ОРНАМЕНТ ДРЕВНЕГО РИМА

ОРНАМЕНТ ДРЕВНЕГО РИМА В первом периоде своего существования римская культура во многом определялась сильным влиянием этрусского начала. Этруски были удивительно самобытны. В своих орнаментах

В первом периоде своего существования римская культура во многом определялась сильным влиянием этрусского начала. Этруски были удивительно самобытны. В своих орнаментах они изображали животных, пальметты, грифонов, крылатых львов, а так же сцены из мифологии . Этрусски так же были склонны к графическому орнаменту. В узоре тканей этруски любили россыпи горошин и крестиков. Иногда платья и плащи украшались вышитым бордюром с узором из кругов с точкой посередине или полосой другого цвета, чем сама ткань.
Последний вид декора перекочевал в костюм римлян.
У этрусков, художественная культура которых лежала в основе формировании римской, орнамент находился на стадии угасания заимствованных из греческого мира мотивов. Этрусское искусство по сути было антиорнаментально и какие либо-принципы носили в нем случайный характер. Наверное в этом и угадывался характер римского отношения к миру — крайний практицизм без намека на малейшую фантазию, Аскетизм, простота быта и простота нравов для римлян и были сутью добродетели. Греческая культура считалась не только слабостью, но и, прямо скажем, извращением нравов. Соответственно и орнамент, как элемент относительно высокой культуры, в древнейшем Риме, собственно, отсутствует.
И даже когда всё-таки в римской культуре победили новые тенденции, сформировавшиеся под влиянием греческих и восточных мотивов, и когда богатые патриции начали строить для себя очень красивые дома, стены, потолки, полы которых украшали росписи, мозаики и рельефы, орнамент не сразу занял важное место в декоре интерьера. У римлян был интерес к искусно выполненным архитектурным «обманкам», к пейзажным сюжетам в интерьерах. Это явление возникло потому, что римляне хотели создать в своих домах иллюзию открытого пространства, поскольку само представление о прекрасном жилище у них было связано с огромными размерами.
Нерон спалил пол-Рима чтобы построить себе новый дворец побольше.
Что же касается орнамента, то лишь в период империи римляне сумели воспользоваться декоративным наследием завоеванных провинций — главным образом Греции. В теории орнаментики обычно говорят: «Греко-римский орнамент» потому, что римский декор, по сути , был просто несостоятелен.
Но тем не менее римский орнамент явление абсолютно самобытное по отношению ко всей предшествующей традиции древней орнаментики.
I в. до н.э. I в. н. э. время максимального расцвета культуры Древнего Рима, и именно тогда возник язык римской орнаментики.
Огромные богатства, стекающиеся в Рим из покоренных земель способствуют тому, что патриции окончательно забыли о своем стремлении к аскетизму и пустились «во все тяжкие», утопая в роскоши. Став наследником гигантских художественных ценностей, Рим создал на их основе рафинированное искусство, которым изощренные римские патриции наслаждались вместе с нежными тонкостями гастрономических блюд.
На почве утонченно-рафинированной культуры возник особо тонкий колорит фресок. Но если у эгеидов цветовые пятна хитро растекались по поверхности, не нарушая плоскостности восприятия, то римляне создали живописный колорит, создающий пространственную глубину.
В общем хоре декора интерьеров в этот период начинает сказываться и роль орнамента, но она была очень «особенная». Так, например, размер занимаемой площади был признаком богатства, могущества, но римляне сделали из этого эстетический принцип, который является альфой и омегой римского декоративного искусства.
Наиболее яркое развитие он получает в третьем, так называемом канделябрном стиле. Само название этого стиля не случайно. Канделябр это подставка для светильников в древнем мире без него было никак не обойтись. Свое происхождение этот предмет ведет от образа Мирового Древа. Эта символика наглядно отразилась во внешнем облике в виде фантастического Древа с ветками, листьями, цветами, плодами, у которого кроной-солнцем являлись зажженные светильники.
В больших помещениях канделябры были многоярусными. Таким образом, мотив канделябра становится характерным элементом римского декора, определив характер самих композиций центрический, симметричный, линейно-вертикальный.
Орнамент этого стиля характерен тонкими полосами, гирляндами, что еще более усиливает эффект громадности пространства. Характерны были растительные мотивы натурального вида, на светлом фоне. Орнамент в Риме создал свой самобытный мир, в котором отображались принципы римской эстетики.
В помпеянских фресках выработался характернейший колорит, построенный на сочетании четырех главных цветов: пурпурно-терракотового, черного, золота и голубого. Только такие гурманы, как римляне могли создать из столь странных компонентов ансамбль удивительной гармонии, насыщенный, эффектный, утонченный .
Помпезным и эклектичным стал орнамент четвертого стиля, в интерьере отказались от контраста светлой стены и цветного мелкого орнамента. Этот стиль просто таки «выплескивает» орнаментику в купе с архитектурными изображениями на всю плоскость стены. Античная согласованность частей уступает место восточной перегруженности, полной вакханалии мотивов и ритмов. Не имея под собой никакой непосредственной семантической основы, находясь во власти принципов изобразительного искусства, римский орнамент приобретает живописный колорит, третье измерение, пластическую объемность, натуралистичность. Этого не было ни в эгейском искусстве, несмотря на всю его склонность к живописному колоризму, ни в греческой орнаментике, где проникновение натуралистического начала
никогда не нарушало орнаментальной условности.
В римском орнаменте появляется композиционное качество, коренным образом отличающее его от греческого: симметричность, повсеместное выделение центра, постоянное обыгрывание мотива трехчастной композиции. Эти явления исходят из социальных особенностей римского общества, которое постоянно стремилось к власти центра, от республиканского устройства к императорскому правлению.
В римском орнаменте коренным образом меняется само отношение к декорируемой поверхности. Если греческий орнамент располагается по горизонтали, в виде замкнутых полос, то римский теряет замкнутость композиции, которая становится для него совершенно необязательной вследствие потери орнаментом своей духовной основы. Преимущество отдается не горизонтальному, а вертикальному расположению полос декора. В орнамент приходит нечто совершенно новое и поразительное — принцип взаимодействия между элементами, то есть между персонами декоративных изображений. Они вступают в непосредственно-личностный контакт, и происходит реальное действие, а не формальное как в егейском и греческом орнаменте. Таким образом, произошло стирание граней между сюжетной и орнаментальной частями композиции.
Характерный признак римского орнамента — заимствование мотивов для орнамента непосредственно из реальной действительности, игнорируя какое-либо духовное содержание. В орнаментах видны атрибуты римской жизни: жертвенники, факелы, воинские доспехи, театральные маски, музыкальные инструменты, гирлянды из цветов и плодов, ленты. Стилизация, знаковость почти отсутствует в римском орнаменте, кроме заимствованных деталей из Греции.
Если в орнаментике более древних культур был распространен мотив распускающегося цветка, то в римском декоре появляется мотив цветка-факела. Римская античность тем самым принимает у позднегреческой культуры эстафету дальнейшего развития орнаментики, как только декоративного искусства.
В орнаменте присутствуют привычные по древним орнаментам пальметты, меандры, свастики, розетки, лотос, спираль, волны и прочее. Это «так сказать», греческие рудименты. Но эти элементы сухи, дробны, маловыразительны, располагаются незаметных местах. И все-таки без них картина римской орнаментики была бы неполной, так как на этом фоне ярче звучит голос его основной декоративной мелодии.
В декоративных рельефах, украшающих интерьеры вилл, сосудах и других предметах, отчетливо проявляется еще одна особенность: ярко выраженное ощущение легкости полета. Ажурные, летящие композиции вполне созвучны прозрачным, нежным росписям, построенным на сочетаниях голубых, розовых, абрикосовых, лиловых и прочих изысканных тонов.
Совершенно иной характер имеет архитектурный орнамент общественных зданий, который, в отличие от интерьеров, отражающих личные вкусы патрициев, служит выражением общественных интересов, представления римлян о своем государстве, миссии победителей мира. Это декор храмов, пантеонов, общественных зданий, триумфальных арок и проч., отличающийся помпезной торжественностью, пышностью, монументальностью, перегружен деталями. В то же время появилась композитная капитель, объединяющая в себе элементы коринфской и ионической, как результат стремления архитектурного орнамента к максимальной пышности и изобилию. Через римский декор этот мотив, получивший действительно универсальное значение, широко распространяется как в европейской, так и во всей мировой орнаментике.
В это же время происходит замещение древних знаковых символов изобразительными, сходными с ними по внешнему подобию, но несущих новую, уже чисто социальную символику: древний чешуйчатый орнамент перевоплощается в мотив лаврового венка, вместо пальметты появляется вазон.
В керамике римляне в основном использовали рельефный декор, иногда отлитый в форме или же выполненный отдельно и присоединенный к сосуду. Цветовая гамма керамических изделий имела диапазон от оранжевого до темно-красного.
Римская одежда отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые ткани типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.
Цветовая гамма в римском костюме яркая, красочная, основные цвета пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого. Орнаменты и узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.
В мозаике превращение растительного орнамента происходит по двум направлениям: в одном случае это трансформация в свободную композицию, в другом превращение его в абстрагированный стилизованный орнамент.
Можно видеть два вида мозаики — настенная и напольная с геометрическим узором и фигуративной композицией-«эмблемой» в центре.
Настенные мозаики с чаще всего изображали Венеру, Орфея или подвиги Геракла, а также воспроизводили сцены повседневной жизни. На ряде мозаик можно увидеть пейзажи, календарь сельскохозяйственных работ. Но, в отличие от пластического трехмерного рельефа росписей, где важное значение имело живописно-изобразительное начало, для плоскостной мозаики, создающейся путем подбора мелких фрагментов, эта тенденция, наоборот, оказывается весьма плодотворной в художественном отношении. Возникает новый тип орнамента, черты которого как нельзя более удобны для создания христианского символизма.
Поэтому мозаичный орнамент в этот период приобретает большую популярность в Египте, где христианство получило большое распространение, а позже в Византии.

ОРНАМЕНТ ДРЕВНЕГО РИМА В первом периоде своего существования римская культура во многом определялась сильным влиянием этрусского начала. Этруски были удивительно самобытны. В своих орнаментах

ОРНАМЕНТ ДРЕВНЕГО РИМА В первом периоде своего существования римская культура во многом определялась сильным влиянием этрусского начала. Этруски были удивительно самобытны. В своих орнаментах

ОРНАМЕНТ ДРЕВНЕГО РИМА В первом периоде своего существования римская культура во многом определялась сильным влиянием этрусского начала. Этруски были удивительно самобытны. В своих орнаментах

ОРНАМЕНТ ДРЕВНЕГО РИМА В первом периоде своего существования римская культура во многом определялась сильным влиянием этрусского начала. Этруски были удивительно самобытны. В своих орнаментах

ОРНАМЕНТ ДРЕВНЕГО РИМА В первом периоде своего существования римская культура во многом определялась сильным влиянием этрусского начала. Этруски были удивительно самобытны. В своих орнаментах

ОРНАМЕНТ ДРЕВНЕГО РИМА В первом периоде своего существования римская культура во многом определялась сильным влиянием этрусского начала. Этруски были удивительно самобытны. В своих орнаментах

ОРНАМЕНТ ДРЕВНЕГО РИМА В первом периоде своего существования римская культура во многом определялась сильным влиянием этрусского начала. Этруски были удивительно самобытны. В своих орнаментах

.

Предыдущая запись Килограмм картошки за килограмм золота
Следующая запись Пушкин примерял для главной героини «Евгения Онегина» имя Наташа, но отверг у него меньше возможностей для рифмы, чем у Татьяны

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *