«ВЕЛИКАЯ КАСТРАЦИЯ»: КАК ПРИКРЫВАЛИ СРАМ НА СКУЛЬПТУРАХ

ВЕЛИКАЯ КАСТРАЦИЯ: КАК ПРИКРЫВАЛИ СРАМ НА СКУЛЬПТУРАХ История искусства знает немало примеров, когда на смене культурных эпох произведения, созданные предшественниками, начинают восприниматься

История искусства знает немало примеров, когда на смене культурных эпох произведения, созданные предшественниками, начинают восприниматься не совсем верно. Вероятно, наиболее показательным в данном случае является пример появления на античных статуях фиговых листьев. Ради сохранения моральных устоев в средние века тысячи старинных шедевров подверглись «великой кастрации».
Тема ню в искусстве часто становилась камнем преткновения и вызывала жаркие споры имеет ли право художник обнажать свою модель, является ли это действительно художественным приемом или просто способом привлечь нездоровое внимание В случае античных статуй, казалось бы, вопрос решен давно и однозначно: они создавались при той культуре, где нагота считалась нормальной и не вызывала неоднозначной реакции.
К середине XVI века Ватиканские властители внезапно осознали, что они находятся в двусмысленном положении, владея множеством драгоценных шедевров античного искусства, которые не соответствуют культурной традиции их эпохи. Папа Павел IV начал борьбу за нравственность в искусстве. Правда, сначала она носила более мирный, рекомендательный характер, а вот буквально еще через 100 лет Папа Иннокентий X принялся за «прикрытие срама» серьезно. Именно к его правлению относят знаменитую «великую кастрацию». Множество античных статуй при этом лишились своих достоинств физически их просто откололи, а позднее места скола прикрыли сделанными специально для этого фиговыми листочками. Папы Климент XIII и Пий IX продолжили эту «благородную» борьбу.
Сама идея использования именно этого растения была взята из Библии: Адам и Ева, когда осознали свою наготу, «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Смоква она же инжир и фига. Так в искусстве средних веков сложился канон прикрывать на картинах и статуях прародителей человеческих этими листочками. В дальнейшем само выражение «фиговый лист» получило переносное значение — прикрытие заведомо бесстыдных или нечестных действий.
Время шло, нравы менялись в сторону большей открытости, но необходимость «прикрыть срам» у статуй оставалась актуальной. В 1857 году королеве Виктории была подарена копия знаменитого Давида Микеланджело. Созданный в 1504 году (то есть еще до развернувшейся борьбы против излишней открытости), шедевр избежал судьбы многих статуй и «радовал глаз» реалистично выполненным мужским достоинством. Считается, что вид его так смутил королеву, что она немедленно «сослала» подарок в недавно основанный лондонский музей Виктории и Альберта.
Кроме того, фирмой D. Brucciani & Co. был срочно выполнен фиговый лист размером в пол метра (49,5 ). Портить статую не стали, а листик закрепили на специальных стальных крючках. Прикрывал он Давида, кстати, аж до 1950 года. Теперь его демонстрируют отдельно в этом же зале.
Казалось бы, сегодня все эти войны остались в прошлом, однако колесо истории, похоже, как раз завершило свой очередной круг. В августе 2018 года в СМИ появилось сообщение, поразившее общественность России. В Новосибирском государственном университете архитектуры и дизайна ожидали визит делегации из местной Епархии. Работники вуза проявили огромнейшую предусмотрительность, прикрыв тканью наготу статуй, украшающих здание.
Священнослужители остались довольны такой заботой. Протоиерей Александр Матрук в интервью радиостанции «Говорит Москва» так прокомментировал ситуацию:
«А зачем вообще эти скульптуры там стоят Для чего они там Искусство Ну и что, что искусство! Разные взгляды у людей разных на искусство. Я думаю, правильно поступило руководство вуза, распорядившись прикрыть эти скульптуры. Одно дело, когда здесь люди учатся, которые с натуры и с этих скульптур пишут, потому что это входит в их образовательную программу. Другое дело, когда пришли внешние люди, в большинстве своём церковные, были ведь и представители приходов. Ничего не должно смущать человека».
Папа Иннокентий X
2. Зал Ватиканского музея Кьярамонти
3. Фиговый лист для копии Давида Микеланджело. Около 1857. Гипс. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
4. Статуи, прикрытые в новосибирском вузе перед посещением служителей церкви, август 2018 года

ВЕЛИКАЯ КАСТРАЦИЯ: КАК ПРИКРЫВАЛИ СРАМ НА СКУЛЬПТУРАХ История искусства знает немало примеров, когда на смене культурных эпох произведения, созданные предшественниками, начинают восприниматься

ВЕЛИКАЯ КАСТРАЦИЯ: КАК ПРИКРЫВАЛИ СРАМ НА СКУЛЬПТУРАХ История искусства знает немало примеров, когда на смене культурных эпох произведения, созданные предшественниками, начинают восприниматься

ВЕЛИКАЯ КАСТРАЦИЯ: КАК ПРИКРЫВАЛИ СРАМ НА СКУЛЬПТУРАХ История искусства знает немало примеров, когда на смене культурных эпох произведения, созданные предшественниками, начинают восприниматься

ВЕЛИКАЯ КАСТРАЦИЯ: КАК ПРИКРЫВАЛИ СРАМ НА СКУЛЬПТУРАХ История искусства знает немало примеров, когда на смене культурных эпох произведения, созданные предшественниками, начинают восприниматься

ВЕЛИКАЯ КАСТРАЦИЯ: КАК ПРИКРЫВАЛИ СРАМ НА СКУЛЬПТУРАХ История искусства знает немало примеров, когда на смене культурных эпох произведения, созданные предшественниками, начинают восприниматься

ВЕЛИКАЯ КАСТРАЦИЯ: КАК ПРИКРЫВАЛИ СРАМ НА СКУЛЬПТУРАХ История искусства знает немало примеров, когда на смене культурных эпох произведения, созданные предшественниками, начинают восприниматься

.

Предыдущая запись А вот вам чудо природы: зебра в горошек
Следующая запись Танцевальный клуб с телефоном знакомств для застенчивых молодых людей, США, 1953 год

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *