ДОСКА ЧИНОВНОГО РВЕНИЯ ИЛИ КТО РУКОВОДИЛ СТРОИТЕЛЬСТВОМ СЕВАСТОПОЛЯ

ДОСКА ЧИНОВНОГО РВЕНИЯ ИЛИ КТО РУКОВОДИЛ СТРОИТЕЛЬСТВОМ СЕВАСТОПОЛЯ Севастополь богат на памятники и памятные знаки. Однако далеко не все из них несут в массы «доброе, вечное». Живой пример

Севастополь богат на памятники и памятные знаки. Однако далеко не все из них несут в массы «доброе, вечное». Живой пример памятная плита на улице Сенявина.
«Эта улица названа именем Сенявина Дмитрия Николаевича, выдающегося русского адмирала, под руководством которого в 1783 году началось строительство города Севастополя».
Правда здесь только в том, что Д.Н.Сенявин действительно русский адмирал (1826 г.). Но отношение к закладке Севастополя и руководству его строительством плод фантазии заказчиков доски.
В соответствии с послужным списком адмирала: «1780 г. мая 1 произведен в мичмана. 1780 1781 г.г. на корабле «Князь Владимир» в эскадре бригадира Палибина, плавал от Кронштадта до Лиссабона и обратно. 1782 г. командирован в Таганрог.
1782 1785г.г. ежегодно плавал в Черном море. 1783 г. января 1 произведен в лейтенанты. 1785 г. командуя гальотом «Темерник», плавал между Ялтою и Севастополем. 1786 г. командуя ботом «Карабут» плавал от Севастополя до Константинополя. 1787 г. мая 1 произведен в капитан-лейтенанты. Командуя тем же ботом, плавал между Козловом и Севастополем, после чего поступил флаг капитаном к контр-адмиралу Войновичу. На корабле «Преображенье Господне» крейсировал с флотом в Черном море»
Получается, что «без году неделя» лейтенант руководил началом строительства города Севастополя, находясь при этом в составе Азовской флотилии.
На самом деле впервые Сенявин прибыл в строящийся Севастополь только в 1785 году на галиоте «Темерник», доставив военные и строительные грузы. Сам Дмитрий Николаевич об этом вспоминал: «Назначив места под строения, доставив туда надобное количество всякого рода вещей и материалов, адмирал заложил 3 числа июня месяца четыре здания. Первое часовню во имя святого Николая-чудотворца Другое дом для себя; третье пристань очень хорошую против дома своего; четвертое кузницу в адмиралтействе. Здания эти все каменные, приведены к концу весьма скоро и почти невероятно. Часовня освящена 6-го августа, кузница была готова в 3 недели, пристань сделана с небольшим в месяц, а в дом перешел адмирал и дал бал на новоселье 1 ноября. Вот откуда начало города Севастополя».
Адмирал, о котором пишет Сенявин, действительный руководитель строительства, контр-адмирал Фома Фомич Мекензи (англ. Thomas Macenzie), георгиевский кавалер, командир брандера в Чесменском сражении, шотландец по происхождению. Вице-адмирал Клокачев 8 мая 1782 года убыл в Херсон, передав корабли и руководство по началу строительства порта и крепости под начало Мекензи. То есть Фома Фомич стал первым командиром севастопольской эскадры (9 фрегатов и несколько мелких судов), порта и крепости. Эскадра перезимовала в Ахтиарской бухте и в следующем году начали строительство порта, адмиралтейства и города.
Командирами кораблей эскадры, принявших участие в закладке города-крепости и порта были: капитан 1 ранга Алексиано Панаиоти; капитаны 2 ранга П.В. Пустошкин, Д.А. Доможтров, И.М. Одинцов; капитан-лейтенанты И.С. Кусаков, А.В. Тверинов, И.П. Щербачев, С.И. Юрасов, А.Л. Симанский; лейтенанты Н.М. Ельчанинов, Ф.В. Поскочин, Н.Ф.Селиверстов, С.Г. Цвелинев, С.Ф. Филатов.
Без всякого сомнения, это были талантливые моряки и грамотные командиры. Из 14 офицеров один стал вице-адмиралом, семеро контр-адмиралами и морскими генерал-майорами, двое капитанами 2 ранга. Двое погибли в море вместе с кораблями.
Кстати, пристань существует и поныне как Графская, часовня по ветхости перестроена адмиралом Лазаревым, дом Мекензи перестроен к визиту Екатерины Великой, восстановлен после Крымской войны, стоит и поныне, встроенный в единственное здание на пл. Нахимова.
Так откуда же взялся Сенявин руководитель строительства Севастополя Ведь в Военной энциклопедии 1914 года, изданной в Санкт-Петербурге, написано: «Мекензи Фома Фомич (Томас) основатель г. Севастополя»!
А вот в Морском энциклопедическом словаре 1987 года, изданном уже в Ленинграде, Мекензи вообще не значится.
Зато историки второй половины ХХ века приложились к теме основательно. Кандидат исторических наук А.И. Неделин в книге «Севастополь» (1954) пишет: «Матросы, солдаты и приезжий люд под руководством Сенявина 3 июня 1783 г. построили первые четыре здания». Между тем, Сенявин в это время командовал галиотом «Темерник». И, как уже говорилось, прибыл в город только в 1785 году.
Да и не было «приезжего люда». Город и порт начинали строить матросы эскадры, зимовавшей в бухте. Причем Мекензи возложил ответственность за строительство жилых и служебных помещений для команды лично на командиров кораблей.
Доктор исторических наук Г.И. Веденеев в книге «Севастополь 1783 1983, страницы истории» (1983) написал: «Матросы, солдаты и приезжий люд под руководством Сенявина 3 июня 1783 г. заложили первые четыре здания» При этом ссылается на самого Сенявина. Но ведь на самом деле Дмитрий Николаевич писал совсем иное.
Но дело-то происходило в юбилейном году! Именно тогда и появилась на улице Сенявина анатационная доска. Как, впрочем, и на всех иных улицах и площадях центра города.
А реальный основатель города Ф.Ф.Мекензи скончался 10 января 1786 года. Похоронили адмирала на кургане, возвышавшимся над пресным озером в начале Южной бухты. Долгое время курган назывался Мекензиевым, но после Крымской войны его переименовали в Зеленый холм, а затем в Красную горку. Засыпано и озеро, на его месте расположено депо ж/д станции Севастополь.
У Д.Н.Сенявина была своя судьба. Участвовал в сражении у мыса Калиакрия (1791). Командовал линейным кораблем «Св. Петр» в походе русского флота во время войны с Францией (1798 1800).
Возглавлял отряд кораблей при штурме крепости на о. Св. Мавры и о. Корфу. Командовал эскадрой в Адриатической экспедиции флота (1806 1807). Командовал флотом во 2-й Адриатической экспедиции (1807), когда русский флот блокировал Дарданеллы. Громил турок в Дарданельском и Афонском сражениях. (1807). Можно сказать, блестящая карьера. Впрочем, как и у других адмиралов из когорты флотоводцев адмирала Ф.Ф. Ушакова — учителем тот был выдающимся.
Но выучка адмирала Ушакова, привыкшего брать ответственность на себя и учившего тому же своих офицеров и адмиралов, преподнесла Сенявину крупную неприятность. То, что не всегда прощалось даже гению, его ученикам не прощали никогда. В период англо-русской войны (1807 1812) в Лиссабоне англичане превосходящими силами блокировали русскую эскадру. Сенявину удалось путем переговоров добиться не пленения, а интернирования кораблей и экипажей эскадры до окончания военных действий. То есть, русская эскадра не сдалась в плен, а была временно задержана в Лиссабоне, то есть на территории нейтрального государства.
Император Александр I воспринял такой поворот событий очень болезненно и направил Сенявина командовать Ревельским портом, а по окончании войны вообще уволил от службы. При этом договор об интернировании не был расторгнут. Получается, Сенявин был прав Скорее всего. Не зря же через шесть лет отставки в 1825 году Сенявин был возвращен на службу с присвоением звания «адмирал» и назначением на должность командующего Балтийским флотом.
Вот такая история. Наверное, улицу надо было назвать улицей адмирала Мекензи, но после Крымской войны англичанину, пусть и шотландцу, пусть и заслуженному в истории героического города места не было.
Нет до сих пор.

ДОСКА ЧИНОВНОГО РВЕНИЯ ИЛИ КТО РУКОВОДИЛ СТРОИТЕЛЬСТВОМ СЕВАСТОПОЛЯ Севастополь богат на памятники и памятные знаки. Однако далеко не все из них несут в массы «доброе, вечное». Живой пример

ДОСКА ЧИНОВНОГО РВЕНИЯ ИЛИ КТО РУКОВОДИЛ СТРОИТЕЛЬСТВОМ СЕВАСТОПОЛЯ Севастополь богат на памятники и памятные знаки. Однако далеко не все из них несут в массы «доброе, вечное». Живой пример

ДОСКА ЧИНОВНОГО РВЕНИЯ ИЛИ КТО РУКОВОДИЛ СТРОИТЕЛЬСТВОМ СЕВАСТОПОЛЯ Севастополь богат на памятники и памятные знаки. Однако далеко не все из них несут в массы «доброе, вечное». Живой пример

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *