ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 1

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 1 22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии произошло сражение, навсегда изменившее расстановку сил в войне на море. Германская подводная

22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии произошло сражение, навсегда изменившее расстановку сил в войне на море. Германская подводная лодка U9 под командованием капитан-лейтенанта Отто Веддигена не просто атаковала и потопила три английских броненосных крейсера «Абукир», «Хог» и «Кресси», этим боем она поставила под сомнение вековое морское господство Британии. Всего за час «владычица морей» потеряла почти в три раза больше моряков, чем во время Трафальгарского сражения, а мир узнал о новом страшном оружии, от которого, как казалось, нет спасения.
Бесполезные жестянки, воняющие керосином
В начале XX века люди представляли будущую войну совсем не такой, какой она оказалась в действительности. В воображениях военных романтиков по полям сражений должны были стремительно передвигаться лавы героической конницы, в небесах сиять серебром огромные цеппелины, а на морях и океанах господствовать белоснежные бронированные гиганты. Эти иллюзии быстро рассеялись. На суше измученные вшивые пехотинцы годами жили в грязных, залитых водой траншеях, забрасывая друг друга тысячами тонн снарядов и травя газами. В воздухе словно комары зудели крошечные бипланы, а на море На море новый век наступил, пожалуй, быстрее и нагляднее всего. За один утренний час 22 сентября 1914 года огромные, новейшие и страшно дорогие боевые корабли, считавшиеся гордостью и опорой нации, превратились в «ручных слонов», которых почти безнаказанно бьют из засады «мерзко воняющие керосином жестянки».
Есть в подводной лодке что-то притягательное и одновременно отталкивающее, как отвага смертников, презирающих рыцарские обычаи ведения боя. «Подлым и чертовски не английским оружием» назвал подводные лодки знаменитый британский адмирал Джон Джервис. Моральные издержки, но в большей степени недостаточный уровень развития техники и технологий долгое время не позволяли флотам европейских держав получить на вооружение подводную лодку, которая представляла бы собой реальное оружие.
До появления надежных и мощных двигателей внутреннего сгорания, совершенных аккумуляторов и систем регенерации воздуха подводные лодки оставались бессмысленными и опасными игрушками, чья боевая эффективность считалась ничтожной. Собственно, такими они и были, используясь в лучшем случае как подвижные минные заграждения для защиты портов.
Опыт Русско-японской войны скептическое отношение к возможностям субмарин только подтвердил. Русские подлодки «Дельфин», «Касатка», «Скат», «Налим», «Сом», «Фельдмаршал граф Шереметев» никакого влияния на ход морской войны не оказали, как и пять подводных лодок, заказанных японцами у Джона Холланда в США.
Германии не нужны субмарины
Все выше сказанное привело к тому, что накануне Первой мировой войны подводные лодки серьезным оружием не считались, и как именно их использовать, никто толком не знал. «Германии не нужны субмарины, заявлял Альфред фон Тирпиц. Мы не будем выбрасывать деньги на подводные лодки, потому что они могут плавать только у берега». «Нет морского судна, для которого более естественна стала бы оборонительная функция», соглашалось с престарелым германским адмиралом британское Адмиралтейство. Тем не менее к началу войны Британия располагала 59 (по другим данным, 68) подводными лодками, а Германия 28.
Германия начала создавать подводный флот позже большинства других стран, включая даже Турцию и Португалию. Первая немецкая серийная подлодка U1 была заложена 1 августа 1905 года на верфи Круппа и спущена на воду в декабре 1906-го.
По штатному расписанию, команда U1 состояла из 22 человек. Лодка имела водоизмещение 238/283 тонн, длину 42,3 метра, ширину 3,75, осадку 3,17, была снабжена двумя бензиновыми двигателями для надводного хода и двумя электродвигателями для движения под водой (400/400 л.с.), что позволяло ей развивать скорость 10,8 и 8,7 узла соответственно и нырять на 30 метров. У U1 был невиданный дотоле запас хода в 1500 морских миль, но вооружена она была слабо всего одной носовой торпедной трубой. Палубного орудия и мин лодка не несла. В запасе имелись три торпеды, но перезаряжать торпедный аппарат под водой в то время еще не умели. Любопытно, что первым, кто смог произвести перезагрузку торпедных труб под водой, был экипаж U9 Отто Веддигена. Произошло это во время учений 16 июня 1914 года.
Германские серийные лодки оказались достаточно надежными. До начала войны немцы потеряли из-за аварий всего одну лодку U3, да и ту позднее подняли и вновь ввели в строй. Кстати, в это время на лодке служил не кто иной, как Отто Веддиген, и спасся он тогда чудом.
U3 и U4, строительство которых началось на верфи в Данциге в 1906 году, были вооружены уже значительно лучше. На каждой имелось по четыре торпедных трубы по две на носу и в корме, боезапас из шести торпед, а также 105-миллиметровое палубное орудие, которое при погружении втягивалось внутрь корпуса.
U9 была заложена в июле 1908 года и принята на вооружение в апреле 1910-го, став первой из серии четырех лодок этого типа. От U1 она отличалась уже существенно. Вот основные характеристики U9: водоизмещение 493/611 тонн, длина 57,38 метра, ширина 6,00, осадка 3,15, глубина погружения 50 метров, скорость 14,2/8,1 узла, запас хода 3000 миль. Лодка приводилась в движение двумя керосиновыми двигателями Кортинга (на поверхности) и двумя электродвигателями под водой. Вооружение составляли 4 торпедные трубы (6 торпед) и убирающееся при погружении палубное орудие калибра 105 миллиметров. По штатному расписанию, экипаж состоял из 35 человек. Во время боя с английскими крейсерами на борту U9 находились 28 членов экипажа.
Чтобы выстрелить торпедой, следует вынести всю мебель
Новые немецкие субмарины были надежнее британских, французских и русских современниц, но все равно это были крайне неудобные, опасные и очень несовершенные аппараты, служба на которых была связана с постоянным смертельным риском и бытовым неудобством.
Вот как описывает в своих мемуарах, изданных уже после войны (Spiess J., Sechs Jahre U-bootfahrten. Berlin: R. Hobbing, 1925), внутреннее устройство подводной лодки Йоганн Шписс, старший помощник U9.
«В носовой части было помещение для торпедного аппарата и двух запасных торпед. Рядом с ним находилось офицерское помещение, в нем была только одна койка для штурмана и механика, и отличалось оно особенной сыростью и низкой температурой. Всякий раз, когда в носовой части происходила зарядка торпеды и предполагалась стрельба из торпедного аппарата, из жилых помещений приходилось выносить всю мебель. Койки и шкафы выдвигались в кают-компанию, что при ее крошечных размерах было очень нелегко. Койка вахтенного начальника была настолько узка, что лежать на ней на спине не было возможности, зато на боку тело спящего умещалось в ней так плотно, что никакая качка не могла сдвинуть его с места. Но и во время сна надо было быть начеку, так как на прилегающей к ней стене находился ящик с электрическими предохранителями, крышка этого ящика часто открывалась во время качки, и неосторожное движение ногой могло вызвать удар электрического тока
Находившиеся под жилыми помещениями аккумуляторы были свинцовые, электролитом они имели серную кислоту. При химической реакции в аккумуляторах, происходящей при их зарядке и некоторое время после ее окончания, выделяется гремучий газ. Последний удаляется из помещений специальными вентиляторами. Газ этот легко взрывается, для чего достаточно небольшой электрической искры. Такие взрывы неоднократно случались на немецких подводных лодках. Когда же в аккумуляторы попадала морская вода, то образовывался и выделялся хлористый водород. Из-за этих газов воздух в жилых помещениях был очень тяжелый, и команда постоянно мучилась головной болью.
В кормовой части лодки находился кубрик для команды, часть его была занята под электрическую кухню. Оборудование последней было очень примитивно, электрические кастрюли и особенно сковорода постоянно выбывали из строя вследствие неосторожного обращения повара, и обед приходилось готовить прямо на палубе. Для этого у нас имелась керосинка.
Жилые помещения не были обшиты деревом или пробкой и, так как температура в них была выше температуры моря, вся сырость осаждалась на железные бимсы потолка и капала оттуда прямо в лицо спящему. Только дождевик и прорезиненные морские карты могли предохранить от этой неприятности.
В одном из углов центрального поста была устроена уборная, защищенная от окружающих занавеской. Взглянув на это удобство, я понял, почему мой предшественник советовал мне перед длинными рейсами принимать опиум»
В ноябре 1910 года лодки U3 и U4 продемонстрировали великолепные мореходные качества, поддерживая скорость 12 узлов в центре жестокого осеннего шторма. А на военно-морских учениях 1912 года подводные лодки оказались более результативными, чем 80 немецких эсминцев вместе взятых. Один только Отто Веддиген, тогда еще лейтенант, на своей U9 потопил три условных британских линкора.
Йоганн Шписс писал о тех днях: «Черная тень войны неуклонно надвигалась, готовая накрыть нас. Практические упражнения и маневры подводных лодок велись почти непрерывно. Отрабатывались такие боевые операции, как срочное погружение, торпедная атака и перезагрузка торпедных труб».
Впрочем, старых германских адмиралов эти результаты не убедили. В Германии, как в Великобритании, во Франции и в России, были убеждены, что судьбу будущей войны на море решит численное превосходство в огромных бронированных чудовищах, вооруженных дальнобойной артиллерией максимально возможного калибра. Но началась Первая мировая война и именно Отто Веддигену удалось претворить теорию в практику.
Английская наживка
С началом войны Британия с целью нарушить снабжение противника объявила о морской блокаде Германии. Для этого использовались тяжелые боевые суда и эсминцы для их прикрытия. Германский имперский флот Открытого моря оказался заперт в портах, и лишь субмарины могли незаметно уходить в поход и возвращаться на свои базы. На этом этапе войны Германия стремилась нанести удар по королевскому военно-морскому флоту, не обращая внимания на торговые пути.
Одно из подразделений британцев, осуществлявших блокаду голландского побережья, было составлено из пяти устаревших больших броненосных крейсеров типа «Кресси» (Cressy). Это объяснялось недостаточным числом легких крейсеров, а также хорошей мореходностью броненосцев, которые могли находиться в дозоре в любую погоду, в отличие от эсминцев. В то же время Адмиралтейство не испытывало особых иллюзий относительно судьбы этих кораблей в случае их возможной встречи с современными германскими линкорами. Группа крейсеров даже получила прозвище «эскадра-наживка» (live bait squadron). Британцы полагали, что такая «приманка» может помочь выманить имперский флот Открытого моря с его защищенных баз, чтобы затем дать ему бой основными силами.
Все три потопленных английских корабля «Абукир», «Хог» и «Кресси» относились к одному типу. Всего между 1898 и 1902 годом было построено шесть таких крейсеров. Это были огромные боевые корабли водоизмещением 12 тысяч тонн, почти не уступавшие по данному показателю линкорам того же периода.
Вот некоторые характеристики броненосных крейсеров класса «Кресси»: длина 143,9 метра, ширина 21,2, осадка 7,6. Две паровые машины (30 котлов) развивали мощность в 21 тысячу лошадиных сил и скорость до 21 узла. Вооружение: 2 орудия калибра 234 миллиметра, 12х152 миллиметра, 14х76 миллиметров и 18 более мелкого калибра, 2 торпедных аппарата. Толщина броневого пояса 152 миллиметра. Команда, по штатному расписанию, состояла из 760 человек.
Прекрасный день, чтобы потопить корабль
20 и 21 сентября 1914 года в Северном море был сильный шторм, из-за которого британские эсминцы были вынуждены оставить свои тяжелые крейсера и вернуться на базу. Считалось, что риск атаки подводных лодок в такую погоду минимален, так как на короткой и высокой волне им не удержаться на плаву. Патрулируя отведенную им акваторию, крейсера должны были ходить переменными курсами со скоростью не менее 12 узлов. И тем, и другим правилом англичане пренебрегли.
U9 вышла из Киля 20 сентября и тоже попала в шторм. Гирокомпас вышел из строя, и лодка сбилась с курса, едва не сев на мель у побережья Голландии. Выйдя на глубокую воду, Веддиген приказал погрузиться на 30 метров, чтобы передохнуть, но сильное волнение ощущалось и на глубине. На следующее утро шторм стих, и лодка всплыла, чтобы зарядить батареи.
Вот как вспоминал об этом первый помощник капитана U9 Йоганн Шписс: «Встающее на востоке солнце заливало чистое небо ярким светом. Шторма как не было. В голубом небе ни облачка. Море было спокойным, видимость превосходной. Прекрасный день, чтобы потопить корабль».
И цели не заставили себя ждать

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 1 22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии произошло сражение, навсегда изменившее расстановку сил в войне на море. Германская подводная

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 1 22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии произошло сражение, навсегда изменившее расстановку сил в войне на море. Германская подводная

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 1 22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии произошло сражение, навсегда изменившее расстановку сил в войне на море. Германская подводная

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 1 22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии произошло сражение, навсегда изменившее расстановку сил в войне на море. Германская подводная

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 1 22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии произошло сражение, навсегда изменившее расстановку сил в войне на море. Германская подводная

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 1 22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии произошло сражение, навсегда изменившее расстановку сил в войне на море. Германская подводная

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 1 22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии произошло сражение, навсегда изменившее расстановку сил в войне на море. Германская подводная

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ВОЙНЫ. Часть 1 22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии произошло сражение, навсегда изменившее расстановку сил в войне на море. Германская подводная

.

Предыдущая запись Цветочные часы Линнея и почему они так и не заработали
Следующая запись Доедем до финиша с солнечной помощью

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *