ОДИНОКИЙ КРИК ЭДВАРДА МУНКА

ОДИНОКИЙ КРИК ЭДВАРДА МУНКА Эдвард Мунк написал одну из самых удивительных картин XIX века: «Крик» остается загадкой для исследователей и поклонников его творчества. Кристиан Мунк, отец будущего

Эдвард Мунк написал одну из самых удивительных картин XIX века: «Крик» остается загадкой для исследователей и поклонников его творчества.
Кристиан Мунк, отец будущего художника, много работал, но денег все не хватало ну сколько получает военный врач Измучили его семью и постоянные переезды. Но жена, Лаура Катрина, не роптала, заботясь о детях. Их пятеро. Юханна София, Эдвард, Ингер, Лаура, Андреам. «Бог любит нашу семью», говорил Кристиан. Ведь дети богатство.
Дети были хорошенькими, а самым хорошеньким был Эдвард. Только уж больно серьезен для четырех лет. Лаура поделилась с мужем мыслями, которые ее преследовали с самого рождения Эда. «Знаешь, Кристиан, он будет либо занудой, либо великим» Не договорив, Лаура закашлялась.
Капелька крови на белом платке повергла Кристиана в шок Только теперь ему бросилась в глаза бледность жены. Ни лекарства, ни молитвы уже помочь не могли. Она сгорала, как свеча. Лауры не стало, когда Эдварду было пять.
Мама ушла, это было страшно и мучительно — Эдвард плохо спал и часто плакал. Тетя Карен, сестра мамы, взявшая на себя хлопоты о детях, была хорошей, но слишком набожной. И папа, добрый и чудесный, после смерти Лауры стал агрессивно богобоязненным.
Детей пугали расплатой за грехи, и, засыпая, Эдвард видел геенну огненную, корчащихся в муках грешников и дьявола страшного, с горящими глазами-угольями и диким смехом, от которого в печах сильнее раздувалось пламя и все освещалось красным. Мальчик вздрагивал, остатки сна слетали с него, и он часами сидел в углу кровати, стуча зубами от страха. Успокоить его могла только старшая сестра Софи. Но вскоре и она начала покашливать. Отец, вмиг постаревший, тихо сообщил тете Карен туберкулез. А Эдвард слышал.
И видел, как уходила его любимая сестра, а отец ходил по комнате и истово молился вслух. Когда все закончилось, Эдвард плакал от тоски и страшного одиночества, одновременно приходя к выводу, что любой человек обречен.
О том, что Эд хорошо рисует, первой сказала родным Софи. Она увидела, как брат набросал угольком на плоском белом камне у дома некий пейзаж и настояла на покупке карандашей и бумаги. Эдвард был готов рисовать сутками! Только иногда ему виделось нечто странное какой-то длинный мост, под ним то ли река, то ли море, над всем этим горящее малиново-алым огнем небо, а посреди моста то ли он сам, то ли кто-то иной, кто-то потерявшийся, не понимающий, куда идти.
Отец был против такой глупости, как «художество». У мальчика склонность к наукам он блестяще справляется с физикой и математикой. Это обеспечит ему надежное будущее, ведь пока в мире есть деньги, всегда будет нужда в том, кто умеет их считать! Отправленный в технический колледж, Эдвард Мунк спустя год сбежал оттуда и отправился учиться «художествам». Отец заламывал руки и обращался к Богу с просьбой вразумить сына, но все было бесполезно: во всевышнего Эдвард не верил, не мог простить ему смерти мамы и Софи, а потом и безумия младшей сестры Лауры. Родня и друзья семьи юношу в его «бунте» поддержали: он рисовал странно, не так, как все, недостаточно умело, но имел шансы стать ярким живописцем.
Известие об инсульте и смерти отца Мунк получил в свой первый приезд в Париж. Мунк опоздал на прощание и похороны. Теперь, когда отец ушел, стало болезненно не хватать разговоров и споров с ним. Да, они ссорились, но отец… он слушал его! В ночь, когда он переживал страшное событие, Мунк вывел в своем дневнике: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат, чувствуют, любят и страдают». Так началось его перерождение из реалиста в экспрессиониста.
С 1893 года по 1910-й он написал четыре «Крика» очень разных. На небольшой выставке «Любовь» в Берлине «Крик» висел в сторонке, но спровоцировал массовые волнения и даже истерику. Что это! Святая Дева, кто этот урод Автора нужно изолировать от общества! Он сумасшедший! Нормальный человек такое не нарисует! Но были и те, кто смотрел на полотно с восхищением. Ощущая, как одинок человек и как нечуток он к крику природы и мира.
А уродец на картине лишь крепче сжимал виски, заходясь в немом крике. Его голова-груша трещала от этого воя, никем более не слышимого, страшный крик природы проваливался в кривое тельце, исторгая их него другой крик не менее страшный и снова никем не слышимый. Он будет завораживать мир спустя много лет после смерти своего создателя.
В конце 1890-х Мунк обрел музу. Ею стала невеста его друга, писателя Станислава Пшибышевского, Дагни Юль. Дагни светскую львицу, писательницу и музыкантшу писали многие, она была путеводной звездой для поэтов и музыкантов того времени. Жертвой ее обаяния стал и Мунк. Она была легкой в отношениях и дарила ему быструю, почти невесомую любовь. Но в 1898 году в его жизнь пришла настоящая страсть.
Матильда (Тулла) Ларсен была молода, богата, хороша собой. Мунк был счастлив с ней, как никогда и ни с кем. Но через несколько лет его чувства к Тулле стали остывать Почувствовав, что Эд уже не тот, Тулла занялась суицидальным шантажом.
Отношение к смерти у Эдварда было особенным. Он умолял Туллу ничего с собой не делать, отношения возобновлялись, потом они расходились вновь и шантаж усиливался. А потом Тулла решила сыграть ва-банк. Друзья Мунка ей подыграли, инсценировав ее смерть.
Художник страшно переживал, что стал причиной гибели бывшей возлюбленной. На пике переживаний обман раскрылся, и Мунк воспринял эту историю как предательство. Он надломился, обмана простить не смог, и с этого момента в нем стала развиваться болезненная подозрительность, сверхопасения, связанные с любыми отношениями. Разбирались в его состоянии в специальной клинике для душевнобольных. Он вышел оттуда спокойным и с новой манерой рисования.
Уединившись на вилле, он начал писать жестче, грубыми мазками. Под 70 лет у Мунка произошло кровоизлияние в глаз; выжить он выжил, но художником быть практически перестал
Началась Вторая мировая, оккупировавшие Норвегию немцы активно тащили Мунка под свои знамена, называя его «чисто нордическим» художником, но потом причислили его к числу художников, представляющих «дегенеративное искусство».
Мунку было все равно, но последние годы он прожил в страхе перед арестом и конфискацией картин. Через месяц после того как ему исполнилось 80, Эдвард Мунк скончался. Существо на мосту больше не кричало. Оно закрыло глаза руками и затихло навсегда.
О ЧЕМ ЖЕ КРИЧИТ ОДИНОКИЙ СИЛУЭТ НА КАРТИНЕ. Для одних, картина «Крик» являет собой символику чистого ужаса. На полотне видно существо, отдаленно напоминающее человека, извивающееся подобно червю и имеющее только широко открытые глаза и рот. При этом крик издает не фигура, а сама природа, персонаж закрывает уши, спасаясь от этого звука.
Такая интерпретация связана с дневниковыми записями Эдварда Мунка, датированными 18901892 годами. Предположительно, во время прогулки с друзьями он стал свидетелем редкого атмосферного явления перламутровых облаков. Последствие извержения Кракатау в Индонезии настолько потрясло художника, что он оставил в своем дневнике следующие строки:
«Небо вдруг стало кроваво-алым
Я оперся на изгородь и смертельно усталый смотрел
На пламенеющие облака, как кровь и меч над городом над иссиня-черным фьордом и городом
Мои друзья ушли; я стоял там, дрожа от ужаса, и
Почувствовал этот мощный, бесконечный крик силы природ» (орфография и пунктуация автора сохранены ).
Впрочем, не все связывают «Крик» Эдварда Мунка с ужасом. Мунк художник-символист и принадлежит этому жанру. В «Крике» не стоит искать метафоры и значения в обыденном плане. Одной из главных особенностей Мунка как живописца является то, что в своем жанре он открыл новый ракурс, касающийся проблем экзистенциального плана. Он оригинален не только как живописец, но и как художник-мыслитель.
Во всей остроте здесь стоит проблема человека, осознающего основное противоречие своего бытия, которое всегда конечно и исполнено мучений и страданий. Герой картины внезапно открывает это для себя, останавливается в потрясении, и его душа, и он сам издают этот крик.
Искусство всегда говорило о человеке, о жизни и смерти, но делало это по-разному. Но такая правдивость, с которой художник ставит перед зрителем экзистенциальные проблемы страха, безусловно обладает огромной новизной.
Представляя себе экзистенциальные ужасы, которыми наполнена работа Мунка, многие задаются вопросом, а не способна ли картина повредить психическому здоровью окружающих. Полотно «Крик» некоторые люди называют проклятым и в доказательство приводят массу фактов. Так, каждый раз, когда полотно падало, начинались проблемы у тех, кто в этом был виновен. Сотрудник, коснувшийся картины, вскоре сгорел на пожаре. А кто-то после подобной «провинности» попал в аварию и потерял «те самые пальцы».
Клинические психологи считают, что от разового лицезрения полотна вы вряд ли захотите немедленно бежать записываться на прием к психиатру. За детей родители могут не беспокоится. Им не столько важно то, что они видят, так как система оценок еще не «настроена». Увидев «Крик», они не знают, страшная она или нет. Если только родители им не объяснят. А вот взрослые, не обязательно с расшатанной психикой, но и в периоды личностных кризисов, способны попасть под влияние. Если на таком контенте останавливать внимание регулярно, то произойдет «научение» нашего бессознательного, и оно начнет подталкивать нас к похожим образам.
Говоря о психическом состоянии самого Мунка, психологи подчеркивают, что с творческими людьми сложно что-то утверждать конкретно, лучше обратить внимание не на творчество, а на поступки художника. Если человек отрезает себе ухо ради создания автопортрета, то с ним определенно что-то не в порядке. А если творец рисует будоражащие образы, то это вполне может быть попыткой эпатировать публику, дать то, чего она еще не видела.

ОДИНОКИЙ КРИК ЭДВАРДА МУНКА Эдвард Мунк написал одну из самых удивительных картин XIX века: «Крик» остается загадкой для исследователей и поклонников его творчества. Кристиан Мунк, отец будущего

ОДИНОКИЙ КРИК ЭДВАРДА МУНКА Эдвард Мунк написал одну из самых удивительных картин XIX века: «Крик» остается загадкой для исследователей и поклонников его творчества. Кристиан Мунк, отец будущего

 

ОДИНОКИЙ КРИК ЭДВАРДА МУНКА Эдвард Мунк написал одну из самых удивительных картин XIX века: «Крик» остается загадкой для исследователей и поклонников его творчества. Кристиан Мунк, отец будущего

ОДИНОКИЙ КРИК ЭДВАРДА МУНКА Эдвард Мунк написал одну из самых удивительных картин XIX века: «Крик» остается загадкой для исследователей и поклонников его творчества. Кристиан Мунк, отец будущего

ОДИНОКИЙ КРИК ЭДВАРДА МУНКА Эдвард Мунк написал одну из самых удивительных картин XIX века: «Крик» остается загадкой для исследователей и поклонников его творчества. Кристиан Мунк, отец будущего

.

 

Предыдущая запись Закат над облаками, Австралия
Следующая запись Во времена правления королевы Виктории уровень детской смертности был довольно высоким

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *