«БЕЗУМНАЯ ГРЕТА»

БЕЗУМНАЯ ГРЕТА Картина «Безумная Грета» была создана Брейгелем-старшим в годы, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше

Картина «Безумная Грета» была создана Брейгелем-старшим в годы, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше смертных казней, чем когда бы то ни было в истории страны. И Брейгель впервые в нидерландском искусстве создал композицию, в косвенной, образной форме отражающую конкретные общественные конфликты своего времени.
Притча о «Безумной Грете» (также известной, как «Сумасшедшая Мэг») была чрезвычайно популярна в Нидерландах XVI века. Об этом свидетельствует масса народных пословиц: «похитить сковороду из ада», «быть в своих латах», «взять судьбу в железные рукавицы» и «ринуться в преисподнюю со шпагой наголо».
Бедная пожилая женщина была доведена до отчаяния бедствиями войны и нищетой. Она покорно сносила пьянство мужа, который затем куда-то бесследно исчез — то ли бросил ее с кучей орущих детей на руках, то ли, упившись до чертиков, окочурился в сточной канаве. Как неизбежный удар судьбы она восприняла и гибель — одного за другим — своих детей, сражавшихся с захватчиками-испанцами.Так проходили годы ее жизни, пока одна бытовая, казалось бы, совершенно незначительная мелочь не вывела ее окончательно из себя.
Одинокая, всеми покинутая и опустившаяся Грета как-то по утру не смогла отыскать сковороду, чтобы приготовить себе поесть. И тут все, что исподволь накапливалось в ее душе многие годы, нашло выход! Она поняла, что мир будто перевернулся вверх тормашками. Все было дико, несправедливо, неправильно. Особенно — кража сковороды!
Женщина решила вернуть себе недоданное жизнью — то, чем она жертвовала для мужа и детей, не получая за это никакой благодарности. Словом, Грета решила объявить войну своей судьбе. Как и следует поступать во время сражений, она облачилась в латы и вооружилась тем, что подвернулось ей под руку. Она слышала в церкви во время проповеди, что черти поджаривают грешников в аду на больших сковородах. Вот туда-то,за столь необходимой ей кухонной посудой и направилась Грета — широким размашистым шагом! А поскольку мир перевернулся, достичь преисподней было проще простого. Для этого необходима была лишь решимость, а ее у Греты ее было с избытком.
Старуху в латах не трогали ни картины адских мучений — в жизни она и не такова навидалась, ни страшные рожи демонов — ее подвыпивший муженек с глазом подбитым в драке, мог дать фору даже самому Левиафану! Она высматривала лишь сковороды для жарки грешников, а когда увидела их, то, разбросав в разные стороны визжащих чертей, завладела столь желанной посудой и победоносно вернулась восвояси. Но, увы, подобные испытания не проходят даром — Грета лишилась остатков разума.
Голландцы к поступку Греты относились с иронией, называли воинственную старуху ведьмой, мегерой, злым привидением, но все же сочувствовали ей и даже гордились решительностью соотечественницы. В старинной литературе сохранились упоминания о стволе мощной пушки нареченной «Безумной Гретой». О ней пели в народных песенках — шванках, представляли в фарсах, рассказывали детям в сказках, а так же показывали в сериях рисунков в кунсткамерах.
Именно эту историю и живописал Питер в своей картине, добавив в нее много дополнительных деталей. Так на втором плане изображена ведьма, во всем противоположная Грете, обезумевшей от горя и нищеты. Вот как описывает ее Гершензон-Чегодаева: «Фигура эта еще более причудлива, нежели Грета. Это двуполое существо с телом женщины и мужской головой. Ведьма сидит на крыше горящего каменного дома…Сзади платье откинуто, обнажая зад с большим отверстием, сквозь которое виднеется груда монет. Правой рукой черпаком на длинной рукоятке она выгребает монеты из своего зада и сыплет их вниз, в толпу мелких женских фигурок, представленных в бурном движении. Женщины рвутся к деньгам, валтузят друг друга кулаками…»
Символика вполне понятна — в аду приходится расплачиваться сторицей за неправедно нажитые земные богатства. Хотя вряд ли это могло бы послужить успокоением для Греты осатаневшей от нищеты.
Грета продвигается к развёрстой пасти Ада через пейзаж, населённый чудовищами-грехами. На ней мужской металлический нагрудник, перчатка и шлем. В такой же военный костюм одет монстр рядом, который опускает подъёмный мост. Кинжал на боку главного персонажа картины и меч в руке может быть намёком на поговорку: «он мог бы войти в Ад с мечом в руке». В книге, опубликованной в Антверпене в 1568 году, есть пословица, которая отвечает духу панели Брейгеля: «Одна женщина производит шум, две кучу неприятностей, три ежегодный рынок, четыре ссору, пять армию, а против шести у самого Дьявола нет оружия».
Карел ван Мандер, самый ранний биограф художника, описал в 1604 году картину как «Безумная Грета, которая смотрит в жерло Ада».
Картина входила в коллекцию императора Священной Римской империи Рудольфа II, затем была вывезена шведскими войсками в 1648 году, и вновь появилась в Стокгольме в 1800-м. Коллекционер предметов искусства Фриц Майер ван ден Берг обнаружил панель в 1897 году на аукционе в Кёльне и приобрёл за копейки. Имя автора он открыл несколько дней спустя.
Сейчас шедевр входит в собрание Музея Майера ван ден Берга в Антверпене.
Многопрофильное исследование и реставрация, закончившиеся в 2018 году, выяснили, что Брейгель не писал название Dulle («безумная») на панели. Эта надпись была нацарапана позже, возможно, случайно. Эксперты также откорректировали дату создания работы цифры «1563» обнаружились после удаления нескольких слоёв перекрашиваний (ранее считалась, что картина написана в 1561-м, учитывая её близкое композиционное и стилистическое сходство с «Падением мятежных ангелов» и «Триумфом смерти»).
Открытие вызвало шквал дебатов о том, где художник воплотил эту адскую сцену в Антверпене или Брюсселе Брейгель женился на Майкен Коке, скорее всего, в Брюсселе в августе 1563, но неизвестно, когда он туда приехал. Происхождение доски также не даёт подсказок: аналогичные живописец использовал как до, так и после этой даты, и неясно, где он их покупал. Также непонятно, как долго он работал над картиной. Может, «Безумная Грета» была завершена за 4-5 месяцев до конца года уже в Брюсселе Или была готова в Антверпене ещё до переезда Или художник взял незаконченную работу в новый дом
Эти вопросы пока остаются без ответа.
Выяснилось, что, как и в других произведениях, Брейгель положил на грунт из белого мела тон из смеси мела, белого свинца и, вероятно, масла. Несмотря на масштабность и структурную сложность сцены, подмалёвок сделан экономно и точно, впоследствии мастер отклонился от первоначальной композиции лишь в нескольких местах. Традиционно и применение красок: Брейгель написал фон, оставив место для мотивов и деталей. Он, несомненно, знал, что цвета сохранят свой первоначальный блеск, если он изобразит фигуры прямо на белом, а не на окрашенном фоне. Слои краски чрезвычайно тонки не более двух в одной точке.
Ранее картина была известна мрачным странным пейзажем с темно-красным небом и штрихами коричневого цвета. Теперь выяснилось, что два тона на панели синий (смальта и азурит) и зелёный потеряли значительную часть своей интенсивности, изменив общий облик сцены. Например, платье Греты и флаг в правом верхнем углу первоначально были тёмно-синими. Однако они были выполнены смальтой, которая была дешевле и доступнее чрезвычайно дорогостоящего лазурита. Пигмент азурит (яркий зеленовато-синий) в небе и шляпе ада также потемнел. Зелёные лягушки, листва вверху слева и фигура внизу справа приобрели коричневатый оттенок.
После восстановления картина выглядит намного свежее и демонстрирует детали, которые не были видны многие годы, например, тонко выполненные шлемы и прекрасный пейзаж на заднем плане. Цветовая палитра оказалась легче и разнообразнее, мазки Брейгеля и его выдающееся мастерство проявилось вновь.

БЕЗУМНАЯ ГРЕТА Картина «Безумная Грета» была создана Брейгелем-старшим в годы, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше

БЕЗУМНАЯ ГРЕТА Картина «Безумная Грета» была создана Брейгелем-старшим в годы, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше

БЕЗУМНАЯ ГРЕТА Картина «Безумная Грета» была создана Брейгелем-старшим в годы, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше

 

БЕЗУМНАЯ ГРЕТА Картина «Безумная Грета» была создана Брейгелем-старшим в годы, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше

БЕЗУМНАЯ ГРЕТА Картина «Безумная Грета» была создана Брейгелем-старшим в годы, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше

БЕЗУМНАЯ ГРЕТА Картина «Безумная Грета» была создана Брейгелем-старшим в годы, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше

БЕЗУМНАЯ ГРЕТА Картина «Безумная Грета» была создана Брейгелем-старшим в годы, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше

БЕЗУМНАЯ ГРЕТА Картина «Безумная Грета» была создана Брейгелем-старшим в годы, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше

.

 

Предыдущая запись Самые живописные маяки России
Следующая запись Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *