КОНСТЕБЛЬ ПОЛИЦИЯ КТО-НИБУДЬ!

КОНСТЕБЛЬ ПОЛИЦИЯ КТО-НИБУДЬ! Их видят на улицах каждый день. Они улыбаются, кивают головами. Чаще всего с ними общаются, когда нужно узнать, как пройти на ту или иную улицу, или если кто-то

Их видят на улицах каждый день. Они улыбаются, кивают головами. Чаще всего с ними общаются, когда нужно узнать, как пройти на ту или иную улицу, или если кто-то просто-напросто потерялся.
Они работники Гарды — прелестные леди и джентльмены, на плечах которых лежит нелегкое бремя охраны свобод ирландских граждан.
Как же происходило становление сил охраны правопорядка на территории Ирландии, вплоть до того момента, как была создана непосредственно Гарда
Началось все в далеком 1786-м году когда была основана Дублинская Полиция. Поначалу нововведение вызвало только смех у повидавших всякого на своем веку горожан.
Год спустя была создана служба Старых Барни, занявшаяся организацией общественного порядка на всей остальной территории Ирландии. К слову сказать, поначалу полицейским выдавали оружие, но в самом конце восемнадцатого века от этой практики отказались, так как вся работа полиции сводилась к тому, чтобы разнимать небольшие пьяные драки, расследовать мелкие кражи, да задерживать рыночных воришек. В случае же каких-то крупных беспорядков, например драки пьяных болельщиков, обычно вызывали солдат Ее Величества, имевшихся под рукой в избытке. И наука гульбанящим посуровее выходила, и солдатики жирком не заплывали…
В 1793-м году в нагрузку были сформированы отряды ополчения, в обязанности которых входила конфискация самогонки и арест запрещенных изданий. Кроме этого, каждый город старался перещеголять соседей по острову, изобретая собственные полицейские силы, и к началу девятнадцатого века ситуация стала совсем запутанной — было совершенно непонятно кто, кого и где может арестовывать, кому давать взятку, чтобы не трогали самогонку и от кого прятать подпольные газеты.
Чтобы хоть как-то прояснить ситуацию для хватающихся за голову граждан власти начинают потихоньку проводить полицейскую реформу, создав сначала Силы Сохранения Спокойствия, основу которых составили ветераны наполеоновских войн, а позже — реорганизовав их вновь, обозвав уже Районными Констеблями.
Но на этом бюрократы, конечно же, не успокоились, и в 1836-м году вся эта компания была окончательно централизована и передана под руководство Генерал-Инспектора, который сидел в Дублинском замке.
Поначалу Дублин, Дерри и Белфаст все еще использовали собственные полицейские силы, но в 1865-м всех самопальных полицейских разогнали, и Королевские Ирландские Констебли (КИК) стали нести тяжкое бремя на всей территории страны.
Английская любовь к унификации всего и вся, неуемное желание все упрощать, при этом усложняя, привела к тому, что КИК постепенно проглотили и налоговую полицию, став после этого организацией с чрезвычайно широким профилем. К середине девятнадцатого века в стране насчитывалось уже почти девять тысяч констеблей! Об их возможностях говорит хотя бы то, что они без помощи военных умудрились справится с восстанием под руководством беспокойного ОБрайана
Начало двадцатого века никак нельзя было назвать спокойным. Ни для королевских констеблей, ни для Изумрудного острова в целом. Новый виток развития националистического движения наряду с укреплением позиций юнионистов на севере
В общем работы было порядочно, так как обе противоборствующие группировки обзавелись собственными армиями, которые так и норовили собраться все в одном месте, с тем чтобы всласть пострелять друг по другу. Но, как следствие нескоординированости, переходящей в безалаберность, они никак не могли встретиться для решительного выяснения отношений и палили все больше по констеблям, которые, в свою очередь, высунув язык, гонялись по всей Ирландии за членами незаконных бандформирований.
Ситуация особо накалилась после пасхального восстания 1916-го года, завершившегося казнью зачинщиков и введением военного положения на территории Острова
Здесь тоже надо понять англичан, которые чувствовали себя обманутыми по полной программе — во-первых, в самом разгаре была первая мировая война, а тут какие-то ирлахи, одолжив у немцев двадцать тысяч винтовок, поднимают восстание в Королевском тылу! В общем ситуация складывается такая, что в 1918-м Шинн Фейн формирует собственный парламент, и в стране начинается период полной неразберихи, разгрома и многовластия. Естественно, в это мутное время за все отдуваются королевские констебли, набранные к тому времени уже из видавших кровь и нюхавших порох ветеранов Первой Мировой, которые вдруг сталкиваются с ирландской гирильей (партизанской войной).
В последующие два года потери полицейских сил составят до четырехсот убитых, что отчасти объясняется тем, что прибывшие прямо из окопов пятьминутназадсолдаты были совершенно не приучены к противодействию партизанам, и в условиях, когда из каждого окошка мог целиться снайпер, а каждая бочка самогонки могла быть заминирована, они могли мало что сделать, неминуемо подставляясь под кинжальные удары партизанских формирований и неся более чем ощутимые потери.
Отчасти такой уровень потерь объяснялся тем, что в своем стремлении вооружиться на борьбу, националисты часто атаковали казармы Королевских Ирландских Констеблей, стремясь захватить их вооружение и имеющуюся взрывчатку. К концу мая 1920-го года Шинн Фейн объявил всех Констеблей предателями и агентами иностранных держав, призвав принять участие в травле друзей и родственников самих полицейских.
Неудивительно, что в такой ситуации начались повальные увольнения из сил охраны правопорядка, а вкупе с развязанной войной против Констеблей, картина выглядела совсем удручающе. Все это вынудило лондонское правительство Ллойда Джорджа создать институт Временных Констеблей, набранных, опять же, из безработных ветеранов войны. Поскольку ничего нового и оригинального новый план правительства в ситуацию не привнес, ситуация на острове никак не изменилась — бандитизм и партизанщина крепко укрепились на острове, а ряды Констеблей стремительно редели, казалось, еще чуть-чуть и мошенников-бандитов ловить будет некому
Далее ситуация стала стремительно запутываться, так как в июне 1920 республиканцами были созданы собственные полицейские силы, которые стали действовать одновременно с Королевскими Констеблями, за которыми в свою очередь охотились Летучие Колонны Ирландской Республиканской Армии. Центральное правительство усугубило ситуацию, объявив очередной набор во Временные Констебли
Так получилось, что одновременно на территории страны действовали два набора Временных Констеблей — непосредственно Королевские Констебли (сидевшие по казармам в ожидании штурмующих республиканцев) и Республиканская Полиция, вроде бы занимавшаяся своими непосредственными обязанностями.
К ноябрю 1920-го года накал страстей достиг своего апогея, что не преминуло стать причиной трагедий и убийств. Началось все с убийства одиннадцати секретных агентов Короны, работавших под прикрытием, а продолжилось перестрелкой на стадионе Кроук-Парк, когда толпа временных констеблей открыла стрельбу по беззащитным болельщикам во время спортивного матча.
Обстановка разрядилась только к середине следующего года, когда было заключено перемирие, и начат процесс расформирования Королевских Ирландских Констеблей. Параллельно создавалась Гражданская полиция, переименованная двумя годами позже в Garda Siochana na hEireann. Именно тогда был принят на вооружение принцип невооруженной полиции, которого придерживаются в стране до сих пор.
Символично, что фактический создатель Гарды Майкл Коллинз, принявший семнадцатого августа 1922-го года ключи от Дублинского замка, что символизировало переход власти от англичан к ирландцам, был застрелен несколько дней спустя бандитами

.

Предыдущая запись Детские бутылочки-«непроливайки» каменного века
Следующая запись Тринадцатилетний мальчик на гравюре является и ее автором

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *