КАК ЛЮДИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НАЗЫВАЛИ СВОЁ ВРЕМЯ

КАК ЛЮДИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НАЗЫВАЛИ СВОЁ ВРЕМЯ Средневековая хронология, в отличие от более поздних исторических традиций, ориентировалась не на цивилизационный или формационный подход, а

Средневековая хронология, в отличие от более поздних исторических традиций, ориентировалась не на цивилизационный или формационный подход, а рассматривала прошлое исключительно с религиозной точки зрения. Для людей того времени библейские легенды были неотделимы от реальных фактов. Центральным событием человеческой истории считалось рождение Христа, и именно оно являлось определяющим для периодизации.
В V веке Аврелий Августин в своём труде «О Граде Божьем» впервые выдвинул концепцию шести возрастов человечества. Каждый временной отрезок сопоставлялся с определённым этапом жизни.
Младенчество от Адама до Ноя.
Детство от Ноя до Авраама.
Отрочество от Авраама до Давида.
Юность от Давида до Вавилонского пленения.
Зрелость от Вавилонского пленения до Рождества Христова.
Старость и смерть от Рождества Христова до Второго пришествия.
Аврелий Августин считал, что современная ему эпоха является последней в земном существовании человечества и её окончание будет ознаменовано наступлением Судного дня. Вслед за этим начнётся новая, седьмая и бесконечная эра вечное Царство Божье.
Количество исторических периодов соответствовало числу дней сотворения мира. Время вечного блаженства праведников после Апокалипсиса символизировало седьмой день, в который Бог отдыхал от трудов.
В начале VII века идею деления человеческой истории по возрастам развил в своём труде «Этимологии» испанский архиепископ Исидор Севильский. Он писал, что хотя текущая эпоха и является старостью человечества, именно в это время земля «производит душу живую».
В VIII веке английский монах Беда Достопочтенный в трактате «Об исчислении времён» дополнил теорию периодизации Аврелия Августина. Он считал, что седьмая эпоха уже идёт параллельно с шестой. Это время, в которое души всех когда-либо живших на земле святых находятся в раю рядом с Христом в ожидании Страшного Суда. После конца света должна наступить восьмая эпоха невечерний день Воскресения и вечной блаженной жизни.
Беда Достопочтенный считал, что современный ему мир находится не просто в старческом состоянии, но уже пребывает в предсмертной агонии, которая вскоре должна завершиться Апокалипсисом. Возможной датой конца света он называл 725 год.
В XII веке итальянский монах цистерцианец Иоахим Флорский выдвинул новую концепцию периодизации, в которой также опирался на христианскую эсхатологию. Он разделил всю историю человечества на три эпохи.
Отца от Авраама до Иоанна Крестителя.
Сына от Рождества Христова до 1260 года.
Святого Духа с 1260 года
Иоахим Флорский полагал, что живёт в последние десятилетия эры Бога Сына, которая завершится Вторым пришествием. После конца света начнётся третья эпоха время обновления церкви и установления тысячелетнего Царства Божьего на земле.
Вплоть до времён Проторенессанса представления о текущем периоде как о предапокалиптическом оставались господствующими. В XIV веке итальянский поэт Франческо Петрарка создал новую систему деления истории, где также опирался на дату Рождества Христова. Однако эсхатологических мотивов он уже не использовал.
Петрарка разделил историю на античную и новую. Первая была дохристианской, вторая христианской. Для обозначения периода между завершением Античности и началом Возрождения Петрарка использовал термин «Тёмные века». Он считал эту эпоху временем упадка европейской цивилизации.
Затем данная концепция получила развитие в работах итальянских гуманистов. Одним из них был историк Флавио Бьондо, который в 1453 году ввёл в оборот хорошо знакомый всем термин «Средние века».
Вячеслав Бабайцев

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *