: нет ли желания написать масштабную картину, посвященную какому-либо событию отечественной истории Более того, его величество предлагает создать что-либо вроде «Взятия Казани», где бы можно было изобразить Ивана Грозного.
Брюллов отказался и сказал, что у него уже есть идея написать картину, посвященную осаде Пскова войсками Стефана Батория.
Замысел написания подобной картины у него возник под влиянием «Истории государства Российского» Николая Карамзина и «Истории княжества Псковского» Евгения Болховитинова. Карл Брюллов не скрывал особенно его увлёк эпизод, где рассказывается о том, как была взорвана крепостная стена. На защиту бросилось не только войско под началом руководителя обороны Пскова, боярина Ивана Петровича Шуйского, но и простой народ, включая детей и женщин. На помощи даже пришли священники с иконами и хоругвями в руках.
Карл Брюллов говорил о русской истории следующее: «Мне беспрестанно приходится читать, что удельные князья грызутся между собой и друг друга со света изводят. Два события показаны у Карамзина, в которых всё сделал сам народ: осада Пскова и взятие Казани».
Работа над «Осадой Пскова Стефаном Баторием» продолжалась на протяжении 1839-1843-х годов. Полотно, действительно, отличается сложнейшим композиционным построением. Польский король Стефан Баторий со своим войском пытается овладеть укреплениями русской крепости Псков. Момент явно критический. Уже заняты две башни крепости. Но тут боярин Шуйский и игумен Тихон двинулись на завоевателей крестным ходом. За ними пошли все воины защитники крепости. Поднятое духом войско отобрало у врага оставленные было укрепления и ворвались в город. Баторий с войском бежал. На картине изображен как раз этот эпизод.
Известно, что Брюллов на этапе подготовки проделал огромную работу создал целый ряд натурных зарисовок близ Пскова, куда ездил со своим другом специалистом по археологии и художником Фёдором Солнцевым. Изучил все сохранившиеся артефакты древности в самом городе, перечитал исторические исследования и свидетельства.
Карл Брюллов был очень увлечён идеей и поначалу желал превзойти самого себя. Однако художник постепенно перегорал.
К тому же, окружающие постоянно досаждали советами и указаниями.
В результате, картина осталась частично незаконченной и до конца жизни художника висела в мастерской. Она заменяла собой что-то вроде перегородки, символически ограждавшей относительную независимость его творчества. Свою «Осаду Пскова» сам Брюллов с грустью называл «Досадой Пскова» или «Досаду от Пскова».
Более того, его друг Солнцев, который так сильно помогал в сборе исторического материала, заметил, что у Карла получилась не осада, а какой-то крестный ход.
А Александр Бенуа вообще назвал «Осаду Пскова Стефаном Баторием» самой неудачной картиной Карла Брюллова.
Тем не менее, принято считать, что такие признанные мастера в исторической живописи, как Василий Суриков и Илья Репин, во многом отталкивались от брюлловского опыта. До него сюжеты из российской истории передавали в основном со стилизацией под античные мотивы.
После смерти Карла Брюллова, в июне 1852 года целый ряд его произведений, среди которых была и «Осада Пскова» поступил в музей Академии художеств в Петербурге.
В 1860 году на Академической выставке полотно представили широкой публике, затем передали в музей Александра Третьего, нынешний Русский музей. Там картина долгие годы хранилась в запаснике. О ней забыли…
И только в 1931 году, когда Третьяковская галерея работала на так называемой опытной комплексной марксистской экспозиции, организаторы вспомнили о картине. В 1939 году, после долгого перерыва, «Осада Пскова» экспонировалась на большой выставке, посвящённой русской исторической живописи. Во время Великой Отечественной войны картину эвакуировали в Сибирь, а потом вернулась в Москву и вновь была спрятана в запасник. Даже когда в 1949 году начали готовить монографическую выставку Брюллова, о ней не вспомнили.
Лишь в 1986 году во время реконструкции Третьяковской галереи картину достали и переместили в новое здание на Крымском валу. Однако полотну вновь не повезло. Во время протечки крыши холст и красочный слой картины пострадали. Так что реставраторам пришлось делать профилактические работы и вновь убрать картину в запасник, на этот раз Лаврушинского переулка.
Лишь в связи с юбилейной выставкой Карла Брюллова, посвященной 200-летию со дня рождения художника, вновь вспомнили об «Осаде Пскова». Искусствоведы, и реставраторы в короткие сроки выполнили большой объём работ: устранили деформацию холста, укрепили красочный слой. Для того чтобы холст можно было без проблем натягивать и многократно снимать, был изготовлен подрамник специальной конструкции.
Так картину зрители смогли наконец-то увидеть снова.

 

.

 

Предыдущая запись Улыбающаяся квокка с детенышем в сумке
Следующая запись Фермеры собирают водяные каштаны, Хуайань, Китай.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *