КУПЕР ФИПС КОЛЬЗ: ОТЕЦ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН. ЧАСТЬ 2

КУПЕР ФИПС КОЛЬЗ: ОТЕЦ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН. ЧАСТЬ 2 «Принц Альберт» и «Ройял Соверен» В 1860 году, ещё до испытаний «Трасти», Кольз предложил Адмиралтейству проект перестройки старого линейного

«Принц Альберт» и «Ройял Соверен»
В 1860 году, ещё до испытаний «Трасти», Кольз предложил Адмиралтейству проект перестройки старого линейного корабля в броненосец с десятью башнями, в каждой из которых размещались бы два больших орудия. Поначалу идея была отвергнута, но в самом начале 1862 года, ещё до боевого дебюта «Монитора», Адмиралтейство решило в порядке эксперимента построить башенный броненосец для береговой обороны, а самого Кольза приняли на службу в Адмиралтейство в качестве консультанта.
Новый корабль получил имя «Принц Альберт» в честь покровителя Кольза, умершего в 1861 году. Его заложили на лондонской верфи братьев Самуда 29 апреля 1862 года, и при нормальном водоизмещении около 4000 т он должен был нести шесть одноорудийных башен с 68-фунтовыми гладкоствольными орудиями, размещённых в диаметральной плоскости. Проектированием корабля ведал главный строитель британского флота сэр Айзек Уотс, а разработка башен возлагалась на Кольза.
Почти сразу же после начала постройки проект начал подвергаться изменениям. Сначала орудия заменили на более тяжёлые 7-дюймовые нарезные дульнозарядные, а число башен сократили до пяти. Затем было решено установить на корабле 9-дюймовые орудия самые мощные из стоявших на вооружении британского флота. Для экономии веса число башен уменьшили до четырёх.
В итоге корабль спустили на воду лишь через 25 месяцев после начала постройки 23 мая 1864 года, а окончательно завершили ещё почти через два года 23 февраля 1866 года. При водоизмещении 3687 т он обошёлся в 200 000 фунтов стерлингов, его борт защищался бронеплитами толщиной до 114 мм на 18-дюймовой тиковой подкладке. Башни весом по 111 т были укрыты 127-мм бронеплитами на 14-дюймовой подкладке, в лобовой части плиты были двойными. В отличие от американских мониторов, башни не имели парового привода: специальная команда из 18 моряков с помощью шестерёнчатого механизма полностью разворачивала башню за одну минуту. Палуба прикрывалась 19-мм бронёй, а общий вес брони составлял 879 т.
Вопреки желанию Кольза броненосец получил лишь две мачты и только косые паруса, максимальная скорость под машиной составляла 11 узлов. При высоте борта 2 м корабль не имел полубака, а для увеличения мореходности были устроены полутораметровые металлические фальшборты, откидывавшиеся при стрельбе.
К моменту завершения строительства «Принца Альберта» он был уже далеко не единственным кораблём с башнями системы Кольза. После боя на Хэмптонском рейде башенные корабли оказались в центре внимания общества и прессы, и изобретение Кольза внезапно вошло в моду. Уже 4 апреля 1862 года британское Адмиралтейство вспомнило и о предыдущей идее Кольза переделке в башенный старого линейного корабля.
Для эксперимента был выбран линкор «Ройял Соверен», заложенный ещё в 1849 году, позднее оснащённый паровой машиной, а теперь числившийся в резерве. Было решено в качестве эксперимента переоборудовать его по предложенной Кользом схеме: срезать борта до уровня 2,5 м над водой и установить четыре башни.
Переделка завершилась быстрее, чем шло строительство «Принца Альберта», и уже 20 августа 1864 года новый броненосец был готов к испытаниям. При водоизмещении 5080 т его скорость достигала 11 узлов, весь надводный борт был забран слоем брони толщиной 140 мм на миделе, уложенной прямо поверх дубового борта, а палуба покрыта 25-мм железными листами.
Броневые башни прикрывались 140-мм бронеплитами, в передней части толщина брони усиливалась до 254 мм. Первая башня несла два 150-фунтовых (270-мм) гладкоствольных орудия и весила 152 т, остальные имели по одному орудию и весили по 137 т. В 1867 году пушки заменили на 9-дюймовые (229-мм) нарезные дульнозаряадные, но ещё 15 января 1866 года башни «Ройял Соверена» испытали обстрелом из таких же 229-мм орудий батарейного броненосца «Беллерофон». При стрельбе практически в упор снаряд смог пробить лишь 140-мм броню задней части башни, а все попадания в лоб повреждений не нанесли: башня сохранила боеспособность и могла вращаться. В июле 1867 года Кользу было позволено командовать броненосцем «Ройял Соверен» на июльском военно-морском параде в Спитхеде.
Триумф Кольза
Наконец-то Кольз обрёл признание, а его схема стала популярна правда, в первую очередь у малых стран, ставших наперебой заказывать в Англии небольшие, но хорошо защищённые башенные броненосцы. Уже в апреле 1862 года на верфи Лэйрда в Биркенхеде для флота Конфедерации (официально для Египта) были заложены броненосцы «Скорпион» и «Виверн», имевшие по две вращающиеся башни; правда, вскоре их конфисковало британское правительство. В декабре того же года для Дании на верфи «Нэйпир и сыновья» был заложен двухбашенный монитор «Рольф Краке», в апреле 1863 года верфь Харрисона в Милуолле начала постройку башенного броненосца «Аффондаторе» для Италии. В августе 1864 года всё тот же Лэйрд, активно сотрудничавший с Кользом, начал постройку для Перу однобашенного монитора «Уаскар», вооружённого двумя 254-мм нарезными орудиями; чуть позже по заказу Парагвая там же были заложены башенные мониторы «Беллона» и «Минерва».
Вопреки распространённым утверждениям, Кольз не был непосредственным строителем этих кораблей, хотя они проектировались в соответствии с его идеями и при его участии. Все броненосцы имели очень похожую схему: низкий, полностью бронированный борт и парусный рангоут. Чтобы сократить число растяжек для увеличения углов обстрела, мачты стали делать металлическими, а их основание трёхногим. Для повышения мореходности корабли, как правило, оснащались коротким полубаком и откидным фальшбортом. Их боевые возможности оказались весьма высокими (особенно с учётом небольшой стоимости), а мореходные качества в целом приемлемыми так, в 1866 году «Уаскар» пересёк Атлантику и прошёл через Магелланов пролив.
Несмотря на громкий успех, Кольз хотел большего: построить крупный мореходный броненосец с полным парусным вооружением (в те годы оно считалось необходимым для обеспечения автономности океанского корабля). Однако лорды Адмиралтейства, привыкшие к высокобортным линкорам и фрегатам, сомневались в мореходных качествах броненосцев Кольза с их низким бортом. Вдобавок Эдвард Рид, в 1863 году сменивший Айзека Уотса на посту главного конструктора британского флота, представил расчёты, согласно которым тяжёлый низкобортный броненосец с полным рангоутом будет иметь слишком малую остойчивость.
Тем временем в начале 1863 года Адмиралтейство дало Кользу разрешение на проектирование совместно с Натаниэлем Барнаби двухбашенного мореходного броненосца с полным парусным вооружением. Но в июне того же года работы были приостановлены до завершения испытаний «Ройял Соверена».
Позднее Кользу разрешили начать разработку ещё одного судна с единственной башней, и в 1865 году с помощью главного чертёжника Портсмутской верфи Джозефа Скалларда он спроектировал низкобортный однобашенный корабль. Хотя в его основе лежал ранее построенный Ридом деревянный таранный броненосец «Паллас», созданный Адмиралтейством комитет отверг проект из-за слишком малых углов обстрела, вызванных размещением рангоута. Взамен комитет предложил разработать более крупный броненосец с сокращённым рангоутом и тяжёлыми 305-мм орудиями в двух башнях.
Этот броненосец получил имя «Монарх», работу над ним поручили главному оппоненту Кольза Эдварду Риду. Рид не был в восторге от идеи комитета, поскольку считал, что океанские броненосцы должны быть чисто паровыми, однако весной 1866 года проектирование завершилось. При водоизмещении 8322 т корабль имел высокие полубак и полуют, броневой пояс толщиной до 178 мм, четыре 305-мм орудия в башнях, а также три 177-мм орудия в казематах. Башни располагались на высоте 4,4 м над водой. Броненосец был заложен в Чатэме 1 июня 1866 года, спущен на воду 25 мая 1868 года и вошёл в строй в июне 1869 года.
Кольз был ошеломлён и возмущён отказом. Пользуясь своей известностью у прессы, он развернул активную кампанию против проекта «Монарха», резко критикуя главного контролера британского флота Роберта Спенсера Робинсона, а также других членов комитета и лордов Адмиралтейства. В ответ в январе 1866 года Адмиралтейство расторгло с ним контракт как с консультантом. Кольз не успокоился, а продолжил активно рекламировать себя и свой проект башенно-парусного броненосца, используя как связи с прессой, так и знакомство с некоторыми членами парламента. Он даже издал сборник своей переписки с разными газетами и статей о проектах броненосных кораблей. Под давлением общественного мнения Адмиралтейство сдалось: с 1 марта 1866 года Кольз вновь был принят на службу в качестве консультанта. Первый лорд Адмиралтейства Хью Чайлдерс при согласии части членов Совета Адмиралтейства разрешил ему начать разработку собственного корабля как альтернативы «Монарху».
В ноябре 1866 года был завершён окончательный проект океанского броненосца водоизмещением 6960 т с полным парусным рангоутом и высотой борта всего 2,5 м. Стальные трёхногие мачты имели минимум растяжек, а для их крепления поверх башен по всей длине корабля была устроена дополнительная навесная палуба. Корабль имел бортовую броню толщиной до 203 мм, вооружался четырьмя 305-мм 25-тонными орудиями в двух башнях и двумя 177-мм орудиями в казематах. Естественно, Кольз не проектировал корабль в одиночку работа велась при помощи специалистов давно сотрудничавшей с ним фирмы «Лэйрд».
23 июля 1866 года Первый лорд Адмиралтейства сэр Джордж Пакингтон одобрил строительство корабля, при этом отметив, что ответственность за возможную неудачу ляжет на Кольза и проектировщиков Лэйрда. Броненосец, получивший имя «Кэптен», был заложен в Биркенхеде 30 января 1867 года, его стальные мачты стали самыми высокими в британском флоте.
Трагедия «Кэптена»
«Кэптен» был закончен строительством 30 апреля 1870 года, причём из-за перегрузки (вызванной прежде всего стремлением увеличить прочность рангоута) его водоизмещение выросло до 7767 т, а высота надводного борта при полной загрузке сократилась до 2 м. На проведённых в мае сравнительных испытаниях с «Монархом» оба корабля показали схожие характеристики, хорошо выдержали шторм в Ла-Манше и вызвали восхищение командующего Флотом Канала вице-адмирала Томаса Симмондса.
В июле «Кэптен» вместе с Флотом Канала совершил традиционный выход в Бискайский залив. В бухте Виго были проведены сравнительные испытания корабельной артиллерии, в которых участвовали оба башенных броненосца, а также казематный броненосец «Геркулес». Выяснилось, что башенные корабли стреляют в полтора раза медленнее и вдобавок менее точно, чем казематные; к тому же от первого залпа «Кэптен» получил крен в 20° и начал сильно раскачиваться. Этот крен обеспокоил командование: по возвращении кораблей в Портсмут 29 июля здесь состоялись испытания «Кэптена» на сопротивление крену. Расчёты по их итогам затянулись и были готовы только 23 августа: выяснилось, что критическим для корабля является крен в 21°.
Вскоре «Кэптен» вместе с объединённой эскадрой Канала и Средиземного моря под командованием адмирала сэра Александра Милна вновь вышел в поход к Гибралтару. Кольз находился на борту броненосца в качестве гостя его командира кэптена Хью Тэлбота Бургойна.
Днём 6 сентября возле мыса Финистерре у северо-западной оконечности Пиренейского полуострова эскадра попала в шторм. Волны захлёстывали низкую палубу «Кэптена», а ветер так кренил судно, что к ночи большинство парусов пришлось свернуть, оставив только фор-марсель и грот-марсель, а также передний стаксель. После полуночи корабль уже имел крен в 18°, кэптен Бургойн приказал свернуть фор-марсель и повернуть остальные паруса ребром к ветру. Моряки не успели исполнить приказ: от нового порыва ветра броненосец лёг на бок, опрокинулся и почти мгновенно затонул с большей частью своего экипажа, включая Бургойна и Кольза. Всего погибло 483 человек, а спаслись только 27 человек, сумевшие забраться в сорванную со шлюпбалок лодку.
По возвращении эскадры Милна в Портсмут для выяснения причин катастрофы был собран специальный трибунал, ставший чем-то вроде научного совещания. Из университета Глазго сюда пригласили архитектора, механика и термодинамика Уильяма Джона Рэнкина, а также физика Уильяма Томсона, позднее ставшего известным как лорд Кельвин. Проанализировав характеристики «Кэптена», трибунал подтвердил вывод о недостаточной остойчивости корабля. Однако, как это ни странно, главной причиной быстрой гибели «Кэптена» от порыва ветра стала излишняя прочность рангоута: он позволил парусам выдержать порыв шквала, сыграв коварную роль ветроуловителя.
Официальный вывод трибунала гласил: «Кэптен был построен из уважения к общественному мнению, выраженному в парламенте и по другим каналам, и в противоположность взглядам и мнениям Контролёра и его департамента». Таким образом, причиной трагедии стали не только амбиции Кольза, но и общественное мнение, позволившее им восторжествовать.
Купер Кольз являлся типичным изобретателем середины XIX века увлекающимся, с богатым воображением, неординарным мышлением и отсутствием практического опыта в кораблестроении, за которое он столь рьяно взялся. Помимо всего прочего, Кольз был неплохим рисовальщиком, но рисовал почти исключительно столь любимые им парусные корабли.

КУПЕР ФИПС КОЛЬЗ: ОТЕЦ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН. ЧАСТЬ 2 «Принц Альберт» и «Ройял Соверен» В 1860 году, ещё до испытаний «Трасти», Кольз предложил Адмиралтейству проект перестройки старого линейного

КУПЕР ФИПС КОЛЬЗ: ОТЕЦ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН. ЧАСТЬ 2 «Принц Альберт» и «Ройял Соверен» В 1860 году, ещё до испытаний «Трасти», Кольз предложил Адмиралтейству проект перестройки старого линейного

КУПЕР ФИПС КОЛЬЗ: ОТЕЦ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН. ЧАСТЬ 2 «Принц Альберт» и «Ройял Соверен» В 1860 году, ещё до испытаний «Трасти», Кольз предложил Адмиралтейству проект перестройки старого линейного

КУПЕР ФИПС КОЛЬЗ: ОТЕЦ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН. ЧАСТЬ 2 «Принц Альберт» и «Ройял Соверен» В 1860 году, ещё до испытаний «Трасти», Кольз предложил Адмиралтейству проект перестройки старого линейного

КУПЕР ФИПС КОЛЬЗ: ОТЕЦ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН. ЧАСТЬ 2 «Принц Альберт» и «Ройял Соверен» В 1860 году, ещё до испытаний «Трасти», Кольз предложил Адмиралтейству проект перестройки старого линейного

КУПЕР ФИПС КОЛЬЗ: ОТЕЦ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН. ЧАСТЬ 2 «Принц Альберт» и «Ройял Соверен» В 1860 году, ещё до испытаний «Трасти», Кольз предложил Адмиралтейству проект перестройки старого линейного

КУПЕР ФИПС КОЛЬЗ: ОТЕЦ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН. ЧАСТЬ 2 «Принц Альберт» и «Ройял Соверен» В 1860 году, ещё до испытаний «Трасти», Кольз предложил Адмиралтейству проект перестройки старого линейного

КУПЕР ФИПС КОЛЬЗ: ОТЕЦ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН. ЧАСТЬ 2 «Принц Альберт» и «Ройял Соверен» В 1860 году, ещё до испытаний «Трасти», Кольз предложил Адмиралтейству проект перестройки старого линейного

.

Предыдущая запись Все флаги будут в гости нам.
Следующая запись Американские старшеклассницы (1969 год)

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *