АНТИЧНОЕ РИМСКОЕ СТЕКЛО

АНТИЧНОЕ РИМСКОЕ СТЕКЛО Естественная история Плиния Старшего - настоящая энциклопедия всех знаний древнего мира. Она рассказывает о движении небесных светил, о странах и народах, о животных и

«Естественная история» Плиния Старшего — настоящая энциклопедия всех знаний древнего мира. Она рассказывает о движении небесных светил, о странах и народах, о животных и растениях, о камнях и металлах, о приготовлении лекарств, о красках для живописи, о художниках и их картинах, о ремеслах и т. д. Говорится в ней, между прочим, и о том, как было открыто стекло.
Однажды, утверждает Плиний, финикийский торговый корабль, застигнутый сильной бурей, вынужден был бросить якорь в небольшой бухте. Усталые и озябшие моряки вышли на берег. Они стали искать, где бы развести костер, чтобы сварить себе похлебку и согреться. Берег был песчаный, и нигде не видно было камней, на которые можно было бы поставить котел. Тогда одному из моряков пришло в голову: нельзя ли вытащить из трюма корабля глыбы соды, которую везли на продажу, и на эти глыбы поставить котел Соду в те времена, как и сейчас, применяли при стирке белья. Кроме того, она нужна была суконщикам для смягчения шерсти, а египетским жрецам для бальзамирования трупов. На эти-то содовые глыбы и поставили финикийские моряки котел с водой. Костер получился на редкость удачный. Моряки сытно поели и легли спать. Утром, собираясь в путь, один из них разбросал тлеющие остатки костра. Вдруг он заметил в золе какие-то блестящие кусочки. Они не были похожи ни на дерево, ни на металл, ни на глину, ни на камень. Таких странных светлых кусочков не видел до тех пор ни один финикиянин. Это новое загадочное вещество по словам Плиния и было стеклом: сплавом берегового песка с содой.
Рассказ столько раз перепечатывали в книгах по истории, к нему так все привыкли, что никому не приходило в голову усомниться в его достоверности.
Распространив к началу нашей эры свою власть на почти весь тогда известный мир, Римская империя стала сосредоточием всего самого ценного, прекрасного и дорогого, что только было на ее бескрайних владениях, протянувшихся от Гибралтара до современного Ирака по широте и от Южной Шотландии до границ пустыни Сахара по долготе. Среди чудес света отнюдь не последнее место занимало стекло, точнее стеклянные изделия, украшавшие дома римского нобилитета и местной знати.
В начале I века нашей эры неизвестный нам римский мастер сделал длинную и тонкую железную трубку с небольшим расширением на конце. На другой ее конец он насадил деревянный мундштук, чтобы защитить губы от ожога. Изобретение очень простое и вместе с тем гениальное: в продолжение почти двух тысяч лет все стеклянные вещи создавались этой трубкой. Работа со стеклодувной трубкой очень напоминает выдувание мыльных пузырей через соломинку. На конец трубки набирают комок жидкого стекла. Затем начинают дуть в трубку. Комок вспучивается и постепенно превращается в стеклянный пузырь. Можно раздуть пузырь так, что стенка его станет не толще пленки мыльного пузыря. И всё же он будет прочен. Пока пузырь не остыл, ему можно придать любую форму. Достаточно малейшего прикосновения, чтобы стенка пузыря приплюснулась в этом месте. Такой она и останется, когда стекло остынет. При помощи палочек и щипцов можно из пузыря сделать любую вещь: вазу, чашу, кувшин.
Римляне варили стекло не на костре, а в стекловаренной печи, сложенной из камня. Поэтому им удавалось получать более высокие температуры чем египтянам и стекло у них плавилось уже по-настоящему, превращаясь в ослепительно сияющую жидкость. В римских домах были стеклянные кувшины для воды, масла и вина, кубки и чаши, детские рожки и другие изделия. Недорогую посуду римские стеклоделы приготовляли из зеленоватого непрозрачного стекла. Но на стол римских богачей ставилась иная посуда из бесцветного и слегка просвечивающего стекла, для которого римские мастера подбирали особо белые пески.
Римские кувшины часто украшались узкими коричневыми и серыми полосками из накладного стекла. Стеклянные змеи, обвившиеся вокруг кувшина, как бы указывали: в кувшине хранится хороший, полезный для здоровья напиток. Римские стеклодувы делали очень забавные кувшины и подобные изделия можно было сравнить со скульптурой. Но способ выделки здесь был совсем иной, чем у скульптора. Все подобные изделия выдувались стеклодувной трубкой. Но выдувались они особым способом: в металлическую форму. Такую форму приготовляли заранее. На внутренних стенках ее был вырезан нужный рисунок. Мастер, набрав на трубку стекло, засовывал ее конец в форму и начинал дуть. Стеклянный пузырь вспухал внутри металлической формы, плотно прижимался к ее стенкам. Все неровности металлической формы отпечатывались на горячем стекле. Застыв, стекло сохраняло навсегда эти очертания. Форму разнимали, извлекая готовый кувшин. Пользуясь одной такой формой, можно было изготовить множество совершенно одинаковых кувшинов.
Римляни делали также удивительно красивые сосуды из темно-синего стекла украшенные узорами из молочно-белого стекла. Сперва мастер набирал на трубку комок стекла из горшка с синим стеклом, придавал этому комку правильную форму, а потом окунал его в горшок с расплавленным белым стеклом, которое тонким слоем равномерной толщины обволакивало синее стекло и прочно к нему прилипало. Это было трудным делом, нужно было подобрать стёкла так, чтобы они расширялись от жара совершенно одинаково, иначе верхний слой непременно потрескался бы. Мастеру это удавалось, и из такого двухслойного стекла он выдувал вазу красивой формы. Но главная трудность была впереди: надо было вырезать на стекле рисунок узор. Если бы ваза была глиняная, то узор можно было бы легко вырезать острым ножом. Если бы ваза была из мрамора, рисунок можно было бы высечь резцом. Стекло, как всем известно, очень хрупко. И вот надо было выскоблить часть верхнего белого слоя, выскоблить так, чтобы из-под него местами выглянул синий слой, образовался рисунок. Это была работа необычайной трудности. Малейшая неточность чуть большее усилие, чем нужно, и треснуло бы стекло и вся работа бы погибла. Вазы с рельефными рисунками требовали изнурительного труда, искусства, осторожности. Недаром их называли даже в древнем Риме, где время текло медленно, «изделиями терпения». Знаменитый оратор древности Цицерон как-то сказал в одной из своих речей: «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом». Это было сказано не для красного словца: на самом деле стекло в Риме было всё же предметом роскоши.
Уже египтяне умели варить цветное стекло. Но римские мастера превзошли египетских, они выделывали стеклянные безделушки, похожие на самые редкие драгоценные камни, кубки,точно выточенные из целых кусков оникса, бирюзы или иных неведомых природе минералов; вазы, как будто вырезанные из драгоценного дерева тропиков, розового, красного, черного; флаконы, похожие не только по форме, но и по своему цвету на лотос, финики, виноград, апельсины, шишки пиний, всё это умели изготовлять стеклоделы, жившие две тысячи лет назад.
Источник: М. Свешников. «Тайны стекла» (изд. «Детгиз», Ленинград, 1955 г.)

АНТИЧНОЕ РИМСКОЕ СТЕКЛО Естественная история Плиния Старшего - настоящая энциклопедия всех знаний древнего мира. Она рассказывает о движении небесных светил, о странах и народах, о животных и

АНТИЧНОЕ РИМСКОЕ СТЕКЛО Естественная история Плиния Старшего - настоящая энциклопедия всех знаний древнего мира. Она рассказывает о движении небесных светил, о странах и народах, о животных и

АНТИЧНОЕ РИМСКОЕ СТЕКЛО Естественная история Плиния Старшего - настоящая энциклопедия всех знаний древнего мира. Она рассказывает о движении небесных светил, о странах и народах, о животных и

АНТИЧНОЕ РИМСКОЕ СТЕКЛО Естественная история Плиния Старшего - настоящая энциклопедия всех знаний древнего мира. Она рассказывает о движении небесных светил, о странах и народах, о животных и

АНТИЧНОЕ РИМСКОЕ СТЕКЛО Естественная история Плиния Старшего - настоящая энциклопедия всех знаний древнего мира. Она рассказывает о движении небесных светил, о странах и народах, о животных и

АНТИЧНОЕ РИМСКОЕ СТЕКЛО Естественная история Плиния Старшего - настоящая энциклопедия всех знаний древнего мира. Она рассказывает о движении небесных светил, о странах и народах, о животных и

АНТИЧНОЕ РИМСКОЕ СТЕКЛО Естественная история Плиния Старшего - настоящая энциклопедия всех знаний древнего мира. Она рассказывает о движении небесных светил, о странах и народах, о животных и

АНТИЧНОЕ РИМСКОЕ СТЕКЛО Естественная история Плиния Старшего - настоящая энциклопедия всех знаний древнего мира. Она рассказывает о движении небесных светил, о странах и народах, о животных и

АНТИЧНОЕ РИМСКОЕ СТЕКЛО Естественная история Плиния Старшего - настоящая энциклопедия всех знаний древнего мира. Она рассказывает о движении небесных светил, о странах и народах, о животных и

АНТИЧНОЕ РИМСКОЕ СТЕКЛО Естественная история Плиния Старшего - настоящая энциклопедия всех знаний древнего мира. Она рассказывает о движении небесных светил, о странах и народах, о животных и

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *