ИСТОРИЧЕСКИЕ СКИФЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ СКИФЫ Малочисленность скифских археологических памятников конца VIII-VII в. до н.э. в Причерноморье ставит под сомнение формирование там исторических скифов. Трудно представить, что

Малочисленность скифских археологических памятников конца VIII-VII в. до н.э. в Причерноморье ставит под сомнение формирование там исторических скифов. Трудно представить, что появившись на Северном Кавказе, где найдено наибольшее число их ранних памятников, скифы сразу выступили самостоятельной силой в Закавказье. А ведь именно в то время они сражаются на стороне Маны и ее союзников против Ассирии.
«Я (Асархаддон, ассирийский царь 681-668 г. до н.э.), рассеял людей страны Маннеев, неусмиренных кутиев, которых побил оружием, войско Ишпакая, скифа (ашкуза), союзника, не спасшего их».
Другое дело, если скифы являлись коренными жителями Закавказья, вынужденными переселиться на Северный Кавказ. Случиться это могло в VIII в. до н. э., после того как урартский царь Аргишти (правивший в 781-760 г. до н.э.) захватил страну Апуни, построив там крепость Ирпуни (Эребуни). Древнегрузинские источники тоже связывают появление воинственных хонов поселившихся в верховьях Арагви именно с изгнанием их урартами.
Освоившись в горах Кавказа будущие скифы (фарсаги второе сословие Осетии) объединяют население кобанской археологической культуры (кусагов четвертое сословие Осетии) и переходят к завоевательным походам. Плиний, описывая народы у северных отрогов Кавказа, добавляет, что «по другим, сюда вторглись скифские племена авхеты, атернии, асампаты» истребившие танаитов и инапиев.
Подтверждение именно такого происхождения скифов находим и у Диодора Сицилийского: 2.43.(2) «Сначала они жили в очень незначительном количестве, у реки Аракса и были призираемы за свое бесславие; но еще в древности под управлением одного воинственного и отличающегося стратегическими способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежья Океана и Меотийского озера, и прочие области до реки Танаис».
Закрепившись в степях Северного Кавказа, скифы возвращаются в Закавказье вначале как союзники исторических киммерийцев. Однако вскоре их влияние здесь становится настолько значительным, что ассирийский царь Асархаддон заключает союз с царем скифов Партатуа (Прототием) сыном Ишпакая (Спарга), выдав за него дочь.
ряд ли ассирийцам понадобился союзник, проживавший где-то в степях Причерноморья. Ведь даже в случае их локализации на Северном Кавказе, скифы должны были контролировать не только горные перевалы, непроходимые зимой, но и дорогу вдоль Каспийского моря. Так что представление об исторических скифах, как жителях Причерноморских степей, следует пересмотреть.
А причиной побудившую Асархаддона изменить политику в отношении Маны и заручиться поддержкой её союзников скифов стал мятеж в областях Кар-кашши, Сапарде и Мадай, которые к 671 г. до н.э. освобождаются от ассирийской зависимости. Правителю Кар-кашши Каштарити удалось объединить мидийские племена и создать независимое государство.
С этого времени скифы становятся надежными союзниками Ассирии. И хотя их главной задачей было сдерживание антиассирийских выступлений в Урарту и Мидии, скифские отряды наверняка участвовали в большинстве войн, которые вела Ассирия. Тем более что, подчинив Египет, а позже и Элам, ей приходилось постоянно подавлять мятежи в этих странах.
Действовали скифы и самостоятельно. Возможно, первым таким походом явилось их вторжение в Лидию, правда, там скифов все еще называют киммерийцами. Причем лидийский царь Гиг понимая истинное положение дел, направил свое посольство в 664 г. до н.э. именно к наследнику Асархаддона Ашшурбанапалу. Послы передали ассирийскому царю дары и двух плененных киммерийских вождей.
Несмотря на признание зависимости от Ассирии царь Гиг не смиряется со своим положением. Он ищет союзников, одним из которых становится фараон Египта Псамметих I — его тоже тяготит зависимость от ассирийцев. Когда об этом становится известно Ашшурбанапалу, в Лидию опять вторгаются «киммерийцы», причем руководит ими Мадий, сын царя скифов Прототия (Партатуа) и родственник ассирийского царя.
Вероятно, именно во время этого похода «киммерийцы» дошли до греческих колоний на побережье Малой Азии. Во всяком случае, лидийскую столицу Сарды они разграбили основательно, неприступным остался только акрополь. В войне с ними в 652 году до н.э. погибает царь Лидии Гиг, а его сын Ардис сразу признал над собой владычество Ассирии: «Царь, которого знает бог ты! Отца моего ты проклял, и с ним случилось зло. Меня, раба, чтящего тебя, благословил, и да буду я влачить твое ярмо».
Печальная участь Лидии вынуждает Псамметиха I поспешить подтвердить свою зависимость от Ассирии. Труднее ему пришлось в 623 г. до н.э., когда сын Ашшурбанапала Син-шарру-ишкун опять пригласил на помощь своего родственника Мадия. Разгромив угрожавших Ассирии мидийцев, скифы доходят до Египта, где Псамметих первый встречает их богатыми дарами, спасая страну от разорения.
С этого момента начинается 28-летняя гегемония скифов в Передней Азии. Им платят дань Урарту, Мана, Мидия и откупается дарами Ассирия, что явно не всем там нравится. Недовольство ассирийской знати приводит к разрыву союза — иначе трудно объяснить, почему в 612 г. до н.э. Мадий не мешает мидийцам и вавилонцам овладеть Ниневией и завершить разгром Ассирии. Причем часть скифов расселяется на ассирийских землях, отошедших к Мидии, которая все так же продолжает платить им дань.
Конец владычеству скифов в Передней Азии положил мидийский царь Киаксар, убив приглашенных на пир скифских вождей. После чего мидийцы начинает отвоевывать у скифов земли Урарту и Маны, вытесняя бывших правителей ишахов (отсюда персидское название скифов — саками) во главе с сыном Мадия Ниукаром (Мукаром) в степи северного Кавказа. Причем в Закавказье союзниками мидийцев становятся потомки исторических киммерийцев, создавшие там новое царство во главе с массагетами.

.

Предыдущая запись Детские шалости, Англия, 1978г.
Следующая запись Руины старой церкви в графстве Клэр, Ирландия

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *