СТАРИННЫЕ ПОРЯДКИ КАЗАЧЬЕЙ ОБЩИНЫ.

СТАРИННЫЕ ПОРЯДКИ КАЗАЧЬЕЙ ОБЩИНЫ. Гордые казаки, делом подтверждавшие свои слова, жили по собственному кодексу, а все попытки заставить их подчиняться другим правилам, расценивались ими как

Гордые казаки, делом подтверждавшие свои слова, жили по собственному кодексу, а все попытки заставить их подчиняться другим правилам, расценивались ими как унижение. Кроме того, позором покрывал себя тот казак, кто отказывался следовать честному и храброму бытию в рамках общины.
Кубанские казаки
Большим оскорблением для принадлежавших воинскому сословию кубанских казаков было услышать в свой адрес обращение «мужик». Дистанцируясь от мужиков-землепашцев, привыкших гнуть спину на помещиков, свободолюбивые подневольные казаки ненавидели это слово, предпочитая, чтобы их называли «мужчинами» или «братцами». Если же кто-нибудь оговаривался по незнанию, то тут же следовал ответ: «Мужики в лаптях, а казаки в лампасах!», после чего желательно было извиниться за причиненную обиду.
Донские казаки
Изначально казацкое общество состояло практически из одних мужчин. Поэтому вопрос с женщинами был для них очень актуален.
Выручали постоянные набеги на соседей, прежде всего на Турцию. Несмотря на то, что Османы были злейшими врагами донцов, казаки часто брали в жены турчанок, которых смогли захватить в качестве трофеев во время набега. Смешанные браки у обитателей донских степей были в порядке вещей.
Только с 1568 по 1878 год Россия воевала с Турцией семь раз. Активными участниками всех этих конфликтов были донские казаки. И это не считая привычных набегов на турецкие владения. Так, во время атаки турецкого поселения на побережье Таганрогского залива в 1635 году, донцы захватили в плен 1735 турецких женщин. Всех их казаки позже взяли в жены.
Среди вольного народа турчанок называли ясырками, а детей, который рождались от таких смешанных браков болдырями. Отсюда, кстати говоря, и пошла фамилия Болдырев.
Охотно беря в жены турчанок, казаки избегали женитьбы на русских и украинках, которые с середины XVIII века стали активно селиться на Дону. Если же чары прелестницы оказывались сильнее и, поддавшись чувству, донец играл с ней свадьбу, то в глазах общины он и его род терял уважение. Такое унижение было основанием для осторожности в любви, которая приносила неудобства не только мужчине, но и женщине, поскольку в случае смерти мужа никто, даже его родственники, не протягивал ей руку помощи и все лишь способствовали ее удалению из станицы.
При этом жениться казаки старались рано до 20 лет, чтобы успеть обзавестись потомством до ухода на службу.
Донским казакам, беспрерывно вступавшим в конфликт с азакцами жителями города Азов, для совершения очередного военного набега на неприятеля хватало даже одного оскорбления, нанесенного врагами члену их общины. Для унижения попавшего по неосторожности в их руки донца, азакцы отстригали ему бороду и усы и в таком непотребном виде отправляли в станицу.
Вольный образ жизни донцов, имевших свой собственный независимый от государства устав, раздражал Петра I, который, желая подчинить их себе, усмирить и унизить, даровал Войску Донскому новый герб. На этом искренне ненавидимом казаками геральдическом символе император велел изобразить сидящего на винной бочке полуголого мужчину с саблей, ружьем и кальяном, поскольку точно знал, что пьянство никогда не приветствовалось на Дону.
В середине XVII веке, когда к Дону стали стекаться раскольники-староверы, остро встал вопрос с обеспечением пропитания. Присылаемая из центра продовольственная помощь не решала полностью проблемы, и тогда новоприбывшие попробовали сами заняться земледелием, что донские казаки расценили как унижение, поскольку они никогда не возделывали землю.
Привыкшие воевать, а не взращивать, донцы издали указ: «Чтобы никто и нигде хлеба не пахали и не сеяли, а если станут пахать, и тогда бить до смерти и грабить, а кто хочет пахать, те бы шли в прежние свои места, где кто и жил».
Запорожские казаки
Признанные безжалостными и оголтелыми, казаки из Запорожской Сечи применяли к провинившимся собратьям унизительные меры наказания, чтобы другим было неповадно повторять их «подвиги».
Выказывая презрение к чрезмерному увлечению алкоголем, они хоронили алкоголиков на отдельном кладбище рядом с самоубийцами, а на могиле ставили не крест, а осиновый кол, который даже после смерти казака напоминал окружающим о его неприличном образе жизни.
Запорожцы, уличенные в воровстве, приговаривались общиной к смертной казни, но прежде им три дня предстояло простоять прикованными к позорному столбу, после чего их забивали палками другие осужденные на такую же участь. Серьезным оскорблением достоинства запорожского казака было отсечение его длинного чуба-оселедца, за который, по поверью, Бог должен был вытащить его из ада за многочисленные убийства врагов.
Мужское воспитание
Воспитание будущих воинов у донцов было максимально строгим. Драться казак должен был уметь, когда еще едва начинал говорить. Как правило, мальчика учили рукопашному бою с трехлетнего возраста.
В том же возрасте казак начинал учиться верховой езде. Стрелковое оружие он изучал с семи лет, а шашку главное оружие вольнолюбивого донца с десяти. Но казаки были не только искусными воинами, но и трудолюбивыми земледельцами, поэтому мальчики работали в поле наравне со всеми уже с пяти лет.
Обереги в ушах
Серьги на мужчине обычно смотрятся противоестественно, но у донских казаков они были абсолютной нормой и имели серьезное смысловое значение. Серьга в левом ухе означала, что донец единственный сын у одинокой матери, в правом что он последний мужчина в роду. Этот элемент считался оберегом, потому как во время боя командиры старались беречь таких бойцов.
Папаха и шашка
Особый пиетет казаки испытывали к головному убору, который они носили не для тепла, а для чести. Каракулевая папаха, в силу специфичного кроя не позволявшая бойцу ходить с опущенной головой, отражала традиционное мировоззрение не гнущих ни перед кем спины казаков.
Она являлась важным атрибутом их самоопределения, а потому, сбив ее с головы, оппонент наносил служивому глубокое оскорбление. Упавшая шапка была олицетворением вызова на поединок, где обидчик мог доказать свою правоту, а казак отстоять свое доброе имя. Оберегая бойца в бою, она олицетворяла собой его мужество, мудрость и достоинство, а ее потеря сулила ему скорую смерть.
Обязательным элементом обмундирования казака была шашка, которая служила своеобразным символом всей полноты его прав. Получив ее из рук стариков в 17 лет, он должен был с честью исполнять законы казачьей общины, нарушение которых могло повлечь унизительное лишение шашки. Если «братец» раскаивался в своих деяниях, то спустя некоторое время по решению Круга ему возвращали оружие, в противном случае его изгоняли из Войска.
По кн. Василий Сухоруков «Историческое описание Земли Войска Донского» (т. 1-2, Новочеркасск, 1867-1872)

СТАРИННЫЕ ПОРЯДКИ КАЗАЧЬЕЙ ОБЩИНЫ. Гордые казаки, делом подтверждавшие свои слова, жили по собственному кодексу, а все попытки заставить их подчиняться другим правилам, расценивались ими как

СТАРИННЫЕ ПОРЯДКИ КАЗАЧЬЕЙ ОБЩИНЫ. Гордые казаки, делом подтверждавшие свои слова, жили по собственному кодексу, а все попытки заставить их подчиняться другим правилам, расценивались ими как

СТАРИННЫЕ ПОРЯДКИ КАЗАЧЬЕЙ ОБЩИНЫ. Гордые казаки, делом подтверждавшие свои слова, жили по собственному кодексу, а все попытки заставить их подчиняться другим правилам, расценивались ими как

СТАРИННЫЕ ПОРЯДКИ КАЗАЧЬЕЙ ОБЩИНЫ. Гордые казаки, делом подтверждавшие свои слова, жили по собственному кодексу, а все попытки заставить их подчиняться другим правилам, расценивались ими как

СТАРИННЫЕ ПОРЯДКИ КАЗАЧЬЕЙ ОБЩИНЫ. Гордые казаки, делом подтверждавшие свои слова, жили по собственному кодексу, а все попытки заставить их подчиняться другим правилам, расценивались ими как

СТАРИННЫЕ ПОРЯДКИ КАЗАЧЬЕЙ ОБЩИНЫ. Гордые казаки, делом подтверждавшие свои слова, жили по собственному кодексу, а все попытки заставить их подчиняться другим правилам, расценивались ими как

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *