ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 2

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 2 Охота на ручных слонов Первым дымы на горизонте заметил Шписс. Работавшие керосиновые двигатели U9 срочно остановили, чтобы не обнаружить себя дымом. Лодка погрузилась

Охота на ручных слонов
Первым дымы на горизонте заметил Шписс. Работавшие керосиновые двигатели U9 срочно остановили, чтобы не обнаружить себя дымом. Лодка погрузилась на перископную глубину и вскоре опознала три британских крейсера, идущих с интервалом в две мили. Рассчитав курс, скорость и вероятность отклонения, Веддиген выпустил первую торпеду с 500 ярдов (примерно 450 метров). Через 31 секунду лодку встряхнуло: торпеда попала в цель.
В 07:20 у правого борта крейсера «Абукир» прогремел сильнейший взрыв. Вода хлынула в пробоину ниже ватерлинии, и крейсер начал быстро погружаться в воду. Считая, что он подорвался на минном заграждении, капитан Джон Дрюммонд поднял сигнал «приблизиться, держаться поблизости». Крейсер начал крениться на правый борт. Когда крен достиг 20 градусов, была сделана попытка выправить корабль, затопив противоположные отсеки. Но это лишь ускорило гибель.
«Хог» подошел к «Абукиру», застопорил ход в двух кабельтовых (примерно 370 метров) и спустил шлюпки. Когда они отвалили от борта, и крейсер уже был готов снова дать ход, в него врезались сразу две торпеды, а с левой стороны на поверхность моря вдруг вылетела подводная лодка.
Торпедировав «Абукир», Веддиген и не подумал покинуть поле боя. Обойдя гибнущий броненосец, U9 оказалась всего в 300 ярдах от новой цели крейсера «Хог». Экипаж перезарядил торпедный аппарат, и в 7:55 Веддиген послал в путь две новые торпеды. Одновременно, чтобы не врезаться в собственную цель, U9 стала уходить на глубину и отрабатывать двигателями назад. Но этого маневра оказалось недостаточно. Освободившись от груза торпед, лодка выскочила на поверхность, задрав нос.
Пытаясь выровнять субмарину, Веддиген заставил команду бегать внутри корпуса, используя своих людей как подвижный балласт. В эти мгновения на U9 происходил сущий ад. Под общим весом людей нос лодки стабилизировался, но приборы тут же показали, что задирается корма, и два десятка потных задыхающихся мужчин при тусклом свете редких лампочек бросились по узкому центральному проходу в носовые отсеки.
U9 полностью потеряла управление. Переваливаясь с носа на корму, она плавала всего в трех сотнях метров от подбитого ею «Хога». Крейсер быстро тонул, но оставался на ровном киле, его орудия открыли огонь по U9. Некоторое время лодка оставалась под огнем, а потом стремительно ушла под воду. Артиллеристы «Хога» были уверены, что германская подлодка уничтожена.
«Абукир» перевернулся и затонул, почти тут же затонул и «Хог». На U9, электробатареи которой уже почти разрядились, было нечем дышать, воздух становился вязким, подводники теряли сознание. Лодка плохо слушалась рулей, тем не менее Веддиген решил атаковать вновь.
Развернувшись кормой к цели, субмарина выпустила две торпеды с дистанции 500-600 ярдов из своих задних труб по единственному уцелевшему пока крейсеру. На «Кресси» уже поняли, что имеют дело с подлодкой, и быстро засекли след торпед. Тяжелый корабль попытался уклониться от атаки, но одна из торпед все же ударила в правый борт. Повреждение оказалось не смертельным, «Кресси» сильно встряхнуло, но корабль остался на ровном киле, и его орудия немедленно вступили в бой. Огнем артиллерии крейсер накрыл место, где только что виднелся вражеский перископ.
У Веддигена оставалась еще одна торпеда. Ее зарядили в носовой аппарат. На десятиметровой глубине U9 обошла «Кресси» вокруг, поднялась на перископную глубину и ударила последней торпедой в левый борт обреченного крейсера.
Глядя в перископ, Шписс наблюдал, как «черная туча взвилась кверху, а на ее месте забил гигантский белый фонтан. Гигант медленно, всеми своими четырьмя трубами, стал ложиться на левый борт и люди, как муравьи, рассыпались по нему. Сначала сгрудились на правом борту, а потом переползли на плоский киль, пока волна не смыла их».
Понимая, что вскоре к месту гибели крейсеров подойдут жаждущие мести эсминцы, Веддиген повернул на север. Только удалившись на много миль от места трагедии, он рискнул всплыть, чтобы проветрить лодку и подзарядить батареи. Следующую ночь U9 провела затаившись на дне, где благополучно пережила довольно вялый поиск британского эсминца.
Британская версия боя 22 сентября 1914 года
Для большей объективности рассказа приведем британскую версию событий. Вот официальное донесение о гибели крейсеров командира «Кресси» Бертрана Никольсона:
«22 сентября в 7 час. 25 мин. утра Абукир во время несения дозорной службы взорвался правым бортом о торпеду. Хог и Кресси легли в дрейф. Хог стал по носу Абукира, а Кресси в 400 ярдах от левого борта. Как только мы заметили, что Абукир тонет, мы спустили с Креcси спасательные шлюпки и баркасы. В тот момент, когда к борту Кресси подходили спасательные катера, полные людей, раздался второй взрыв, и Хог пошел ко дну. По всей вероятности, торпеда взорвалась под пороховым погребом 23,4-сантиметровых орудий, помещавшимся в его корме, так как за первым взрывом сразу же раздался второй, такой же оглушительный.
Как только Хог взорвался, на поверхности, в 300 ярдах от левого борта Кресси, показался перископ подводной лодки. Мы тотчас же открыли по нему огонь и дали самый полный ход, чтобы таранить лодку.
Наш канонир Догерти заявил, что он попал cнарядом в перископ, после чего над водой показалась рубка лодки, которую он также обстрелял, и лодка пошла ко дну. Артиллерийский офицер отрицал это, но команда настаивала на правильности показания канонира и приветствовала его удачу радостными криками и рукоплесканиями. Во всяком случае вышеуказанная лодка по Кресси торпед не выпускала.
Капитан Ионсон лавировал среди утопающих с Абукира и Xoгa с целью оказания им помощи. Через пять минут по правому борту Кресси показался перископ другой лодки. Мы открыли по нему огонь и увидели на поверхности след от торпеды, выпущенной в нас на расстоянии в 500-600 ярдах. Она разорвалась у правого борта заднего мостика Кресси. Судно получило крен в 10 градусов на правый борт, но продолжало держаться на воде. Это было в 8 час. 15 мин.
Пока торпеда приближалась к нам, нам удалось закрыть все люки и водонепроницаемые переборки и выбросить за борт деревянные предметы: стулья, столы и другую мебель, как спасательные средства для утопающих. Вторая торпеда, выпущенная подлодкой, прошла мимо нас на расстоянии 20 футов от кормы. Через четверть часа после взрыва первой торпеды в Кресси была пущена третья торпеда, взорвавшаяся в 5-й кочегарке. Это было в 8 час. 30 мин.
Судно стало быстро ложиться на бок, пока не перевернулось килем вверх. В таком положении оно оставалось 20 минут. В 8 час. 55 мин. оно скрылось под водой. Большинство экипажа спаслось благодаря выброшенным нами плавающим предметам. Вторая торпеда, попавшая в «Кресси», чуть не взорвалась на своем пути об остов тонущего «Абукира». Возможно, что все три торпеды были выпущены по «Кресси» с одной и той же подводной лодки. Команда вела себя блестяще»
Оружие возмездия
Только придя на базу Веддиген узнал, что потопил не легкие крейсера класса «Бирмингем», как он все это время полагал, а тяжелые броненосные крейсера общим водоизмещением 36 тысяч тонн.
Из 2296 человек экипажей трех крейсеров погибли 62 офицера и 1397 матросов. Тяжесть потери усугублялась тем, что затонувшие крейсера были укомплектованы резервистами, в большинстве своем людьми семейными.
Когда 23 сентября U9 пришла в Вильгельмсхафен, Германия уже знала, что произошло. Подводников встречали восторженно. Отто Веддиген был награжден Железными крестами первого и второго классов, а весь экипаж Железными крестами второго класса. Позже за потопление четвертого английского крейсера Веддиген получит высший прусский орден «Голубой Макс».
U9 и ее капитан стали невероятно популярны в Германии, чем немедленно воспользовалась немецкая пропаганда. В оборот были выпущены открытки с изображением самой U9, различных этапов сражения подлодки с британскими крейсерами, портреты Веддигена и даже целая серия юмористических открыток.
В Британии потеря трех больших военных кораблей вызвала шок. Адмиралтейство, всегда с неохотой верившее очевидным фактам, настаивало, что в нападении принимали участие несколько подводных лодок. И даже когда стали известны подробности боя, лорды Адмиралтейства упорно отказывались признавать мастерство германских подводников.
Общее мнение выразил командор британского подводного флота Роджер Кейес: «В первые месяцы войны потопление надводных кораблей субмаринами было не сложнее, чем охота из засады на ручных слонов, привязанных к деревьям».
Впрочем, не все в Британии были столь заносчивы и необъективны. Военный журналист М.Ф. Рен писал: «Веддиген был лучшим из лучших немецких капитанов-подводников. Он явился причиной наших больших потерь в начале войны».
И все же главным итогом боя U9 стало не потопление трех больших, но все же устаревших английских крейсеров, а грандиозная демонстрация возможностей подводного флота. Победа U9 дала мощный импульс к развитию подводного флота. Только в одной Германии до конца войны были введены в строй 375 субмарин семи разных типов. Этому способствовала и британская блокада побережья Германии. Используя географические особенности побережья, мощному британскому флоту было нетрудно заблокировать выходы из основных портов Германии. В таких условиях субмарины становились единственным эффективным орудием ведения войны на море. Оружием возмездия.
Последний бой Отто Веддигена
Что же касается Отто Веддигена, то всего через три недели, 15 октября, в Северном море недалеко от Абердина им был потоплен четвертый британский крейсер «Хоук». Бронепалубному крейсеру класса «Эдгар» водоизмещением почти 8 тысяч тонн досталась торпеда, изначально предназначавшаяся его систер-шипу «Эндимион».
«Хоук» застопорил ход, чтобы поднять на борт почтовый катер, и начал вновь набирать скорость, когда торпеда ударила его в борт в районе передней трубы. Через восемь минут крейсер скрылся под водой. Остальные британские корабли поспешно покинули опасный район, оставив своих товарищей самостоятельно сражаться со смертью в ледяной воде. В результате из 592 моряков команды «Ястреба» спаслось лишь 70.
Погиб Отто Веддиген 18 марта 1915 года. Подводная лодка U29, которой он в то время командовал, обнаружила в Северном море крупное соединение линейных кораблей британского флота. Веддиген атаковал суперлинкор «Нептун», но так как британские суда часто меняли курс, торпеда прошла мимо. Когда U29 снова выходила на позицию для атаки, лодка была протаранена линкором «Дредноут». Тем самым «Дредноутом», что положил начало целой серии новейших суперлинкоров, закрывших эру господства броненосцев.
Вот как описывает гибель U29 британский адмирал Джон Рашуорт Джеллико: «Сначала последовала атака со стороны Веддигена на 1-ю эскадру английских линейных кораблей, шедшую зигзагообразными курсами со скоростью 15 узлов. Торпеда прошла в непосредственной близости за кормой линкора «Нептун». Командующий английским флотом приказал немедленно изменить курс на 12 градусов вправо и увеличить ход до 17 узлов, чтобы выйти из района действия подводной лодки. Несколько южнее в это время проходила 4-я эскадра линейных кораблей курсом на Ферт-оф-Морей. Она не последовала движению флагмана и тем самым приблизилась к позиции лодки. С линкора «Дредноут» увидели перископ лодки слева по носу и, дав полный ход, повернули на нее. Таранный удар удался, U-29 на несколько мгновений показалась над поверхностью, имея большой дифферент на корму, так что удалось прочесть надпись на носу, и затем быстро погрузилась».
После таранного удара лодка ушла на дно со всем экипажем
А Йоганн Шписс войну пережил. Он командовал U9, затем U19, U52 и U135. На его личном счету 41 потопленный корабль (79,5 тысячи тонн). В 1918-м Шписс вместе со своим экипажем подводников участвовал в подавлении красного мятежа в Киле. Ушел со службы в 1920 году и больше на флот не возвращался. Умер в 1972 году в Гамбурге в возрасте 84-х лет.
Итоги
В ходе Первой мировой войны британское судоходство от атак немецких подводных лодок потеряло суда общей грузоподъемностью 6 миллионов 692 тысячи тонн. Всего же в 1914-1918 годах немецкие подводные лодки уничтожили 5708 судов грузоподъемностью 11 миллионов 18 тысяч тонн. А сколько еще судов погибли на установленных ими минах! За это время немецкий подводный флот потерял 202 подлодки, 515 офицеров и 4894 матроса. Погиб каждый третий подводник Германии.
Огромные жертвы, которые понесло человечество, не стали препятствием для следующей, еще более жестокой, изощренной и разрушительной войны. В 1918 году германский флот был уничтожен союзниками. Но прошло всего двадцать лет, и новое поколение подводников Рейха принесло миру ужас и опустошение, значительно перекрыв как тоннаж уничтоженных судов, так и число погубленных человеческих жизней.

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 2 Охота на ручных слонов Первым дымы на горизонте заметил Шписс. Работавшие керосиновые двигатели U9 срочно остановили, чтобы не обнаружить себя дымом. Лодка погрузилась

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 2 Охота на ручных слонов Первым дымы на горизонте заметил Шписс. Работавшие керосиновые двигатели U9 срочно остановили, чтобы не обнаружить себя дымом. Лодка погрузилась

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 2 Охота на ручных слонов Первым дымы на горизонте заметил Шписс. Работавшие керосиновые двигатели U9 срочно остановили, чтобы не обнаружить себя дымом. Лодка погрузилась

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 2 Охота на ручных слонов Первым дымы на горизонте заметил Шписс. Работавшие керосиновые двигатели U9 срочно остановили, чтобы не обнаружить себя дымом. Лодка погрузилась

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 2 Охота на ручных слонов Первым дымы на горизонте заметил Шписс. Работавшие керосиновые двигатели U9 срочно остановили, чтобы не обнаружить себя дымом. Лодка погрузилась

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 2 Охота на ручных слонов Первым дымы на горизонте заметил Шписс. Работавшие керосиновые двигатели U9 срочно остановили, чтобы не обнаружить себя дымом. Лодка погрузилась

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 2 Охота на ручных слонов Первым дымы на горизонте заметил Шписс. Работавшие керосиновые двигатели U9 срочно остановили, чтобы не обнаружить себя дымом. Лодка погрузилась

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 2 Охота на ручных слонов Первым дымы на горизонте заметил Шписс. Работавшие керосиновые двигатели U9 срочно остановили, чтобы не обнаружить себя дымом. Лодка погрузилась

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *