СТАЛЬНОЙ ПРИЗРАК БРЯНСКОГО ЛЕСА. СУДЬБА БЕПО 76

СТАЛЬНОЙ ПРИЗРАК БРЯНСКОГО ЛЕСА. СУДЬБА БЕПО 76 Бронепоезд, неповоротливый монстр, намертво привязанный к железной дороге, в 1941-м стал неуловимым призраком, три дня возникавшим ту тут, то там

Бронепоезд, неповоротливый монстр, намертво привязанный к железной дороге, в 1941-м стал неуловимым призраком, три дня возникавшим ту тут, то там на оккупированной территории. Огнем и внезапностью экипаж «сухопутного крейсера» нанес колоссальный урон врагу, после чего бронепоезд 76, как легендарный «Варяг» был уничтожен своим экипажем…
Бронепоезд (БЕПО) 76 был учебным. Молодые солдаты НКВД (внутренних войск) учились на нем обеспечивать безопасность мостов, переездов и других железнодорожных сооружений.
Война застала «семьдесят шестой» в Орше, и необстрелянные парнишки, толком не изучившие военную науку, сразу оказались в самом пекле. Однако, у них были хорошие учителя. Командиром бронепоезда был капитан В. А. Кононенко, комиссаром А. П. Коростелев.
Один из первых тяжелых боев случился под Минском. Тогда БЕПО-76 уничтожил 11 вражеских танков, три пулеметные точки, много живой силы противника. Известно, что комиссар и командир за эту операцию были награждены орденами Красного Знамени.
Вооружение неповоротливой машины четыре 76,2-мм короткоствольных пушки образца 1902 года да восемь зенитных установки из четырех собранных вместе «максимов» каждая. Но, похоже, отцы-командиры научили рабоче-крестьянскую молодежь умело пользоваться этим скромным арсеналом.
В самом начале октября учебный бронепоезд оказался в окружении под Брянском. Ветеран бронепоезда 76 генерал-лейтенант в отставке Б.И.Чугунов рассказывал разведывательном рейде в Комаричи: «Бронепоезд остановился в нескольких километрах от станции. Мы с замполитруком Яновым на бронированном автомобиле рванули вперед. Водитель Лексин остановил бронемашину у перрона вокзала. На станции тишина. На перроне ни души. Наконец, Янов отыскал между постройками «местное население» двух мальчишек лет семи-восьми. Судя по их настороженным и оживленным физиономиям, все новости им были известны.
А что, ребята, много здесь немцев
Да, дядя, за станцией и на переезде видимо-невидимо. И танки у них есть, и пушки, взахлеб начал один.
Их там тысячи, товарищ командир, тысячи! уточнил паренек постарше и указал в сторону переезда.
А здесь
Здесь нету никого.
Ну, спасибо! И марш домой, здесь сейчас стрелять будут.
Мальчишки поскучнели, но исчезли.
В комнате дежурного по вокзалу работали все системы связи. Звонили какие-то аппараты, телефон, мигали на пульте лампочки. По своей рации я соединился с бронепоездом, сообщил командиру обстановку.
Продолжайте наблюдение, сказал капитан В. А. Кононенко, мы сейчас подъедем».
И 76-й подъехал! На полной скорости вылетел к переезду и с расстояния в полкилометра обрушился на немецкую колонну. Подбитых танков и бронемашин никто не считал били как на учениях, без промаха.
Чугунов вспоминал «Фашисты до первых наших залпов двигались довольно беспечно, чувствовали себя в полной безопасности и не ожидали нападения, а тут бронепоезд! Гитлеровцы выскакивали из грузовиков, метались, не понимая, откуда летят снаряды. Наши артиллеристы стреляли быстро и точно. Особенно отличался наводчик сержант Жуков. Невысокого роста, худощавый паренек, буквально волчком вертелся у орудия и успевал сделать выстрел раньше других артиллерийских расчетов. В азарте боя мы не сразу заметили, что фашисты, оправившись от растерянности, пристрелялись и начали накрывать нас огнем своих танков. Командир отвел бронепоезд назад. Затем мы еще раз повторили налет, но стрельбу уже вели с закрытых огневых позиций».
К тому времени Брянск и Орел были уже заняты врагом, и командиру бронепоезда приказали курсировать по участку Карачев Брянск уничтожать прорвавшиеся части противника. Однако, после очередного рейда, стало известно, что и Карачев захвачен гитлеровцами. Разведчики БЕПО-76 выяснили, что на карачевской станции полно вражеских эшелонов, идет непрерывная разгрузка и высадка войск. Все улицы города забиты техникой и пехотой.
И бронепоезд устроил немцам сюрприз. Подлетев к станции, он устроил настоящий ад: за короткую атаку по противнику было выпущено более 500 снарядов. Станция взвилась огненными столбами горели нефтепродукты, рвались боеприпасы.
Но все же бронепоезду пришлось отойти: четыре пушки против мощной группировки противника не самый лучший расклад.
Однако, только немцы приступили к ликвидации последствий внезапного налета, как на них снова посыпались снаряды: бронепоезд вернулся! И возвращался еще дважды. Всего четыре раза БЕПО-76 атаковал гитлеровцев, захвативших Карачев. «Уже потом, — вспоминал Чугунов, — местные жители, уходившие от оккупантов, рассказывали, что артиллерийским огнем бронепоезда на станции было разбито несколько немецких эшелонов с техникой и боеприпасами».
«На ночь мы укрыли бронепоезд в лощине у небольшого полустанка, продолжал Чугунов, Кочегары и машинисты раздобыли топливо, воду. Мы знали, что находимся в окружении. Но надеялись все-таки прорваться к своим. Поэтому постарались, чтобы бронепоезд был в полной боевой готовности.
С утра до позднего вечера группы самолетов противника беспрерывно бомбили бронепоезд. Мы отвечали огнем счетверенных пулеметных установок, вынуждая врага сбрасывать бомбы с большой высоты, что не причиняло бронепоезду серьезного вреда. Однако фашисты разрушили полотно железной дороги, маневрировать становилось все труднее».
На третий день экипажу бронепоезда удалось связаться со штабом 50-й армии. И там был отдан приказ: бронепоезд взорвать, экипажу пробиваться из окружения.
Бойцы вынули из орудий замки, разбили пулеметы, облили бензином и подожгли броневагоны. В топку паровоза машинисты бросили связку гранат, а затем подорвали вспомогательные платформы»

СТАЛЬНОЙ ПРИЗРАК БРЯНСКОГО ЛЕСА. СУДЬБА БЕПО 76 Бронепоезд, неповоротливый монстр, намертво привязанный к железной дороге, в 1941-м стал неуловимым призраком, три дня возникавшим ту тут, то там

СТАЛЬНОЙ ПРИЗРАК БРЯНСКОГО ЛЕСА. СУДЬБА БЕПО 76 Бронепоезд, неповоротливый монстр, намертво привязанный к железной дороге, в 1941-м стал неуловимым призраком, три дня возникавшим ту тут, то там

СТАЛЬНОЙ ПРИЗРАК БРЯНСКОГО ЛЕСА. СУДЬБА БЕПО 76 Бронепоезд, неповоротливый монстр, намертво привязанный к железной дороге, в 1941-м стал неуловимым призраком, три дня возникавшим ту тут, то там

СТАЛЬНОЙ ПРИЗРАК БРЯНСКОГО ЛЕСА. СУДЬБА БЕПО 76 Бронепоезд, неповоротливый монстр, намертво привязанный к железной дороге, в 1941-м стал неуловимым призраком, три дня возникавшим ту тут, то там

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *