ЧЕТЫРЁХЭТАЖНАЯ ГЕРМАНИЯ: ВОЙНА С НЕБОСКРЁБАМИ

ЧЕТЫРЁХЭТАЖНАЯ ГЕРМАНИЯ: ВОЙНА С НЕБОСКРЁБАМИ Если подняться на смотровую площадку почти в любом немецком мегаполисе, перед глазами предстанет типичный городской пейзаж: ровное «море» 4-5

Если подняться на смотровую площадку почти в любом немецком мегаполисе, перед глазами предстанет типичный городской пейзаж: ровное «море» 4-5 этажных жилых домов, среди которого кое-где возвышаются острые шпили церквей, местная телебашня да пара редких 20-этажек. Где же зеркальные небоскрёбы Где современные здания футуристических форм, подпирающие крышами облака Где, наконец, просто многочисленные «высотки» спальных районов
…В начале XX века строительство небоскрёбов в США приняло массовый характер. Благодаря изобретению лифта с электроприводом ограничений для высоты домов больше не было, и в американские небеса одно за другим возносились знаменитые здания Вулворт-билдинг, Метлайф тауэр, Крайслер-билдинг
В Германии на подобную «архитектурную моду» смотрели скептически. В 1921 году журналист «Франкфурт Цайтунг» (Franfurter Zeitung) Зигфрид Кракауэр возмущённо писал: «Безобразие Нью-Йорка известно каждому! В этом городе повсюду стоят башни-монстры, построенные капиталистическими хищниками. Эти здания расставлены безо всякого порядка и украшены внутри и снаружи с чрезмерной и бессмысленной роскошью».
Конечно, идеология была не единственной причиной неприятий высотных зданий. У проигравшей Первую Мировую войну Германии просто не было достаточно ресурсов для возведения небоскрёбов. Если многоэтажки в Германии времён Веймарской республики и строили, то высота их редко превышала 10-15 этажей, а облик был намеренно простым и функциональным. Причём размещались в таких зданиях только государственные учреждения, фабрики, офисы и кинотеатры. Так, одно из самых высоких зданий межвоенной Германии, 65-метровый небоскрёб Borsigturm служил водонапорной башней на одноименном заводе, а в 65-метровом Hansahochhaus в Берлине размещался торгово-офисный центр.
Но жить в высотном здании Нет, такая мысль большинству немцев в голову не приходила.
Как это не удивительно, после Второй мировой войны отношение в Германии к небоскрёбам изменилось мало. Конечно, разрушенная, расколотая на ФРГ и ГДР, страна нуждалась в огромном количестве нового жилья, и многоэтажные здания стали бы быстрым и эффективном решением этой проблемы.
Но даже в регионах, ставших частью ГДР (и, соответственно, как и большинство стран коммунистического блока, более лояльно относившихся к высотному строительству), возведение многоэтажек власти разрешали нехотя. В 1947 году глава магистрата по планированию застройки Франкфурта-на-Майне Вернер Хебебранд отмечал: «Небоскрёбы ни в коем случае не должны лишать горожан воздуха и солнца. Лучше всего, если их строительство ограничится деловыми кварталами».
В западной Германии и высотным домам относились ещё негативнее: многие города (например, Гамбург и Мюнхен) решили вообще отказаться от высотного строительства и запретили возводить здания выше городской ратуши.
Конечно, из этого правила были и исключения. Один из самых впечатляющих многоэтажных комплексов Германии построили в конце 1960-70 -х годах на Лейпцигской улице (Leipziger Straße) в Восточном Берлине во многом для того, чтобы продемонстрировать преимущество советской модели экономики.
Но основная жилая и офисная застройка в Германии долгие годы ограничивалась 4-5 этажными зданиями. Если же высотный (обычно не более, чем 10-20 этажный) дом и возводили, то предназначался он чаще всего для расселения малоимущих слоёв населения.
И если в США небоскрёбы всегда были символом богатства, процветания и прогресса, то в Германии высотные здания быстро стали знаком бедности, социальных проблем и поражения во Второй мировой войне.
Когда говорят о проблемах малоэтажных городов (которые иногда ещё называет «равнинными»), на первый план выходят такие очевидные недостатки, как отсутствие доступного жилья и слишком крупный размер таких мегаполисов.
Но есть у «малоэтажности» и другие последствия.
Одно из них особенно хорошо заметно в Гамбурге, Мюнхене и Штутгарте. Эти города, которые долгое время особенно ожесточённо и успешно сопротивлялись строительству небоскрёбов, сегодня словно застыли во времени. В них практически не возникает новых архитектурных достопримечательностей разве что тогда, когда власти всё-таки решают сделать исключение и разрешить строительство небоскрёба. Так, например, произошло со знаменитой 110-метровой Эльбской филармонией (Elbe Philharmonic Hall) в Гамбурге, ставшей самым высоким зданием города. В остальном районы подобных малоэтажных немецких городов похожи на недорогой детский конструктор, составленный из почти одинаковых 4-5 этажных домов без всяких украшений на фасадах. И это легко объяснимо. Современная архитектура стремится ввысь, делая это по чисто прагматическим причинам: земля в мегаполисах стоит дорого, и инвесторы не готовы вкладываться в малоэтажные здания, которые не имеют достаточно коммерческих площадей.
А вот Франкфурт-на-Майне город особенный. Из 15 самых высоких зданий Германии 13 расположены именно здесь. 30 домов в городе имеют высоту более 100 метров, а ночные виды Франкфурта-на-Майне больше напоминают Нью-Йорк или Гонконг, чем типичный немецкий город. Местные жители даже называют его «Майн-Хеттен» (сочетание названий нью-йоркского района Манхеттен и местной реки Майн).
«Высотная» история Франкфурта-на-Майне началась сразу после Второй мировой войны. Союзническая бомбардировка превратила большую часть города в выжженную пустыню, и городское правительство приняло решение начать массовое строительство жилых высоток. Но настоящий бум высотного строительства произошёл здесь в 1970-х, когда в городе построили сразу несколько 150-метровых гигантов Westend Gate, City-Haus I и Силбертурм. Интересно, что местные жители устраивали демонстрации протеста против возведения практически любой высотки, но, поскольку Франкфурт-на-Майне располагался в Восточной Германии, большого впечатления на руководство города эти акции не произвели.
После объединения двух Германий в 1990 году, власти Франкфурта-на-Майне решили сделать небоскрёбы визитной карточкой города и главной «приманкой» для инвесторов из ФРГ. План сработал.
Ещё до наступления XXI века были построены 259-метровый Commerzban Tower, 256-метровый Messeturm, 206-метровый Westendstraße 1, 200-метровый Maintower. Благодаря небоскрёбам Франкфурт-на-Майне быстро стал банковским и выставочным центром Германии, а позже вдобавок и финансовой столицей Евросоюза.
Сейчас примеру «немецкого Нью-Йорка» следуют всё больше городов Германии: в XXI веке здания выше 100 метров уже появились в Мюнхене, Оффенбахе, Берлине, Гамбурге, Дюссельдофе, Бонне и Бременхафене.

ЧЕТЫРЁХЭТАЖНАЯ ГЕРМАНИЯ: ВОЙНА С НЕБОСКРЁБАМИ Если подняться на смотровую площадку почти в любом немецком мегаполисе, перед глазами предстанет типичный городской пейзаж: ровное «море» 4-5

ЧЕТЫРЁХЭТАЖНАЯ ГЕРМАНИЯ: ВОЙНА С НЕБОСКРЁБАМИ Если подняться на смотровую площадку почти в любом немецком мегаполисе, перед глазами предстанет типичный городской пейзаж: ровное «море» 4-5

ЧЕТЫРЁХЭТАЖНАЯ ГЕРМАНИЯ: ВОЙНА С НЕБОСКРЁБАМИ Если подняться на смотровую площадку почти в любом немецком мегаполисе, перед глазами предстанет типичный городской пейзаж: ровное «море» 4-5

 

ЧЕТЫРЁХЭТАЖНАЯ ГЕРМАНИЯ: ВОЙНА С НЕБОСКРЁБАМИ Если подняться на смотровую площадку почти в любом немецком мегаполисе, перед глазами предстанет типичный городской пейзаж: ровное «море» 4-5

ЧЕТЫРЁХЭТАЖНАЯ ГЕРМАНИЯ: ВОЙНА С НЕБОСКРЁБАМИ Если подняться на смотровую площадку почти в любом немецком мегаполисе, перед глазами предстанет типичный городской пейзаж: ровное «море» 4-5

ЧЕТЫРЁХЭТАЖНАЯ ГЕРМАНИЯ: ВОЙНА С НЕБОСКРЁБАМИ Если подняться на смотровую площадку почти в любом немецком мегаполисе, перед глазами предстанет типичный городской пейзаж: ровное «море» 4-5

ЧЕТЫРЁХЭТАЖНАЯ ГЕРМАНИЯ: ВОЙНА С НЕБОСКРЁБАМИ Если подняться на смотровую площадку почти в любом немецком мегаполисе, перед глазами предстанет типичный городской пейзаж: ровное «море» 4-5

.

 

Предыдущая запись «Положение обязывает»
Следующая запись Владимир (Мордехай-Вольф

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *