ПЕРСИДСКИЙ ОРНАМЕНТ

ПЕРСИДСКИЙ ОРНАМЕНТ Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном, хотя земли, населенные древними персами, лишь весьма отдаленно совпадают с

Персия — древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном, хотя земли, населенные древними персами, лишь весьма отдаленно совпадают с границами современного Ирана. В глубокой древности таких границ просто не было в принципе. К западу от Персии расположена Месопотамия. Месопотамские государства Шумер, Вавилон, и Ассирия оказали сильное влияние на раннюю культуру Персии. И хотя персидские завоевания закончились спустя практически три тысячи лет после расцвета Месопотамии, Персия стала наследницей месопотамской цивилизации.
В персидской истории принято рассматривать три периода: Ахеменидский период, Парфянский период и период Сасанидов.
Персидский орнамент отличается отражением глубокого понимания природы и любви к ней. В персидском декоративном искусстве, в отличии от арабского и мавританского, не было запрета на изображение животных, а потому персидские мастера достигли в нем огромного совершенства.
В персидском орнаменте совмещали в одной композиции сплетения геометрических линий, стилизованные цветы и животных в динамике. Стилизованные гвоздики, анемоны, шиповник, ирисы, нарциссы и различные полевые цветы активно используются персидскими художниками в орнаментальных композициях. Из животных очень любили изображать львов, леопардов, серн, газелей, птиц, не гнушались и верблюдами, а так же слонами.
В Ахеменидский период смешивались все стили, в орнаментах господствовала эклектика. Декоративно- прикладное искусство было представлено резьбой по камню, бронзовыми фигурками, статуэтками из драгоценных металлов и ювелирными изделиями. Удивительные ювелирные изделия были обнаружены в сделанной много лет назад случайной находке, известной как Амударьинский клад.
Весь мир знает барельефы Персеполя. На них изображены цари во время торжественных приемов или цари, побеждающие мифических зверей, а вдоль лестниц в большом зале приемов царей Дария и Ксеркса выстроилась царская охрана и видна длиннющая вереница народов, приносящих дань владыке.
Знаменитая изразцовая керамика эпохи Ахеменидов ( 559 -330 гг. до н.э. ) , знаменита своими бесчисленными глазурованными панно с рельефными многоцветными орнаментами. Кстати, искусство изготовления изразцов было известно еще в Вавилоне, но в Древней Персии оно было доведено до подлинного совершенства.
Самым известным является фриз из дворца в Сузах с фигурами «бессмертных» царской гвардии в одеждах, роскошно украшенных ярким узором. Эти воины, украшающие стены дворцовых залов, должны были охранять царя в случае измены настоящей охраны. Стилистически изображения выполнены так же, как и на рельефах из камня. Внимание художника сосредоточено главным образом на одежде, разнообразие которой создает великолепный декоративный эффект. Для этих изразцов особенно характерны законченность рисунка и богатство колорита. Основными цветами были: синий, белый и зеленый.
Золотые сосуды украшали лотосами и пальметтами, расположенными парами козерогами, Иногда козерога снабжали крыльями. На золотых украшениях одежды часто встречается изображение вписанного в круг рогатого и крылатого льва с повернутой назад головой.
Парфянское искусство было еще более эклектичным, чем искусство Ахеменидского периода Для украшения использовались гипсовые фризы, резьба по камню и настенная живопись. В этот период популярностью пользовались глазурованные глиняные изделия.
В искусстве Сасанидов ( 226 — 651 гг. н.э. ) орнаментальные сюжеты редко имеют религиозный характер — по большей части они прославляют царя. В сценах охоты царь изображается невозмутимым и надменным, а животные в ужасе убегают от него, куда попало.
На серебряных бутылках можно встретить выпуклый орнамент в виде женщин — танцующих или несущих дары. На бутылках, украшенных чеканными и гравированными медальонами с изображением реальных и фантастических животных, использовались также рисунки в круге из розеток.
Ткани эпохи Сасанидов блестящим достижением искусства. Здесь использовались характерные мотивы орнамента: фантастические существа, собака-павлин « симург » , грифоны, крылатые кони ; из реальных животных — лев, козерог, кабан, петух и другие птицы.
Цветовые композиции в орнаментах строятся на мягких полутонах.
Излюбленные цвета: голубой с аквамариновым оттенком, бледно-розовый, приглушенный красный с терракотовым оттенком, блекло-синеватые, зеленоватые, охристые и т.п.
Узоры и рисунки с мотивами бута («огурец » — декоративный орнамент каплеобразной формы с заострённым загнутым верхним концом) встречается в рисунках ковров и тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. На санскрите это слово означает » огонь » , и форма, возможно, повторяет форму пламени, а вовсе не огурца.
Еще один персидский вариант названия — это пальмовый лист.
По другим версиям — это цветок хлопка или зернышко миндаля с остатком цветка, или пшеничный колос. То есть Бута — это символ плодородия, развития и бессмертия: цветок, преобразующийся на глазах в зернышко, которое в свою очередь дает начало целому растению и многим цветкам.
История древней Персии связана с историей восточного ковра. Как часто говорят про состоятельного человека: мол, «ковры у него — персидские !» . Персидские ковры — это жемчужина восточного декоративно-прикладного искусства. Искусство ковроделия передавалось от поколения к поколению и считалось самой священной семейной ценностью. Изначально ковры ткали дома для себя или в подарок. Только в III веке н. э. в мастерских и мануфактурах Персии догадались, что ковры можно продавать. Проследить историю персидского ковра — значит проследить путь развития одной из величайших в мире цивилизаций.
Многие историки сходятся на том, что изобретателями ковра были безымянные кочевники Центральной Азии. Персы умели ткать ковры еще 2400-2500 лет назад.
До наших дней дошла одна старинная ковро — легенда. Как-то раз разбойники напали на караван, с которым ехал один персидский принц. Его захватили в плен, ограбили и хотели убить. Но принца каким-то образом в своё время угораздило научится делать ковры . Он уговорил сохранить ему жизнь, пообещав разбойникам соткать чудесные ковры, что собственно и сделал. Разбойники держали его в пещере высоко в горах, подальше от посторонних глаз, а ковры выгодно продавали. Они не знали, что люди умеют «читать » по узору. С помощью орнамента принц рассказал о своих злоключениях, и вскоре пленника спасли.
Персидские ковры и в самом деле умеют говорить. Их орнамент никогда не бывает случайным — за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции культуры и искусства, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть всё.
В центре большинства персидских ковров находится основное украшение, похожее на большой раскрывшийся цветок. Это медальон. Его значение интерпретируют по-разному: всевидящее Божье око, цветок лотоса, поднимающий свое лицо к небу, и так далее. В общем медальон — символ Божественного присутствия в этом мире. Если на ковре есть медальон, все остальные детали орнамента, как правило, группируются вокруг него. Многие из этих деталей настолько важны, что постоянно повторяются в разных вариациях. Например, гул ( в переводе с фарси — цветок ) — это, по сути, стилизованная роза. В персидской культурной традиции она символизирует жизнь — прекрасную, но, увы , недолговечную. Сцены из охотничьей жизни — символ райского времяпрепровождения.
Но, пожалуй, самым древним и наиболее распространенным персидским орнаментом считается махи ( рыбы ) . Махи обрамляют традиционный персидский ромб ( херати ) и располагаются в самом центре ковровой композиции. Бывает, что целые ковры, сплошь затканные золотисто-бежевыми чешуйками, называются махи. Это текстильная иллюстрация к древнему персидскому поверью: в полнолуние озерные рыбы поднимаются к поверхности, чтобы полюбоваться светящейся водной рябью, и их блестящая в лунном свете чешуя создает на водной глади пестрый узор.
Кстати, древнейший из найденных в мире ковров, который по названию места находки получил имя « Пазырык » , относился к эпохе правления Ахеменидов.
В конце эпохи Сасанидов иранский ковер получил мировое признание и известность. В этот период иранцы увлеклись использованием изображений животных в качестве составной части ковровых узоров. Одним из самых известных ковров той эпохи является ковер « Бахрестан » , который, как гласит легенда, был соткан для Хосрова Парвиза. Его использовали по особым случаям во Дворце Мадаен до эпохи Йездигерда III. О судьбе ковра Бахарестан говорят, что во время захвата Ирана арабами он был разрезан на кусочки и растащен завоевателями.
После захвата Ирана арабами многие изящные искусства, в частности ковроткачество, поощрявшееся шахским двором, вошли в период застоя

ПЕРСИДСКИЙ ОРНАМЕНТ Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном, хотя земли, населенные древними персами, лишь весьма отдаленно совпадают с

ПЕРСИДСКИЙ ОРНАМЕНТ Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном, хотя земли, населенные древними персами, лишь весьма отдаленно совпадают с

ПЕРСИДСКИЙ ОРНАМЕНТ Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном, хотя земли, населенные древними персами, лишь весьма отдаленно совпадают с

ПЕРСИДСКИЙ ОРНАМЕНТ Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном, хотя земли, населенные древними персами, лишь весьма отдаленно совпадают с

ПЕРСИДСКИЙ ОРНАМЕНТ Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном, хотя земли, населенные древними персами, лишь весьма отдаленно совпадают с

ПЕРСИДСКИЙ ОРНАМЕНТ Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном, хотя земли, населенные древними персами, лишь весьма отдаленно совпадают с

ПЕРСИДСКИЙ ОРНАМЕНТ Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном, хотя земли, населенные древними персами, лишь весьма отдаленно совпадают с

ПЕРСИДСКИЙ ОРНАМЕНТ Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном, хотя земли, населенные древними персами, лишь весьма отдаленно совпадают с

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *