20 СЕНТЯБРЯ — ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РИСА. ЧАСТЬ 1

20 СЕНТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РИСА. ЧАСТЬ 1 Сегодня половина мира отмечает день непритязательного на вид злака, который спасал и спасает их от голода. В некоторых странах в этот день во многих

Сегодня половина мира отмечает день непритязательного на вид злака, который спасал и спасает их от голода. В некоторых странах в этот день во многих школах и университетах проводятся акции в знак уважения к этому злаку: ученики весь день едят только рис. Так они на собственном опыте узнают, каково это изо дня в день иметь в своем рационе только один продукт. Один, но он спас их предков от смерти.
А если обойтись без мировых продовольственных проблем,то мы можем вспомнить ,что рис хорош во всех видах.В кулинарии рис используется для приготовления самых всевозможных блюд: молочных, острых, соленых, сладких, кислых и многих других. С рисом можно приготовить суп, подать на второе как гарнир, приготовить рисовую водку или рисовый квас, а на десерт рисовый пудинг. Рис отлично сочетается с рыбой, молоком, мясом, фруктами, грибами и овощами.Да чего только не готовят из риса.
Мало кто знает,что такой популярный сейчас кухонный прибор, как мультиварка, изначально был изобретен японцами для обработки разных рисовых сортов. Все эти факты в итоге привели к тому, что Продовольственная и Сельскохозяйственная организации Объединенных Наций учредили для этого поистине выдающегося продукта собственный Всемирный день. Согласно принятому в 1950 году решению, его закрепили за 20 сентября. И в добавок к этому ООН уже несколько раз объявляло различные года,годом риса.
Люди научились выращивать рис 9 тысяч лет назад. В мире известно до 300 000 видов съедобных растений. Около 200 используются человеком. Примерно четверть мирового потребления калорий приходится на рис. И хотя в рейтинге производства продуктов этот злак занимает всего третью строчку, по потреблению он безусловный лидер
В мире известно 40 000 сортов риса. И у каждого народа свои предпочтения: японцы любят клейкий рис, индийцы рассыпчатый, а для ризотто и паэльи подходят крахмалистые виды.
Слово «рис» имеет индоиранскую основу. Современное произношение произошло от греческого oryza, которое подверглось латинской модификации oriza (riso). У нас слово рис появилось только в конце XIX века, прийдя из Европы.До этого же рис называли то «сарацинским зерном» или «сарацинской пшеницей», затем название превратилось в «сорочинское пшено». Научное название на латыни Oryza sativa.
Рис не очень «разборчив» в отношении климата и почвы, и его можно встретить на разных широтах. Он хорошо растет на вершинах Гималаев и в тропических болотах Либерии, его посевы зеленеют в экваториальных странах и в Европе. Но основные площади риса сосредоточены в Индии, Бирме, Вьетнаме и других странах юго-восточной Азии. Там снимают по два-три урожая в год и производят около девяноста процентов мирового запаса риса.
Родиной риса традиционно считается Азия, Первоначальным местом произрастания риса был район нынешней китайской провинции Юнань, Северный Вьетнам, Северный Таиланд и северо-восток Индии. Помимо того, что это растение оказалось вкусным и питательным, оно давало более обильный урожай по сравнению с просом и пшеницей.Есть также мнение, что рис произошел из Южной части Индии, затем распространился на север страны и дальше в Китай. Далее в Корею и Филиппины (2000 до н. э), затем в Японию и Индонезию (1000 до н. э). Известно, что персы покупали рис в Месопотамии и Туркменистане.
Дикий рис рос вдоль болотистых берегов рек повсюду от современной Бирмы до бассейна реки Янцзы в Китае. С помощью зазубренных каменных ножей древние люди срезали стебель растения и палками выколачивали из каждого дикого колоска по нескольку зерен. Со временем они научились повышать урожайность риса, пересаживая растения в специально подготовленную землю. Поначалу это была очень трудоемкая и тяжелая работа каждый саженец нужно было сначала выкопать, не повредив корней, а затем постоянно поливать до тех пор, пока зерно не вызреет.
Продвигаясь дальше на север, рис легко адаптировался к более жестоким погодным условиям: если в Южной Азии рис требовал много воды и тепло круглый год, то в центральном Китае, Корее и Японии прижились сорта, которые переносили и ночной холод, и относительно небольшое количество воды. Менялись и другие характеристики риса, например, в Корее и Японии особенно хорошо рос круглозерный рис, слипающийся при варке, а у подножия Гималаев в индийской провинции Пенджаб и Пакистане — ароматный длиннозерный «басмати».
На Востоке рис слывет непременным атрибутом каждого дня жизни, каждого приема пищи. Недаром выражения «приятного аппетита!» на некоторых восточных языках в буквальном переводе означают «угощайтесь рисом», а «прием пищи» — «рисовое кушанье». В Азии рис появился так давно, что застал формирование языков некоторых народностей.
За первое тысячелетие нашей эры рис покорил не только территории Среднего Востока и стал признанным фаворитом, потеснив просо и пшеницу, но также нашел путь в сердца народов Азии, став неотъемлемой частью их культуры.
В «Географии» древнегреческого ученого Страбона он назывался «жемчужным зерном».Во времена правления Нерона другой, уже римский историк, Диоскуридус, упоминал рис в своих трудах, описывая его как многоцелевой продукт. В частности он тщательно описывал всевозможные блюда, которые можно приготовить из риса, а также как важный элемент для женской косметики и как лекарство от пищевых отравлений.
Существует мнение, что первыми европейцами, увидевшими посевы риса, были воины Александра Македонского, совершавшие поход в Индию в 326 году до нашей эры. Один из них Аристобул писал: «Рис разводится в Индии на грядках, заливаемых водой. В вышину это растение достигает четырех локтей. Оно приносит много колосьев и много зерен; созревает оно ко времени, когда заходят Плеяды. Как и полбу, его освобождают от пленок выбиванием. Оно растет также в Бактрии, Вавилоне, Сузе и Сирии».
На Востоке существует легенда,что главный повар одного индийского раджи якобы накормил полководца пловом, который позднее назвал его именем.
Древние греки и римляне сами рис не культивировали, но в римскую эпоху он упоминается в числе товаров, доставлявшихся с Востока в порты Красного моря. Греческие и римские врачи считали рисовый отвар хорошим лекарством. Его советовали употреблять спортсменам перед олимпийскими играми.
Арабы, завоевав в VIIIX веках Египет, Испанию и Сицилию, ввели там рисосеяние. Во всех этих странах продолжали выращивать эту культуру и после изгнания арабов.
Рис продавался на рынках Александрии, и стоил почти столько же сколько и перец, считавшийся в ту эпоху редкостью и ценившийся буквально «на вес золота». Поэтому вовсе неудивительно, что позволить себе яства из этой экзотической культуры могли далеко не все. Рис использовали в приготовлении десертов и сладостей для праздничных угощений.
Однако после эпидемии чумы в 13 веке, в Южной Европе отчаянно не хватало рабочих рук и пищи для простолюдинов. Возделывание пшеницы было слишком трудоемким процессом для поредевшего и ослабевшего народа. На помощь пришел рис, которым засеяли поля Сицилии и Валенсии. Рис, прижившийся на территории современных Италии и Испании, был преимущественно кругло- и среднезерным. Он не требовал большого количества воды для орошения и приносил хороший урожай.
В 1300 году рис впервые был упомянут в записях герцога Савойского в Пьемонте (Северной Италии). В XV веке рис упомянут в письме, написанном герцогом Миланским и к XVI веку Милан был окружен рисовыми полями, блистающими на солнце. С веками выращивание риса распространилось на всю Ломбардию, Пьемонт и Венецию.
В XVI веке рис начал быстро распространяться в Италии, особенно в Ламбардской долине, где он приносил большие урожаи и начал вытеснять пшеницу и другие хлебные злаки. Но в результате неумелого полива на полях появились болота с несметными тучами малярийных комаров. Началось повальное заболевание малярией, даже в городах, и правительства городов вынуждено было издать указ об ограничении посевов риса. Поля под него стали отводить подальше от городов, за ними был учрежден специальный надзор, и для того, чтобы занять рисом поле, требовалось разрешение государственного надсмотрщика. Такими мерами удалось погасить «рисовую лихорадку».
В неаполитанских кулинарных книгах XIV века впервые упоминаются блюда из риса. Правда, к рецептам добавлено существенное уточнение по способу так, как его готовят «за горами», то есть во Франции.
Во времена королевы Елизаветы рис достиг берегов Англии, куда был привезен из Испании. Изначально рис считался очень дорогим, экзотическим растением, из зерен которого уместно было готовить только по-царски роскошные сладости для праздничного стола. Постепенно он завоевал позицию одного из основных продуктов, однако, в отличие от Азии, в Европе считали возможным смешивать зерна с другими ингредиентами блюда. Именно поэтому в Италии и Испании поощряли выведение таких сортов риса, которые бы впитывали аромат других составляющих блюда, будь то мясо, птица, морепродукты или специи. Благодаря колониальной политике Великобритании, в Старом Свете получили распространение и блюда восточной кухни, в особенности индийской.
Найденные рецепты знаменитого английского рисового пудинга датируются еще 17 веком, а в Финляндии и Норвегии стали готовить гарниры и запеканки уже в 18 веке.
АЗИЯ
В Индии первое время рис возделывали на отлогих террасах гор, где единственным источником влаги были дожди, не прекращавшиеся иногда целыми месяцами. Поэтому не случайно в Индии год делят на два сезона: хафир — дождливый и раби — засушливый. В мае, когда подуют ветры с Индийского океана, начинаются дожди. В это время и высевали рис. Ну, а поскольку дожди шли всего три-четыре месяца, то и урожай снимали один раз в год. Но бывало нередко, что ливни затопляли рис на террасах и, несмотря на это, он продолжал нормально расти и развиваться. Это-то и надоумило древних земледельцев в засушливый сезон высаживать рис в долинах и затоплять его обильными речными водами. Так в Индии возникла круглогодичная культура риса, позволявшая снимать 2-3 урожая в год. В других странах, чтобы получить лишний урожай риса, пока на полях зреют растения, в питомниках выращивают рассаду, которую потом пересаживают на освободившиеся поля.
Так же районы наиболее древнего возделывания этого растения Узбекистан и Таджикистан. В первом тысячелетии до нашей эры здесь уже были посевы риса. Эта культура пришла сюда, очевидно, из Афганистана, который наряду с территорией, где теперь расположены Среднеазиатские республики, входил в состав государства Бактрия. Для народов Средней Азии плов из риса с давних пор излюбленное национальное кушанье.
В Японию рис завезли переселенцы с Корейского полуострова примерно в III веке до нашей эры. К этому времени обитавшее на территории Японского архипелага население съело почти все запасы дичи и начало потихоньку вымирать. И неизвестно, чем бы эта история закончилась, если бы не рис, который улучшил ситуацию как с питанием, так и с демографией.
Вскоре этот злак стал основой благосостояния японского государства. Им собирались налоги, и им же выплачивалось жалованье чиновникам. Богатство князей и их авторитет определялись по тому, сколько риса они получали в своих владениях. Собрав с крестьян оброк этим злаком, японские феодалы отправляли его на продажу. Самая известная рисовая биржа была в Осаке. В XVIII и XIX веках там ежегодно продавалось более четырех миллионов мешков этого злака. Поскольку цены на Осакской бирже определяли стоимость риса по всей стране, в Японии была введена система сигнальных костров, расположенных на вершинах гор. В зависимости от используемой древесины и травяных добавок дым получался разного цвета. Это и было обозначением цены, которую дают сегодня за рис в Осаке.
Трудно переоценить роль риса в японской культуре. Это символ государства и душа нации. Когда предыдущий император Хирохито чувствовал себя уже неважно, он тем не менее считал своим долгом поинтересоваться урожаем злака. А нынешний монарх каждую весну пересаживает рассаду риса на свое императорское поле, и это считается важным событием, которое освещают практически все газеты и телевизионные каналы. А все потому, что за столетия существования японского народа сложилось устойчивое миропонимание если рис колосится, значит, и с остальным все хорошо.
В Японии он настолько ассимилировался, что теперь один из видов риса называется японским. Учитывая важное его значение в питании слово «охан» , означающее сваренный рис, трансформировалось в слово «еда» .
Появление этой почитаемой во всем мире культуры овеяно мифами и легендами. В «Записях о деяниях древности» повествуется о богине Великой Пищи. После ее убиения родились злаки:
рис — из обоих глаз,
просо — из обоих ушей,
фасоль — из носа,
пшеница — из тайного места,
соевые бобы — из заднего места.
Согласно другой легенде, японское Божество риса Инари-сама принесло это растение в страну из дальних странствий, спрятав несколько зерен в посохе из тростника, чтобы никто не узнал, что оно похитило их. В древности люди полагали, что рис, как и человек, имеет душу и за неуважительное отношение нему можно поплатиться.
В «Древних Фудоки» рассказывается о крестьянах, которые, собрав хороший урожай, разбогатели, обленились, начали пить сакэ и развлекаться. Однажды, во время соревнований по стрельбе из лука, они сделали из рисовой лепешки моти.. . мишень. Оскорбленная душа риса не выдержала такого святотатства, превратилась в белую птицу и улетела. После этого рисовые поля пришли в запустение, а люди погибли. Так они были наказаны за пренебрежительное отношение к своему основному продукту питания.
Жители многих островов Малайского архипелага считают рис пищей богов и рассказывают различные истории о похищении риса на землю. Приведем одну из них. В те далекие времена, о которых пойдет речь, как говорит балийская легенда, небо было намного ближе к земле, чем сейчас. И вот нашелся храбрый юноша, который однажды отправился на небо. Там он увидел семена риса, которые после уборки сушились на солнце. На земле риса еще не было, и никогда таких семян не видели. Юноша спросил: «Что это такое» . Тогда его отправили в дом к богу Пуа Ламоа. Бог оказался добрым и угостил вареным рисом юношу, которому это блюдо очень понравилось. Отправляясь назад на землю, он взял с собой горсть риса. Но духи, охранители входов, отобрали семена, сказав, что рис — пища богов — и отдать его людям нельзя. Вернувшись на землю, юноша долго думал, как добыть семена риса. Однажды, сидя на земле скрестив ноги, он заметил, что в толстой коже его пяток от ходьбы босиком образовались глубокие трещины. На другой день юноша снова отправился на небо и прошел по семенам риса, которые сушились на солнце. Отдельные зерна попали в трещины кожи на его ногах, и духи, охранители входов, их не заметили. Так появился на земле рис, и люди, которые его едят вдоволь, делаются сильными и умными, уподобляясь богам.
Вьетнамское слово «com» имеет два значения: «вареный рис» и «еда».
Существует легенда, почему на Новый год во Вьетнаме готовят рисовые лепешки и другие блюда из риса. Давным-давно жил один король. Он был уже стар, и понимал, что жить ему осталось не много. У него было три сына, все они были образованные, сильные и красивые. Король не знал, кого оставить своим наследником, так как все были достойны этого. Тогда он придумал такую вещь.
Приближался Новый Год, и король приказал своим сыновьям сделать угощение для всей страны. Старший сын смог приготовить кушанье только для королевской семьи, средний для столицы государства. А самый младший сын, сообразив, что только риса в стране хватит для того, чтобы накормить весь народ, напек огромное количество рисовых лепешек. Лепешек хватило всем, и младший сын стал наследником короля. С тех пор во Вьетнаме на Новый Год всегда готовят рисовые лепешки и другие лакомства из риса.
Китайское слово, обозначающее земледелие вообще, пишется и произносится так же, как слово, обозначающее возделывание риса с выращиванием рассады, ее пересадкой и с постоянным орошением путем затопления. Выражение «разбить миску риса» означает уйти с работы.

20 СЕНТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РИСА. ЧАСТЬ 1 Сегодня половина мира отмечает день непритязательного на вид злака, который спасал и спасает их от голода. В некоторых странах в этот день во многих

20 СЕНТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РИСА. ЧАСТЬ 1 Сегодня половина мира отмечает день непритязательного на вид злака, который спасал и спасает их от голода. В некоторых странах в этот день во многих

20 СЕНТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РИСА. ЧАСТЬ 1 Сегодня половина мира отмечает день непритязательного на вид злака, который спасал и спасает их от голода. В некоторых странах в этот день во многих

20 СЕНТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РИСА. ЧАСТЬ 1 Сегодня половина мира отмечает день непритязательного на вид злака, который спасал и спасает их от голода. В некоторых странах в этот день во многих

20 СЕНТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РИСА. ЧАСТЬ 1 Сегодня половина мира отмечает день непритязательного на вид злака, который спасал и спасает их от голода. В некоторых странах в этот день во многих

20 СЕНТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РИСА. ЧАСТЬ 1 Сегодня половина мира отмечает день непритязательного на вид злака, который спасал и спасает их от голода. В некоторых странах в этот день во многих

20 СЕНТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РИСА. ЧАСТЬ 1 Сегодня половина мира отмечает день непритязательного на вид злака, который спасал и спасает их от голода. В некоторых странах в этот день во многих

20 СЕНТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РИСА. ЧАСТЬ 1 Сегодня половина мира отмечает день непритязательного на вид злака, который спасал и спасает их от голода. В некоторых странах в этот день во многих

20 СЕНТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РИСА. ЧАСТЬ 1 Сегодня половина мира отмечает день непритязательного на вид злака, который спасал и спасает их от голода. В некоторых странах в этот день во многих

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *