БРЕГОНСКОЕ ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИРЛАНДИИ

БРЕГОНСКОЕ ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИРЛАНДИИ В Тринити колледже Дублина выставлены манускрипты, описывающие «Закон брегонов» или древнеирландское право - свод законов, действовавших на всём острове до

В Тринити колледже Дублина выставлены манускрипты, описывающие «Закон брегонов» или древнеирландское право — свод законов, действовавших на всём острове до вторжения англичан.
Название происходит от древнеирландского слова brithem «судья». В самих текстах обобщающее название традиционных ирландских правовых норм fénechas; иногда также употребляется термин bérla Féne «речения фениев».
Древнейшая рукопись законов, сохранившаяся до настоящего времени, относится к XII веку. Большинство рукописей датируются XIVXVI в. Современные исследования показывают, что некоторые тексты возникли уже в конце VII века.
Многие тексты до сих пор остаются не переведёнными на какой-либо другой язык.
Известны как отдельные законодательные трактаты по определённым темам (как, например, Críth Gablach, «Разветвлённая покупка» трактат, посвящённый вопросам статуса людей внутри племени), так и сборники юридических документов.
Крупнейший сборник носит название Сенхуз-мор (Senchus Már), то есть «Великая старина». По легенде, он относится к эпохе просветителя Ирландии, святого Патрика, который содействовал брегонам в составлении свода юридических обычаев страны.
В «Сенхус-мор» на первом плане ежегодные переделы пахотной земли, считавшейся в общинном владении; такое разделение существовало у кельтов в самые отдалённые времена, а в горных общинах Шотландии и Уэльса встречается и ныне.
Хотя кельты не препятствовали отдельным членам общины приобретать в личную собственность участки земли, но подворное, или хуторное, хозяйство у них не привилось, и члены семьи сообща пользовались пахотною и пастбищною землями, а также всякими продуктами в хозяйстве. Сама семья занимала общую усадебную постройку, называемую crich; несколько таких «крихов» образовывали túath (нечто вроде баронства), которые соединялись в mór túath, соответствующий отчасти русской волости.
Позднее появились главари, называемые rí («король»); сила и значение их зависела от многих причин, среди которых немаловажное значение имели fuidhir (буквально значит ломанный человек), напоминающие древнерусского изгоя. Личность, удалённая за что-нибудь из клана, а, следовательно, лишённая земельных и наследственных прав, становилась fuidhir и приискивала себе покровителя среди королей, тот давал ему участок пустующей земли, за которую изгой обязывался лично служить своему покровителю с оружием в руках.
Уже в отдалённые времена вокруг королей собирались довольно многочисленные дружины земледельцев-воинов, которые, конечно, содействовали усилению власти королей; таким образом, постепенно, возникли политически сильные короли, которых в Ирландии было пять (Ульстер, Мунстер, Коннахт, Лейнстер и Мит, принадлежащие фамилиям ОНейль (ОНил), ОБриен (ОБрайен), ОКоннор, Мак-Моруг и ОМелаглин).
Сословных степеней было несколько, но большим значением пользовались aire («благородные»), которые, согласно Senchus már и другим законодательным трактатам, должны были обладать определённым количеством скота, земледельческих орудий, домашнего скарба, наконец, определённых размеров домом с двором, площадь которого была различна для каждой сословной степени. Обыкновенно бревенчатый дом у высших классов занимал в длину 17 до 27 футов, а ширина двора определялась главою дома, который садился на порог входной двери и бросал перед собою известную тяжесть, остановка которой определяла границу.
Кроме этого у ирландцев существовали рабы, контингент которых пополнялся благодаря разбойничьим морским набегам в Шотландию, Южную Англию и Бретань; рабы обрабатывали землю, пасли стада своих хозяев и не пользовались никакими правами, пока землевладелец-дворянин не находил возможности предоставить им звание своих арендаторов, называемых также часто fuidhir.
Выше отпущенных на свободу рабов стоял класс людей, соответствующий римским клиентам, туземного происхождения и называемый faifs; за право пользования земельным участком эти faifs вносили один из трёх разрядов оброка, этот оброк состоял почти исключительно из сельскохозяйственных продуктов и только позднее перешёл на деньги.
Монетною единицею ирландцев был скот. Благосостояние свободных людей зависело главным образом от земли, а потому в законе брегонов старательно разработаны все юридические отношения к землевладению и переходу прав собственности от одного лица к другому.
Одинаково подробно, хотя не всегда ясно, рассмотрены брачные отношения; в этих делах верховная юрисдикция принадлежала римскому папе, но благодаря дальности расстояния на «Изумрудном острове» развились своеобразные отношения между мужем и женою.
В соответствии с Брегонским правом существовало десять видов брака:
1. Между партнерами равного разряда и имущества.
2. Женщина располагает меньшим имуществом.
3. Мужчина располагает меньшим имуществом.
4. Брак по любви без взаимных притязаний на имущество (при этом права детей сохранялись).
5. Брак по согласию, с целью удовлетворения физиологических потребностей. При этом мужчина и женщина не проживают под одной крышей.
6. Брак, в котором мужчина удерживает жену побежденного противника.
7. Так называемый солдатский брак, временное объединение преимущественно с целью удовлетворения физиологических потребностей.
8. Мужчина совращает женщину посредством обмана или воспользовавшись ее опьянением.
9. Брак в результате изнасилования.
10. Брак между слабоумными или безумными людьми.
Брегонскиое право рассматривало развод как вполне естественный процесс. Расторжение брака по обоюдному согласию было доступно паре вне зависимости от причин и обстоятельств. Более того, предусматривалась возможность разорвать супружеские узы в одностороннем порядке. Женщина могла потребовать расторжения брака и не быть осуждаемой окружающими, если ей не было известно о недостатках мужа, ставших причиной развода, до вступления в брак. Поводом для разрыва супружеского союза могли стать принадлежность к святому ордену, нежелание иметь детей, неспособность выполнять супружеские обязанности, импотенция, избыточный вес и другое. Помимо непристойного поведения жены причиной развода могло стать и отсутствие у нее грудного молока, необходимого для кормления потомства. При разводе имущество делилось исходя из материального вклада каждого из супругов, а также выполненной работы на благо процветания семьи.
Дети почти никогда не воспитывались дома, а отдавались за известную плату одному из бедных оброчников или арендаторов, у которого девочки оставались до 14 лет, а мальчики до 17 лет. Если ребёнок умирал ещё очень маленьким, то заменялся другим; выросший воспитанник был обязан содержать приёмных родителей до своей смерти.
Уровень образования был, конечно, невысок: девочки должны были выучиться плести корзины, молоть на ручной мельнице, печь хлеб и «обряжать» скотину; для аристократок курс ученья дополнялся искусством прясть, кроить, шить и вышивать; мальчиков учили обжигать кирпичи, обрабатывать землю и рубить дрова, а аристократам преподавали верховую езду, плаванье, метанье пращей и шахматную игру. Пища была для всех одинаковая и однообразная; одежда, выдаваемая родителями, была скромная, и только дети королей носили шёлк; за убытки, наносимые детьми, пеню, или «éric», платили приёмные родители.
Штрафы были единственным оружием в руках брегонов, которые не имели вообще возможности налагать других наказаний на виновных. Штрафы получали частично родственники пострадавшего, частично король; лицо, не имущее возможности уплатить пеню, попадало в рабство. Арест не выражался заключением в тюрьму, а виновного заковывали в кандалы. Смертная казнь за убийство свободного человека была введена позднее католическим духовенством.
Дороги, мосты, паромы и принадлежности рыбной ловли содержались на счёт общины, которая также заботилась о поддержании укреплений. Воинская повинность исполнялась всеми способными носить оружие, мужчинами и женщинами безразлично.
Относительно судопроизводства сведений сохранилось очень мало; известно только, что были различные инстанции, обвинители, или прокуроры, и защитники.

 

.

 

Предыдущая запись Смотритель переезда… 60-е
Следующая запись Я протестую

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *