«ВОДЛОЗЕРЬЕ ВСПЛЫВАЕТ, КАК СВЯТОЙ ГРАД КИТЕЖ»: КТО РАСКРЫЛ САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕВЕРНОЙ ПУСТЫНЕ КАРЕЛИИ

ВОДЛОЗЕРЬЕ ВСПЛЫВАЕТ, КАК СВЯТОЙ ГРАД КИТЕЖ: КТО РАСКРЫЛ САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕВЕРНОЙ ПУСТЫНЕ КАРЕЛИИ Карельский священник Олег Червяков создал национальный парк, без финансирования

Карельский священник Олег Червяков создал национальный парк, без финансирования отстраивает разрушенные храмы и поклонные кресты, восстанавливает быт здешних народов без современных удобств и мобильной связи. Как северная пустыня превратилась в уникальное явление русской культуры и стала настоящей пространственной иконой рассказывает Алексей Лидов, искусствовед, академик Российской академии художеств.
Водлозерье, где расположен национальный парк Карелии уникальный и малоизвестный край в России. Чтобы доехать до Куганаволока единственной более или менее крупной деревни на берегах огромного Водлозера, которое больше похоже на море, нужно семь часов ехать на машине от Петрозаводска. В Куганаволоке в некоторых местах интернет еще есть, а далее на всем Водлозере нет, и не работает мобильная связь. Связь обычно по рации, в некоторых местах есть стационарный телефон.
Я, впервые оказавшись в этом крае на конференции в 2007 году, увидев десятки километров водной глади, по-настоящему понял, что имели в виду наши отцы-подвижники, когда говорили о Северной Фиваиде, то есть о северной пустыне, в которой в полном уединении спасались монахи-подвижники. Эта северная пустыня даже не бесконечная и практически непроходимая тайга, а именно огромные водные поверхности.
Мне приходилось бывать в разных пустынях и азиатских, и африканских, и я испытывал похожие ощущения бескрайнего пространства, одиночества и одновременно какого-то особого мира, выведенного за пределы повседневной суеты. Здесь этому ощущению еще способствует невероятное низкое северное небо, преимущественно серебристо-серое, изменяющееся в редкие солнечные дни.
Тогда, двенадцать лет назад мой ныне покойный друг и коллега, философ, поэт, писатель и историк Русского Севера Юрий Владимирович Линник уговорил меня приехать на конференцию, проходящую на Водлозере, посвященную Ильинскому погосту главному историческому памятнику этих краев, объяснив мне, что я просто обязан побывать в этих местах, поскольку именно там есть сакральное пространство в чистом виде, причем пространство, которое иеротопически (иеротопия создание сакральных пространств) осваивалось русскими подвижниками, начиная с XV века.
Грант от первых Романовых:
С XV века этот регион, населенный такими племенами, как вепсы, чудь, и рядом других, был колонизирован новгородцами. С этого момента там началось присутствие русской культуры и русского православия. Расцвет региона размером со среднюю европейскую страну, очень плохо связанного с большой землей, пришелся на XVII век время строительства первых монастырей на островах Водлозера.
Сакральный центр находился на так называемой Юрьевой горе, куда в первой половине XVII века пришел русский подвижник, в прошлом монах Соловецкого монастыря, преподобный Диодор Юрьегорский. Он основал на Юрьевой горе пустынь, где жил в полной нищете без всяких средств вместе со своим учеником. Потом, следуя полученному видению, он отправился в Москву, где был принят царицей-инокиней Марфой, матерью основателя династии Романовых, Михаила Федоровича, которая опекала Северную Фиваиду. От нее он получил, как бы мы сейчас сказали, большой грант, значительное пожертвование церковные сосуды, книги, одеяния, все, что нужно было для нормальной литургической жизни в монастыре, поскольку у этого преподобного не было ровным счетом ничего. На этом месте возник большой монастырь.
Тогда, в 2007 году на конференции я прочел лекцию, посвященную иеротопии, науке о создании сакральных пространств, и возможности ее приложения для изучения сакрального пространства Водлозерья. Так получилось, что эта лекция произвела большое впечатление на тогдашнего директора национального парка и одновременно недавно рукоположенного местного священника Олега Червякова, который увидел в иеротопии основное направление своей будущей деятельности. И вот двенадцать лет он занимался сохранением и воссозданием сакральных пространств Водлозерья, практически новой иеротопией этого региона.
Два месяца назад, после двенадцатилетнего перерыва, он связался со мной и сказал: «Алексей Михайлович, я очень хочу, чтобы вы приехали и увидели, что мы сделали за эти годы. Может быть, посоветовали, как нам следует развивать этот регион дальше». Это приглашение поддержал национальный парк и его нынешний директор Алла Юрьевна Гудым.
Таким образом, я оказался в Водлозерье достаточно неожиданно для себя, не планируя эту поездку, но когда тебе говорят, что под влиянием твоих идей освоены большие и уникальные пространства, и просят тебя на них посмотреть, то отказать без сверхуважительных причин просто невозможно. Должен сказать, что то, что я увидел, превзошло мои ожидания: была проделана уникальная работа, причем почти чудесным образом, потому что никакой постоянной поддержки у проекта не было, как и не было регулярных серьезных спонсоров. Отец Олег вскоре после нашей встречи ушел из директоров национального парка, это был его личный выбор. Он просто понял, что невозможно сочетать духовную деятельность с административной.
Без удобств и связи как раньше:
Священник Олег Червяков выпускник Харьковского государственного университета, тема его дипломной работы «Математическое моделирование эколого-экономических систем». Интерес к экологии привел его к созданию Водлозерского парка, в котором в 1991 году он стал первым директором. Он понял, что нашел новую духовную родину, и много лет ведет жизнь современного подвижника Северной Фиваиды, он прямой продолжатель дела отцов XVII века. Связь между ним и святым Диодором Юрьегорским мне видится абсолютно прямой.
В служении отцу Олегу очень помогает его жена Наталья Червякова, в прошлом филолог из Петрозаводска, продолжающая заниматься исследовательской филологической деятельностью, связанной с Водлозерьем, реконструкцией житий, подготовкой и печатью богослужебных книг для особых храмов и часовен с конкретным богослужебным уставом именно для этого храма и этой часовни, причем книги часто издаются в одном экземпляре. В общем, пример невероятной в наши дни деятельности, хозяйственной, духовной и научно-культурной.
Хозяйственной, потому что Червяковы постоянно живут на Водлозере, построили большой традиционный огромный дом в селении Варишпельда, где восстановили образ жизни людей, живших там ранее. Местных жителей окончательно не осталось там в хрущевское время, когда последние деревни в Водлозерье были уничтожены во время проводившейся при Хрущеве политической практики по укрупнению (на деле уничтожению) малых деревень. Поскольку там все деревни были малые, они были в принудительном порядке закрыты это уже не говоря про другую деятельность советской власти, поработавшей над тем, чтобы в Водлозерье осталось как можно меньше людей.
Супруги восстанавливают в полном одиночестве на этом хуторе, созданном ими по образцам древних поселений, ту жизнь, которая здесь была до 1917 года.
У них свои козы, куры, лошадь в общем, настоящее домашнее хозяйство. Живут отчасти рыбной ловлей. Я уже не упоминаю про то, что они мясо просто не едят. Их жизнь в условиях минимального комфорта, с мытьем в бане, с удобствами на улице и с отсутствием связи. Правда, есть небольшое количество электричества от генератора, но его недостаточно для регулярного пользования.
Кстати, в последнее время в этом регионе распространились солнечные батареи. Во многих местах я видел солнечные батареи как главный источник электроэнергии, при том условии, что солнца в этом регионе крайне мало, но все равно какое-то минимальное количество удается при помощи этих батарей выработать.
Четыре с половиной дня, которые я там провел, мы все время путешествовали на катере и осматривали новые сакральные пространства, храмы и часовни, созданные отцом Олегом. Повторяю, созданные практически чудесным образом, потому что никакого регулярного финансирования за этим не было. Иногда, как священник мне рассказывал, он начинал строить храм и не знал, насколько высоко он его может поставить, потому что денег было ровно на закладку фундаментов и первых венцов.
Но всякий раз, почти чудесным образом, эти деньги откуда-то появлялись, и храм удавалось завершить. Хотя даже технически это все было сделать очень сложно, потому что на Юрьеву гору привезти необходимые для строительства большого храма бревна просто героическое предприятие. Я уже не говорю о том, что все бревна отесаны традиционным способом, то есть при помощи топора, все сделано так, как было принято в старину.
Меня поразило и качество всех работ. При том условии, что почти все на этом строительстве, начиная с самого отца Олега, работали во славу Божию. Это соотношение отсутствия материальных стимулов и невероятно высокого качества исполнения было одним из ярких моих впечатлений, напомнивших о средневековом зодчестве. Находились люди из разных городов страны, которые приезжали в Водлозерье на недели и на месяцы просто для того, чтобы поработать вместе над воссозданием этой исторической духовной жизни.
Икона, которую мало кто увидит:
Доехать в большинстве мест до этих островов с часовнями, храмами, поклонными крестами, а также так называемыми «голубцами», довольно сложно. Голубец памятный мемориальный знак, который ставили наши северные предки, для того чтобы отметить некое событие. Информация об этих голубцах сохранилась в источниках, и отец Олег и его сотрудники, когда он работал еще в национальном парке, собрали все, что возможно, об этих предметах и почти все их восстановили. В том числе они сделали новые голубцы и поклонные кресты, иногда посвященные очень важным событиям. Рядом с традиционными можно увидеть и «авангардистский» голубец на краю одного из удаленных и нежилых малых островов увидел памятник деревянную скульптуру, посвященную Сотворению мира и украшенную библейской цитатой о Духе Божьем, носившемся над водами (Бытие 1,2).
Довольно неожиданно было узнать, что на Белом озере они поставили (восстановили) мемориальный знак, посвященный воинам-водлозерцам, которые сражались на стороне Белой армии. В гражданскую войну шли довольно интенсивные бои в этом регионе, водлозерцы сражались на стороне белых, и большинство героически погибли. В их память и был установлен особый голубец.
Большинство поставленных новых часовен и храмов стоят на местах исторических святынь, известных по источникам, иногда сохранившимся на уровне фундаментов. Но на этом наши знания и заканчиваются, потому что у подавляющего большинства не сохранилось не только фотографий, но даже каких-то элементарных рисунков, чтобы реконструировать их первоначальный облик. Поэтому храмы ставятся на исторических местах, но ставятся без каких-либо претензий на историческое воспроизведение того, что стояло на этом месте раньше, просто на основе лучших образцов деревянного зодчества.
В этой работе, в подготовке архитектурных проектов и разработке эскизов участвует не только сам отец Олег и матушка, но и лучшие специалисты по русской деревянной архитектуре, которые также делают архитектурные проекты во славу Божию.
В частности, такой замечательный храм стоит на Юрьевой горе. Причем к постройке храмов здесь стараются подходить с максимально высокими научными требованиями.
Прежде чем ставить этот храм, надо было произвести археологические раскопки. Одной из главных целей этих раскопок было стремление найти утерянные мощи преподобного Диодора Юрьегорского и его ученика Платона. Приехал высокопрофессиональный археолог из Москвы и сделал эту работу на первоклассном профессиональном уровне. В итоге были обретены мощи святого Диодора и его ученика святого Платона. Двухъярусный храм поставлен как святилище над их мощами.
Параллельно были сделаны любопытнейшие археологические открытия, которые иногда подтверждали древние сказания. В частности, в житии Диодора Юрьегорского говорится, что в том месте, где он сначала поставил крест, а потом построил храм, жили бесы. В момент строительства храма они стали раскачивать гору, не давая завершить постройку, но по молитве святого место было от бесов очищено. Это предание, которое встречается в разных житийных текстах, вдруг получило неожиданное подтверждение: рядом с храмом те же археологи раскопали дохристианский языческий могильник. Это доказывает, что там исторически было капище, то есть «место обитания бесов». Раскопали и могилы этих древних язычников, с костями, лежащими в ямках из пепла.
Территории вокруг был возвращен ее первоначальный иконический облик, она была вычищена от леса, который там появился за последние сто лет склон горы с большой поляной и с увенчивающим пейзаж силуэтом высокого храма в честь Святой Троицы. Неподалеку в лесу находится восстановленная келья преподобного Диодора Юрьегорского, над которой сделана часовня уникальная конструкция, где в одном здании совмещена небольшая монашеская келья и стоящая над ней часовня с пространством для ежедневной молитвы. Тут же рядом неподалеку разнообразные поклонные кресты, очень красиво украшенные резьбой, раскрашенные в традиционном северном стиле.
Из ничего, из леса, из полного запустения, на историческом святом месте создана уникальная сакральная пространственная среда, которую охраняет один-единственный смотритель, живущий там постоянно.
Из полного праха, из небытия и уничтожения, возвращается наша культура. Водлозерье всплывает как некая Атлантида или святой град Китеж, ушедший под воду воду забвения более чем на сто лет.
Мне думается, что трудно переоценить значение этого вроде бы с практической точки зрения странного занятия. Людей там фактически нет, если за год Юрьеву гору посещает несколько десятков человек, это уже очень хорошо. В основном это очень целеустремленные паломники или случайные туристы.
На самом деле это и не важно, сколько людей смогут доехать, важно, что здесь снова существует «пространственная икона», уникальный, хоть и затерянный, духовный мир, который сегодня возрождается трудами замечательных подвижников. Перед нами пример огромного достижения современной российской культуры, который мы не видим, но о котором должны знать.
Увиденное в Водлозерье мне трудно сопоставить с чем-то, что за последние двенадцать лет произошло во всей российской культуре. Подчеркиваю, во всей я имею в виду и произведения архитектуры, театра, музыки, кино. Этот огромный и единственный в мире проект выдерживает сравнение с любым другим по значению, масштабности, красоте и духовной сосредоточенности. Это возникшее из небытия сакральное пространство наше новое общее достояние, которое мы обязаны передать в целости и сохранности нашим детям и внукам.

ВОДЛОЗЕРЬЕ ВСПЛЫВАЕТ, КАК СВЯТОЙ ГРАД КИТЕЖ: КТО РАСКРЫЛ САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕВЕРНОЙ ПУСТЫНЕ КАРЕЛИИ Карельский священник Олег Червяков создал национальный парк, без финансирования

ВОДЛОЗЕРЬЕ ВСПЛЫВАЕТ, КАК СВЯТОЙ ГРАД КИТЕЖ: КТО РАСКРЫЛ САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕВЕРНОЙ ПУСТЫНЕ КАРЕЛИИ Карельский священник Олег Червяков создал национальный парк, без финансирования

ВОДЛОЗЕРЬЕ ВСПЛЫВАЕТ, КАК СВЯТОЙ ГРАД КИТЕЖ: КТО РАСКРЫЛ САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕВЕРНОЙ ПУСТЫНЕ КАРЕЛИИ Карельский священник Олег Червяков создал национальный парк, без финансирования

ВОДЛОЗЕРЬЕ ВСПЛЫВАЕТ, КАК СВЯТОЙ ГРАД КИТЕЖ: КТО РАСКРЫЛ САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕВЕРНОЙ ПУСТЫНЕ КАРЕЛИИ Карельский священник Олег Червяков создал национальный парк, без финансирования

ВОДЛОЗЕРЬЕ ВСПЛЫВАЕТ, КАК СВЯТОЙ ГРАД КИТЕЖ: КТО РАСКРЫЛ САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕВЕРНОЙ ПУСТЫНЕ КАРЕЛИИ Карельский священник Олег Червяков создал национальный парк, без финансирования

ВОДЛОЗЕРЬЕ ВСПЛЫВАЕТ, КАК СВЯТОЙ ГРАД КИТЕЖ: КТО РАСКРЫЛ САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕВЕРНОЙ ПУСТЫНЕ КАРЕЛИИ Карельский священник Олег Червяков создал национальный парк, без финансирования

ВОДЛОЗЕРЬЕ ВСПЛЫВАЕТ, КАК СВЯТОЙ ГРАД КИТЕЖ: КТО РАСКРЫЛ САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕВЕРНОЙ ПУСТЫНЕ КАРЕЛИИ Карельский священник Олег Червяков создал национальный парк, без финансирования

ВОДЛОЗЕРЬЕ ВСПЛЫВАЕТ, КАК СВЯТОЙ ГРАД КИТЕЖ: КТО РАСКРЫЛ САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕВЕРНОЙ ПУСТЫНЕ КАРЕЛИИ Карельский священник Олег Червяков создал национальный парк, без финансирования

ВОДЛОЗЕРЬЕ ВСПЛЫВАЕТ, КАК СВЯТОЙ ГРАД КИТЕЖ: КТО РАСКРЫЛ САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕВЕРНОЙ ПУСТЫНЕ КАРЕЛИИ Карельский священник Олег Червяков создал национальный парк, без финансирования

ВОДЛОЗЕРЬЕ ВСПЛЫВАЕТ, КАК СВЯТОЙ ГРАД КИТЕЖ: КТО РАСКРЫЛ САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕВЕРНОЙ ПУСТЫНЕ КАРЕЛИИ Карельский священник Олег Червяков создал национальный парк, без финансирования

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *