СОВЕТСКИЙ «БУРАН». КАК ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ

СОВЕТСКИЙ «БУРАН». КАК ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ Догнать и обогнать! Идеей создания многоразового космического корабля грезил еще великий конструктор Сергей Павлович Королев. Он понимал, что

Догнать и обогнать!
Идеей создания многоразового космического корабля грезил еще великий конструктор Сергей Павлович Королев. Он понимал, что для всестороннего изучения космоса мало было вывести на околоземную орбиту спутник с людьми.
Для научных работ требовалось доставлять в космическое пространство и забирать оттуда более тяжелые грузы: целые модули, лаборатории и межпланетные комплексы. Такое по силам только многоразовому космическому кораблю, оборудованному грузовым отсеком и универсальным манипулятором (подобием механической руки).
Королев отмечал, что исследовательских направлений в космосе очень много. Это и поиск полезных ископаемых на земле, и планирование сельского хозяйства, и развитие связи, и, конечно оборонная составляющая Но в освоении космоса мы постоянно соревновались с американцами. На фоне этого противостояния и проекты рождались во многом похожие. Разработка «Энергия-Буран» началась с появлением в США «Спейс Шаттл». В начале 1970-х советской разведке стало о нем известно. Автором отечественной идеи стал главный конструктор ОКБ «Микоян» Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.
Главный проект последних лет ГКНПЦ им. М. В. Хруничева имени Хруничева ракета-носитель «Ангара». А когда-то, в 1960-е молодые, талантливые, дерзкие инженеры не побоялись ввязаться в фантастический по тем временам замысел строительство дороги в инопланетные миры. Ведь с помощью многоразовых космических кораблей уже тогда могла осуществиться мечта полета на другие планеты.
Головными в реализации программы «Энергия-Буран» были научно-производственные объединения «Энергия» и «Молния». НПО «Энергия» отвечала за создание ракетоносителя. НПО «Молния» воплощала в реальность «Буран» самолет, выносимый в космос ракетоносителем и самостоятельно возвращающийся на Землю.
17 февраля 1976 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о начале работ по разработке многоразовой космической системы и перспективных космических комплексов.
К созданию «Бурана» подключились 1200 предприятий, курируемых 70 министерствами. Сроки исполнения работ были чрезвычайно сжатыми. Предстояло догонять американцев, запустивших свой «Шаттл» в 1981 году. Правительство настаивало на первых летных испытаниях «Бурана» в 1983 году. Хотя на момент этого решения даже площадки для проектирования и производства многоразового корабля еще не было.
Наши специалисты оценивали проект «Энергия-Буран» неоднозначно. Не хотелось повторять чей-то замысел. А шли мы почти шаг в шаг за американцами.
Советская космическая промышленность отставала от американской по технологиям. И все же разработчики «Бурана» по многим параметрам сделали отечественный корабль более совершенным.
У главного конструктора Лозино-Лозинского на столе лежал сантиметров в десять толщиной переведенный отчет по «Шаттлу»: он постоянно сверял наши идеи с американскими.
К 1983 году «Буран» не успели вывести на взлетную полосу. Испытания в Жуковском начались годом позже. Но даже по современным меркам это было очень быстро. Всего восемь лет! (Ракету-носитель «Ангара» Роскосмос строит уже 25 лет).
1984 год многим жителям московского района Южное Тушино запомнился неожиданным и быстрым расширением мало чем примечательной улицы Лодочной. Тихая двухполосная улочка вдруг разрослась, как река в весеннее половодье, до шести полос.
В народе сохранилось ее второе, неофициальное, название Большая Шаттловка. Вернее, за ее шестиполосным участком, начинающимся от пересечения улиц Свободы и Фабрициуса до пристани, оборудованной на Канале имени Москвы. Кому-то из жителей повезло наблюдать огромный транспортный караван, проследовавший от ворот Тушинского машиностроительного завода до причала.
Его было трудно не заметить! Это была настоящая громадина машина весом в 92 тонны, 36 с половиной метров в длину и с размахом крыльев в 24 метра. Когда «Буран» стоял на шасси, в высоту он достигал 16 метров.
На Тушинском заводе было создано и уникальное автоматизированное производство теплозащитных плиток для ракетоплана, сделанных из особо чистых кварцевых волокон. Каждая плитка была уникальна по своим размерам. А наклеивали ее вручную в специальном помещении.
10 ноября 1985 года «Буран» впервые подняли с земли. Смельчаками, сотворившими это, были заслуженные летчики-испытатели СССР Игорь Волк и Римантас Станкявичус.
Когда «Буран» вывезли из ангара на тросе на тягаче, представить было трудно, что такой неуклюжий гигант способен сам подняться в воздух. Вначале его просто возили на тросе, чтобы оценить качество сборки, затем проходили рулежки (маневрирование самолета на земле), а потом летчики-асы смогли эту громадину оторвать от взлетно-посадочной полосы.
Умная громадина
Проводилась и отработка посадки ракетоплана в ручном и автоматическом режимах. Таких испытаний состоялось 24. К 1988 году полет «Бурана» удалось смоделировать и повторить в точности на испытательном стенде.
Там же отрабатывались и различные нештатные, аварийные, ситуации. Всю полученную информацию инженеры собрали, обработали и заложили в электронные мозги орбитального корабля.
Изначально для космических полетов планировалось построить пять «Буранов». На рубеже 1980 1990-х годов были готовы два. Изделие 1.01 ОК «Буран» и изделие 1.02 ОК.
Немногие вспоминают первый, неудавшийся, старт «Бурана» 29 октября 1988 года. На первых его секундах возникла заминка при расстыковке одной из технологических площадок. Инженеры рисковать не стали, отложив старт до 15 ноября. Но и 15-го это знаменательное событие не состоялось бы, если бы ответственность на себя не взяли три главных конструктора Г. Е. Лозино-Лозинский, Ю. П. Семенов и В. Л. Лапыгин.
Погода на Байконуре не радовала. Особое опасение вызывал набирающий силу ветер, до 20 метров в секунду. Технические характеристики «Бурана» позволяли ему взлет при ветре со скоростью не выше 15 метров в секунду. Но по политическим соображениям откладывать полет вторично было недопустимо.
15 ноября произошло историческое событие: с космодрома Байконур стартовал орбитальный корабль-ракетоплан «Буран». Его полет длился 206 минут, за которые корабль совершил два витка по околоземной орбите. В Центре управления полетом в Королеве напряжение не отпускало до самого приземления корабля. «Буран» летел с большим запасом кинетической энергии, что опасно увеличивало его скорость при посадке. Нельзя было садиться при такой скорости. Чтобы снизить скорость, корабль должен был выполнить дополнительный спиралевидный вираж, не долетая нескольких километров до посадочной полосы. И тут он как будто пропал на секунды из поля зрения: он выполнил иной маневр развернулся и зашел на посадку с другой стороны. Он сам принял наиболее грамотное решение.
Погиб под обломками
На кадрах документальной кинохроники, демонстрировавшейся не раз телевидением, видно, как во время посадки «Бурана» рядом с ним пролетает истребитель МиГ-25, которым управлял летчик-испытатель Магомед Толбоев. Он отслеживал визуально полет «Бурана» и дополнительно передавал информацию в Центр управления полетом о ходе его посадки. Но по настоящему управлять полетом «Бурана» с земли возможности ни у кого не было.
Корабль был полностью автономным. Единственное, что могли сделать инженеры при возникновении аварийной ситуации, это увести «Буран» в сторону от населенных пунктов и подорвать.
Посадка и заход на полосу были идеальными. Ни одного подскока не было. Вспомним приземление одного из первых «Шаттлов»… Американцы при выпуске тормозных парашютов чуть на хвост его не посадили. Только когда сбросили тормозные парашюты, самолет начал оседать на стойку. Они вручную его сажали.
После посадки «Бурана» всех, кто был в ЦУПе, поздравил министр общего машиностроения СССР Олег Бакланов.
Следующий полет ракетоплана «Буран» запланировали на начало 1990-х. Тяжелые для страны испытания политические потрясения, экономический кризис не позволили этим планам сбыться. В 1992 году программу «Энергия-Буран» заморозили. Потом и вовсе от нее отказались. Финансовых средств не хватало ни на дальнейшие разработки, ни на обслуживание испытательного комплекса с созданными кораблями. Зарастали бурьяном аэродромы и стартовые сооружения. 12 мая 2002 года рухнул обветшавший монтажно-испытательный корпус на Байконуре. Под его обломками погиб 1.01 ОК «Буран», легенда советской космонавтики.
Говорят, что «Буран» нам обошелся слишком дорого. Но из бюджета, выделенного на все машиностроение, на «Буран» было потрачено всего 10 процентов. Зато он дал толчок для 290 открытий, реализованных проектов во всех сферах науки и в двигателестроении, и в термодинамике, и в аэродинамике, и в сверхзвуковых полетах, и в гиперзвуковых полетах.
Кризис в стране надолго заморозил нашу космическую промышленность. В Соединенных Штатах на смену «Шаттлам» пришли новые корабли. Обидно, что над новыми американскими проектами работают шесть российских конструкторов, выходцев из НПО «Энергия» и НПО «Молния», в свое время не нашедших применения своим знаниям в родной стране. Но и в России сегодня разработки программы «Энергия-Буран» внедряются в новые отечественные проекты.
СПРАВКА
Советский «Буран» превосходил американский «Шаттл» в технических возможностях. Например, мог совершать посадку в автоматическом режиме. Скорость «Бурана» при посадке во время входа в атмосферу достигала 30 тысяч км/ч (25 скоростей звука). Перед приземлением «Буран» сделал маневр полет «по восьмерке», погасив скорость до 300 км/ч.
…………….
В материале использованы воспоминания участников создания Бурана — заслуженного испытателя космической техники Федерации космонавтики России Н.А. Петросяна и руководителя Депортамента перспективных многоразовых средств выведения ГКНПЦ им. М.В. Хруничева П. А. Лехова.

СОВЕТСКИЙ «БУРАН». КАК ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ Догнать и обогнать! Идеей создания многоразового космического корабля грезил еще великий конструктор Сергей Павлович Королев. Он понимал, что

СОВЕТСКИЙ «БУРАН». КАК ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ Догнать и обогнать! Идеей создания многоразового космического корабля грезил еще великий конструктор Сергей Павлович Королев. Он понимал, что

СОВЕТСКИЙ «БУРАН». КАК ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ Догнать и обогнать! Идеей создания многоразового космического корабля грезил еще великий конструктор Сергей Павлович Королев. Он понимал, что

СОВЕТСКИЙ «БУРАН». КАК ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ Догнать и обогнать! Идеей создания многоразового космического корабля грезил еще великий конструктор Сергей Павлович Королев. Он понимал, что

.

Предыдущая запись Геннадий Михасевич.
Следующая запись Театр Уильям Сомерсет Моэм

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *