СОЛОМОН МАЙМОН. МЯТЕЖНЫЙ ДУХ ФИЛОСОФА.

СОЛОМОН МАЙМОН. МЯТЕЖНЫЙ ДУХ ФИЛОСОФА. Проделав самостоятельный путь из польского местечка до Берлина, от подающего великие надежды молодого талмудиста до философа, сподвижника Иоганна Фихте и

Проделав самостоятельный путь из польского местечка до Берлина, от подающего великие надежды молодого талмудиста до философа, сподвижника Иоганна Фихте и Иммануила Канта, Маймон оставил, помимо большого философского наследия, удивительные воспоминания, которые не только стали важнейшим документом в изучении быта и нравов Польши и евреев Восточной Европы, но и являются без преувеличения гимном Просвещению и силе человеческого духа.
Соломон Маймон (нем. Salomon Maimon, ивр. שלמה מימון; между 1751 и 1754 22 ноября 1800) немецкий философ еврейского происхождения, критик Канта. Будучи самоучкой, сумел войти в высшую интеллектуальную элиту Германии. Был единственным из оппонентов Канта, критику которого Кант одобрил.
В 1780 г. в берлинском салоне Генриетты Герц, жены известного врача-еврея Маркуса Герца, появился своеобразный молодой человек, который был полной противоположностью богатой и удачливой семье Герц. Это был выходец из Литвы Соломон Маймон.
Маркус Герц писал о нем своему учителю Иммануилу Канту: «Господин Соломон Маймон, ранее один из неотесанных польских евреев, благодаря своему уму и прилежанию стал через несколько лет очень сведущ в различных науках, а в последнее время особенно в Вашей философии или, по меньшей мере, усвоил Ваш способ философского мышления, что позволяет мне утверждать, что он является одним из очень немногих жителей Земли, которые Вас понимают».
Вместе с письмом Герц послал Канту сочинение Маймона «Опыт трансцендентальной философии». Кант высоко оценил сочинение, отметив, что лишь немногие обладают таким же глубоким взглядом на природу вещей, как Маймон.
Соломон Маймон (собственно Соломон бен Йошуа) родился в 1753 г. в местечке Мирц в бедной семье набожных восточноевропейских евреев, испытывавших постоянную материальную нужду и живших в вечном страхе перед погромами. В 11 лет он был уже женат, а в 14 стал отцом.
С юных лет он уже считался тонким знатоком Талмуда и Каббалы. Он готовил себя к профессии раввина, зарабатывал в своем местечке на жизнь частными уроками и посвятил себя изучению Священных Книг.
Внезапно, без видимых внешних причин (по некоторым сведениям он был изгнан еврейской общиной за богохульство), Маймон бросил жену и детей, покинул родные места, перебрался в Германию и безуспешно пытался получить разрешение на пребывание в Берлине.
После того, как его отказались оставить в Берлине, Маймон вел бродячую жизнь нищего в Голландии и Северной Германии и в течение двух лет получал в Альтоне гимназическую стипендию, которая должна была бы способствовать его обращению в христианство. Но этого обращения не произошло. Гимназия была последним местом официальной учебы Маймона в дальнейшем он стал изучать науки самостоятельно.
Потом он перебрался все-таки в Берлин, где и подружился с Моисеем Мендельсоном. Он пытался почти безуспешно зарабатывать на жизнь философией. Основным доходом, благодаря которому он мог, хоть в бедности и лишениях, но прожить, была финансовая помощь друзей.
Свою жизнь он красочно и с горькой иронией описал в автобиографии, которая произвела большое впечатление на Гете и Шиллера. В ней Маймон рассказал не столько о своих реальных приключениях, сколько об истории своего духовного развития.
Маймона сковывали жесткие условности, предписываемые Талмудом. Он писал: «Каждый еврей не имеет права ни есть, ни пить, ни спать со своей женой, ни даже отправлять свои естественные потребности без того, чтобы не соблюдать огромное число предписаний. Книги о забое и разделке животных (свойства ножа и исследование потрохов) могли одни составить библиотеку, которую по величине можно было бы сравнить с Александрийской… Перо выпадает из моей руки при воспоминании о том, что я и мне подобные должны были тратить лучшие годы, когда силы находятся в самом расцвете, на эти разрушающие дух занятия и ночи напролет искать смысл там, где его совсем нет, выискивать противоречия там, где их не существует, а там, где они на самом деле есть, принимать их за глубокие мысли, и с помощью длинной цепочки выводов гоняться за химерами и строить воздушные замки».
Маймон был радикальным и эксцентричным мыслителем, чьи идеи фундаментально противоречили как образу мыслей раввината, не признающего необходимости изменения религиозной практики в зависимости от изменений, происходящих во внешнем мире, так и самому строю застывших во времени религиозных ритуалов. И если Моисей Мендельсон, который первым из евреев взломал лед немецкого антисемитизма и о котором Маймон, кстати, отзывался с огромным уважением, отмечал разумность еврейской религии, то Маймон настаивал на принципе свободного, не зависящего ни от чего мышления.
Он ценил жизнь в христианском обществе за то, что именно это общество предоставляет возможность свободного изучения самых различных наук и не ограничивает человеческую мысль. Целью Маймона было изучение возможностей познания, достижение свободы духа.
В 17901795 жил под покровительством и в имениях графа А. Калкройта.
Маймон и на смертном одре утверждал, что индивидуальное бессмертие души есть лишь красивая мечта, и что он, хоть и имеет такие убеждения, находится в мире с собой. Похоронен в Глогау Историки сообщают, что похороны включали в себя элементы унижения покойного: мальчишки кидали камни в гроб с криками: «Апикойрес!» (с иврита«еретик»)…

.

Предыдущая запись На этой фотографии запечатлен панцирь черепахи Stupendemys.
Следующая запись Интересные факты про Аргентину

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *