Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского

 

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его бывшего военачальника князя Андрея Курбского, продолжавшаяся в течение

Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его бывшего военачальника князя Андрея Курбского, продолжавшаяся в течение 15641579 гг., ставшая широко известной, занимала значительное место в публицистике XVI века.
История появления
Переписка завязалась после того, как Андрей Курбский в апреле 1564 года покинул Россию и уехал в Литву (в оценке причин отъезда не было единства  назывались как гонения на князя, так и государственная измена с его стороны), и написал первое письмо царю. В июле того же года царь отправил ответ  письмо достаточно большого объёма, которое Курбский оценил как «широковещательное и многошумное»; Курбский направил краткий ответ, однако не сумел доставить его в Россию, как он сам объяснял, по причине закрытия Москвой границ, и переписка прервалась. В 1577 году после похода на Ливонию царь отправил новое письмо, а в 1579 году князь составляет новый ответ и отправляет его вместе с предыдущим письмом. Всего переписка ограничилась пятью письмами. Существуют предположения, что Андрей Курбский пытался составить более обстоятельный ответ царю и даже создать на основе этого ответа литературное произведение, но не довёл эту работу до конца.
Содержание
В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского был затронут широкий круг социально-политических проблем, при этом Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития государства. Так, считается, что Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский  за повышение роли знати в управлении государством («ограниченной монархии»). Значительное место в этой переписке занимали вопросы церковно-политического характера.
Андрей Курбский обвиняет Ивана в уничтожении без вины или изгнании многих Рюриковичей и профессиональных воевод, попытках заменить этих воевод прихлебателями и маньяками, в результате чего великая армия христианская превращается в овец и зайцев, страшащихся гонимого ветром листика, имея ввиду поражения на исходе Ливонской войны. Курбский противопоставляет позднее правление Грозного с его бегством в леса от татар и разорением Москвы первому периоду правления, когда русские воеводы наносили татарам поражение за поражением на территории ханств. Курбский обращает внимание царя на то, что им, государственным мужам, не подобает браниться как простолюдины и быть многословными как бабы, тем более что письма пересылаются за границу России и могут вызывать там удивление и смех.
Иван Грозный утверждает, что «самодержавство» имеет божественное происхождение. На Русь оно привнесено князем Владимиром святым через крещение, утверждено Владимиром Мономахом, а также Александром Невским и Дмитрием Донским. Россию он именует «Российским царствием». Иван Грозный цитирует апостола Павла, что всякий противящийся власти противится Богу, а также о необходимости рабам повиноваться своим господам. Первыми разделил власть царя и священника Моисей, оставляя Аарону священодействие. Иван Грозный, ссылаясь на Послание апостола Иуды (1:22) обосновывает право царя жестко наказывать («страхом спасать») изменников и преступников, поскольку от их «лукавая умышления» страна может ввергнуться в «междоусобицы». В отличие от прочих христиан царь не обязан терпеть, когда его бьют по щеке и вправе наказывать преступников смертью.
Иван Грозный осуждает подотчётность царя «синклиту». Говоря о призвании царской власти, он пишет, что её задача «действовать страхом, запрещением и обузданием»
«Русская земля правится Божиимъ милосердиемъ, и пречистые Богородицы милостию, и всѣхъ святыхъ молитвами, и родителей нашихъ благословениемъ, и последи нами, своими государи»
Иван Грозный именует себя: великий государь, царь и великий князь всея Русии, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский и Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский, Низовской земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский и обладатель земли Лифлянская Немецкого чину, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея Сибирския земли и Северные страны.
Проблема подлинности
Существует также точка зрения (впервые выраженная Эдвардом Кинаном), согласно которой часть или все письма из переписки были написаны не Иваном Грозным и Андреем Курбским (особенно последним). В настоящий момент большинство историков отвергает эту гипотезу в целом, однако признаёт, что переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского усилиями авторов XVII века дошла до нас в довольно сильно изменённом виде.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *