ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ КОД

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ КОД Если подразумевать под геральдикой систему условных знаков и символов, базирующуюся на оптическом восприятии объектов - элементов, имеющих свои определенные физические и

Если подразумевать под геральдикой систему условных знаков и символов, базирующуюся на оптическом восприятии объектов — элементов, имеющих свои определенные физические и геометрические параметры, то, без сомнения, геральдику можно считать наукой. Но, как ни странно, именно поэтому многие отказывают ей в праве так называться, считая, что единственная присущая ей функция — толкование символов, что, в свою очередь, весьма субъективно (главным образом потому, что интерпретаторы должны обращаться к эзотерическим знаниям). Таким образом, многие считают, что о рациональном, то есть о научном подходе и речи быть не может.
Однако они забывают, что символическое изображение — это не что иное, как визуализированное понятие, представленное в своем развитии, его изучение позволяет выявить определенные тенденции и нередко воспроизвести ход исторических событий.
Это многообразие цветов и форм символических изображений нередко служит цели воспроизведения исторических сюжетов на щитах (а также на других предметах воинского облачения: кольчугах, доспехах, флагах, попонах и т. д.). Эти изображения являются предметом научного интереса археологов и филологов; слова, их обозначающие, становятся общеупотребимыми (так распространенное слово «геральдика» произошло от названия «герольд», а слово «герб» в романо-германских языках означает не что иное, как оружие — «arme»). И поскольку щит есть вооружение (arme), пусть оборонительное, мне представляется корректным определять их вместе (arme sull’arme), то есть щит и эмблему на нем.
Существуют настоящие «генеалогические знамена», цвета и фигуры которых дают точные и нередко исчерпывающие сведения о владельце
герба. Возвращаясь к трем геральдическим кодам, обратим внимание прежде всего на цветовой код, так как он наиболее прост и поддается несложной интерпретации. Уже на этапе ознакомления с ним можно сделать для себя определенные выводы — выявить закономерности сочетания цветов и их толкование. Что касается геометрических закономерностей, или системы условных обозначений, то некоторые из них также имеют несложную трактовку, но здесь надо рассматривать каждый случай отдельно, поскольку эти толкования не распространяются на всю геральдику в целом.
Кое-кто может возразить, что восприятие цвета также весьма субъективно: у каждого индивида свое видение цвета, у любого есть любимый цвет, существуют цвета, которые нас раздражают, и т. д. Эта симпатия или антипатия нередко имеет под собой объективные основания, но верно и то, что каждый руководствуется в своем выборе цвета личными мотивами; цвета или освещение окружающей нас обстановки могут оказывать ощутимое влияние на настроение, обострять или притуплять внимание, стимулировать или тормозить мыслительные процессы, влиять на наш распорядок дня, ритмы сна и бодрствования и т. п.
Однако «простого» знакомства с хроматическим кодом недостаточно для того, чтобы заниматься геральдикой, понимать описания гербов, находить в них указания на исторические события, имеющие отношение к владельцам гербов. Необходимо уметь истолковывать значение внешних элементов герба, знать закономерности их размещения. Так, одни из них, как правило, располагаются над гербом (шлемы, шлемовые эмблемы, наметы, короны), другие — снизу и по сторонам герба (щитодержатели, всевозможные мантии, балдахины, ленты, девизы словесные и изобразительные). Внешние элементы, организованные в определенном порядке, строгом и четком, составляют подлинный регламент иерархических градаций, или степеней достоинства.
И наконец, инсигнии (знаки отличия) — родовое понятие, включающее все без исключения элементы, которые предназначались для того, чтобы сделать герб хорошо видимым как друзьями, так и врагами. В этом нет ничего странного, ведь происхождение инсигний как таковых тесно связано именно с военным делом (вспомним signa римлян). Инсигнии разных времен и народов имели различную форму, однако всегда и повсюду можно выделить два основных типа — изображение могло быть трехмерным (скульптурным), закрепленным на чем-то твердом (к примеру, римские орлы), или двумерным, помещенным на какую-то тканую основу (различные флаги, стяги, знамена, хоругви и т. д.); изображение на них не выглядело статичным. Особые эмблемы с теми же цветами, теми же фигурами и с тем же символическим значением помещались на щиты, на оружие. Подобные эмблемы могли обозначать целое военное подразделение, помогая «отличать» недругов от своих. Они помещались на корме кораблей, присваивались гильдиям и цехам, районам городов или даже целому народу.

 

.

 

Предыдущая запись Узнали Ответьте в комментариях её цитатой
Следующая запись Огненный шар сжег волосы на голове женщины, а потом к ней пришли Люди в черном

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *